Доклад "Критерии педагогического мастерства"
Оценка 5

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
администрации
Взрослым
12.10.2017
Доклад "Критерии педагогического мастерства"
Доклад по теме "Критерии педагогического мастерства" подготовлен для выступления на цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин. Дает краткий обзор работ Н.В. Кузьминой, А.И. Кочетова, Б.П. Битинаса, Н.Н. Эверта, А.К. Марковой, О.Р. Черноусовой и др.Может быть полезен для преподавателей различных дисциплин при планировании самообразования.Доклад
критерии педагогического мастерства ПКЦ.docx
Министерство образования Рязанской области Областное государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение  «Рязанский колледж имени героя Советского Союза Н.Н. Комарова» Заседание  цикловой комиссии  общеобразовательных  дисциплин Сообщение «Критерии педагогического мастерства»                                                               преподаватель специальных дисциплин Подготовила ­  Вилкова Галина Николаевна п. Варские – 2016 г. Понятие   «критерий»   обозначает   признак,   на   основе   которого   производится оценка:   мерило   этой   оценки.   По­гречески   слово   «критерий»   обозначает «средство   для   суждения».   Исследователи   особенностей   педагогической деятельности, личности учителя избирают разнообразные средства для суждения о   качественном   уровне   развития   личности   профессионала   в   педагогической деятельности, об эффективности педагогического труда. Проблема критериев эффективности педагогической деятельности находит свое отражение   в   работах   Н.В.   Кузьминой,   А.И.   Кочетова,   Б.П.   Битинаса,   Н.Н. Эверта, А.К. Марковой, О.Р. Черноусовой и др. Н.В. Кузьмина критериями результативной педагогической деятельности считает наличие   сформированных   разнообразных   педагогических   способностей, позволяющих   осуществлять   педагогическую   деятельность   на   высоком профессиональном уровне . Б.П. Битинас в качестве критериев профессионализма учителя рассматривает направленность   педагогического   воздействия,   устойчивость   воспитательных методов,   уровень   развития   личности   педагога,   способность   саморазвитию   им своего профессионализма. А.К.  Маркова  считает, что «при изучении  профессиональной компетентности надо   рассматривать   пять   ее   блоков:   педагогическую   деятельность, педагогическое   общение,   личность   учителя,   обученность   и   воспитанность школьников... При оценке учителя внутри каждого блока его профессиональной компетентности   надо   рассматривать   отдельно:   его   профессиональные   знания, профессиональные позиции, педагогические умения, психологические качества (психологические   новообразования)»   .   Критериями   мастерства   учителя   в соответствии с указанными блоками его компетентности являются реализация педагогом   в   своем   труде   всех   компонентов   педагогической   деятельности, направленных   на   результативное   решение   задач   обучения   и   воспитания школьников;   высокий   уровень   педагогического   общения;   всесторонняя реализуемость личности учителя в процессе его трудовой деятельности; высокий уровень   обученности   и   воспитанности   школьников   как   результат профессиональных усилий педагога. По А.И. Кочетову, основными параметрами изучения результативности  труда учителя   являются   критерии,   которыми   измеряют   обученность,   обучаемость, воспитанность   и   воспитуемость   школьников,   сформированность   классного коллектива,   характер   педагогического   общения.   Каждый   из   этих   критериев характеризуется   через   определенные   показатели,   наполнен   определенным содержанием, которое проявляется как видимое и невидимое. О.Р.   Черноусова   предлагает   к   рассмотрению   конкретные   критерии педагогического   мастерства   учителя,   относя   к   ним   сформированность творческих педагогических качеств, овладение современными педагогическими технологиями,   психолого­педагогическую   информированность   учителя, культуру   педагогического   общения,   сотрудничество   и   взаимодействие   с учениками, диагностический подход к обучению и воспитанию, методическую культуру педагога. Данные   критерии   отражают   сформированность   педагогического   мастерства, проявляющегося   и   в   высоком   уровне   профессиональной   деятельности,   и   в личностных   качествах   учителя,   ее   осуществляющего.   Однако   их   нужно дополнить   критериями,   необходимость   использования   которых   продиктована особенностями   современного   педагогического   процесса.   Такими   критериями являются   высокий   уровень   личностного   развития   учителя,   его   учеников,   их способность к саморазвитию как результат совместных усилий педагога и его воспитанников, их сотрудничества и взаимодействия. Иными словами, важным критерием педагогического мастерства современного учителя является наличие у   него   нового   педагогического   мышления,  которое   заключается   в   понимании субъектной   роли   ученика   в   педагогическом   процессе,   в   осознании необходимости создания условий для личностного саморазвития школьников.  Виды педагогической деятельности Традиционно   основными   осуществляемыми   в   целостном   педагогическом   процессе, преподавание и воспитательная работа. Воспитательная   работа  —   это   педагогическая   деятельность,  направленная   на организацию   воспитательной   среды   и   управление   разнообразными   видами деятельности   воспитанников   с   целью   решения   задач   гармоничного   развития личности.   А   преподавание   —   это   такой   вид   педагогической   деятельности, который   направлен   на   управление   преимущественно   познавательной видами   педагогической   деятельности,   являются По   большому   счету,   педагогическая   и деятельностью   школьников. воспитательная   деятельность   —   понятия   тождественные.   Такое   понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания. Обучение,   раскрытию   сущности   и   содержания   которого   посвящено   много исследований,   лишь   условно,   для   удобства   и   более   глубокого   его   познания, рассматривается   изолированно   от   воспитания.   Не   случайно   педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования, неотъемлемыми его   компонентами   наряду   со   знаниями   и   умениями,   которыми   человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально­ценностного   отношения   к   окружающему   миру.   Без   единства преподавания   и   воспитательной   работы   реализовать   названные   элементы образования   не   представляется   возможным.   Выражаясь   образно,   целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание". Сравним   в   общих   чертах   деятельность   преподавания,   имеющую   место   как   в процессе   обучения,   так   и   во   внеурочное   время,   и   воспитательную   работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе. Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является   достижение   учебной   цели.   также осуществляемая   в   рамках   любой   организационной   формы,   не   преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками   организационной   формы   сроки.   В   воспитательной   работе   можно предусмотреть   лишь   последовательное   решение   конкретных   задач, ориентированных   на   цель.   Важнейшим   критерием   эффективного   решения воспитательных   задач   являются   позитивные   изменения   в   сознании воспитанников,   проявляющиеся   в   эмоциональных   реакциях,   поведении   и деятельности. Содержание обучения, а следовательно и логику преподавания, можно жестко запрограммировать,   чего   не   допускает   содержание   воспитательной   работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук  и  искусств,  изучение   которых  не   предусмотрено   учебными  планами,  по   Воспитательная   работа, существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям,   к   науке   (учению),   к   природе,   к   вещам,   предметам   и   явлениям окружающего   мира,   к   самому   себе.   Логику   воспитательной   работы преподавателя в каждой отдельно взятой учебной группе нельзя предопределить нормативными документами. Преподаватель   имеет   дело   примерно   с  однородным  «исходным   материалом». Результаты  учения  практически   однозначно   определяются   его   деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность студента. Воспитатель   вынужден   считаться   с   тем,   что   его   педагогические   воздействия могут  пересекаться  с неорганизованными  и  организованными  отрицательными влияниями на воспитуемого. Преподавание как деятельность имеет дискретный характер.   Оно   обычно   не   предполагает   взаимодействия   с   учащимися   в подготовительный   период,   который   может   быть   более   или   менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при   условии   отсутствия   непосредственного   контакта   с   преподавателем воспитуемый   находится   под   его   опосредованным   влиянием.   Обычно подготовительная   часть   в   воспитательной   работе   более   продолжительна,   а нередко и более значима, чем основная часть. Критерий   эффективности   деятельности   студентов   в   процессе   обучения   — уровень усвоения знаний и  умений,  овладения способами  решения различных задач,   интенсивности   продвижения   в   развитии.   Результаты   деятельности студентов   легко   выявляются   и   могут   быть   зафиксированы   в   качественно­ количественных показателях. В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов   деятельности   воспитателя   с   выработанными   критериями воспитанности.   Очень   трудно   в   развивающейся   личности   выделить   результат деятельности   именно   воспитателя.   В   силу   стохастичности   воспитательного процесса   затруднено   предвидение   результатов   тех   или   иных   воспитательных действий и их получение сильно отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь. Отмеченные   различия   в   организации   деятельности   преподавания   и воспитательной   работы   показывают,   что   преподавание   значительно   легче   по способам   его   организации   и   реализации,   а   в   структуре   целостного педагогического   процесса   оно   занимает   подчиненное   положение.   Если   в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать   и   закрепить   те   или   иные   отношения   личности   значительно   сложнее, поскольку   решающую   роль   здесь   играет   свобода   выбора.   Именно   поэтому успешность   учения   во   многом   зависит   от   сформированного   познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы. Выявление специфики основных видов педагогической деятельности показывает, что преподавание и воспитательная работа в их диалектическом единстве имеют место в деятельности педагога любой специальности. Итак, из многих видов деятельности студентов познавательная не замыкается только   рамками   обучения,   которое,   в   свою   очередь,   «отягощено» воспитательными   функциями.   что   успехов   в преподавательской деятельности добиваются прежде всего те педагоги, которые владеют   педагогическим   умением   развивать   и   поддерживать   познавательные интересы   студентов,   создавать   на   занятиях   атмосферу   общего   творчества, групповой   ответственности   и   заинтересованности   в   успехах   одногруппников. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы   являются   первичными   в   содержании   профессиональной   готовности педагога. В связи с этим профессиональная подготовка будущих преподавателей имеет   своей   целью   формирование   их   готовности   к   управлению   целостным педагогическим процессом.    Опыт   показывает,

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"

Доклад "Критерии педагогического мастерства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017