Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"
Оценка 4.7

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
07.02.2018
Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. И для эффективной реализации данных задач для выявления одаренных детей и дальнейшего их развития учителя начальных классов школы МОУ "Сланцевская СОШ №3" активно используют следующие приемы работы.
Методы и приемы работы с одаренными детьми [Автосохраненный].docx
Задачи и принципы обучения Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в  каждой общеобразовательной школе.  Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Основным в работе учителя считается личностное развитие ученика и каждый из  учителей для достижения наибольших результатов старается реализовать следующие  задачи:  1.Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.  2.Стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов  выполнения заданий без боязни ошибиться, ответить неправильно.  3.Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.  Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким  образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого  потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача  учителя ­ повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование  познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой  занимается ученик, ему интересна. И для эффективной реализации данных задач для выявления одаренных детей и  дальнейшего их развития учителя начальных классов школы №3 активно используют  такие приемы работы как: 1. Проектная деятельность.  В каждой параллели, в каждом классе, практически по каждому учебному  предмету в нашей школе предусмотрено участие детей в проектной деятельности. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый  учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности.  Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на  организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных  классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в  младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных  качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст  рассматривается как малозначимый, “проходной” для метода проектов, то нарушается  преемственность между этапами развития учебно­познавательной деятельности  обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь  желаемых результатов в проектной деятельности. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится  как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач.  Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько  интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием  задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других.  Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью  проделывать конкретную работу. Занимаясь проектной деятельностью мы с вами решаем следующие задачи: 1. Узкопрактические: получение информации по определённой теме. 2. Обучающие: повышение уровня познавательной, информационной, коммуникативной  и других компетенций ученика. 3. Развивающие: выявление талантов, склонностей ученика и, как следствие этого,  общее повышение мотивации к учебной деятельности, воспитание потребности к  самообучению и саморазвитию. Проектная деятельность в школе существует для того, чтобы научить детей  самостоятельности в получении знаний. Ученик должен  овладеть информационной компетенцией: умение находить и извлекать необходимую  информацию в условиях её обилия, выделять главное, усваивать в виде новых знаний. А также проектная деятельность, как никакая другая, служит цели  формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со  сверстниками, учителем, родителями, техникой, с Интернетом и любым  информационным полем. Экспериментально подтверждено, что метод проектов позволяет решать задачи  формирования проектно­исследовательской компетентности учащихся, и может быть  использован при решении учебно­воспитательных задач.  2. Создание портфолио. Портфолио ученика начальной школы это средство мотивации всестороннего  личностного развития. Идея портфеля индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной. В нашей школе каждый учитель с каждым учеником создает папки индивидуальных достижений.   Портфолио   становится   «историей   успеха»,   помогающей   проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего   не   знает   и   не   умеет   ученик,   на   то,   что   он   знает   и   умеет,   в   интеграции количественной   и   качественной   оценки,   и,   наконец,   в   переносе   педагогического ударения с оценки на самооценку.  Основной смысл Портфолио – показать все, на что способен ученик. Наличие у ребенка   портфолио   позволит   сделать   оценивание   оптимистичным,   не   допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути. Основное   предназначение   портфолио  –   продемонстрировать   достижения ученика   в   различных   областях   деятельности:   учебной,   творческой,   социальной, коммуникативной. Функции портфолио: ­ Диагностическая ­ фиксирует изменения и рост за определенный период  времени.  ­ Целеполагания ­ поддерживает учебные цели ученика.  ­ Содержательная ­ раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.  ­ Развивающая ­ обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.  ­ Мотивационная ­ поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей  и родителей.  ­ Рейтинговая ­ показывает диапазон навыков, умений.  С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и  воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой  деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации.  Успешность работы с портфолио зависит от грамотного поведения всех, кто  принимает участие в его формировании.       Дети учатся замечать собственные успехи, и  следовательно  саморазвиваются и самореализуются.  Школьники, которым трудно учиться, могут  преуспевать в других видах деятельности, а, значит, повысить самооценку и успешно  социализироваться в классном коллективе.   Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно могут помочь  своим детям стать специалистами в той или иной области.  Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха, оказывает  педагогическую помощь конкретным детям.  Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного  процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.  А также, применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения. 3. Еще одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития  одарённых детей является участие детей в различного рода конкурсах,  олимпиадах и викторинах.  Олимпиада ­  одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в  олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка,  воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.  Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и  стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по  темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения,  навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Вполне  возможно, что ребенок с удовольствием будет получать новые знания для того, чтобы  занимать призовые места в рамках олимпиады. Чаще всего дети, которые постоянно  участвуют в олимпиадах и конкурсах, проявляют активность и в других сферах жизни.  Они занимаются спортом, ведут общественную деятельность, занимают руководящие  должности в активе класса. Проведение конкурсов позволяет выявить действительно талантливых детишек, способности которых в последующем необходимо развивать. Чем  раньше это сделать, тем лучше.  Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет  возможность  организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных  способностей детей посредством  участия в  дистанционных олимпиадах, конкурсах и  викторинах  по разным предметам. Дистанционная олимпиада – эффективный способ  выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает  проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным,  несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе. Преимуществами  дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания,  проведение в удобное для ребёнка время, возможность совмещения с учебным  процессом, отсутствие ограничений количества участников. Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.  В Интернет пространстве представлены материалы конкурсов, олимпиад и викторин  по различным предметным областям (математика, языкознание, литература,  окружающий мир, информационные технологии, ОБЖ), а также межпредметные  конкурсы. Это позволяет учащимся и учителю выбрать наиболее интересную для себя  предметную область, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в других  областях знаний. Стоит отметить, что всероссийские предметные олимпиады для начальной школы –  это самый престижный вид конкурсов из всех, которые доступны. Они позволяют  определить самых лучших учеников в различных предметных областях. Дети имеют  возможность посоревноваться в знаниях по русскому языку и литературе, математике,  окружающему миру, трудовому обучению, физкультуре и другим предметам, благодаря  которым ученики делают первые шаги в освоении окружающего мира.   С 1 по 4 класс ученики нашей школы участвуют в различных конкурсах и олимпиадах всероссийского, регионального и муниципального масштаба, как в дистанционных, так и нет.  Это   не   обязательно   предметная   деятельность,   это   может   быть   и   возможность проявить себя с творческой стороны.  Более 200 школьников являются победителями, призёрами,   участниками   конкурсов   и   награждены   сертификатами,   дипломами, грамотами. Стоит ли принимать участие в олимпиадах и конкурсах? Ученикам начальной  школы очень важно делать свои первые шаги к науке путем участия в подобного рода  мероприятиях. Родителям ни в коем случае нельзя отговаривать своих детей и тем более запрещать. Некоторые взрослые не понимают этого и внушают детям, что такие нагрузки никак не пригодятся в жизни, что это просто пустая трата времени и сил. На самом деле  это совершенно не так. Родители будут приятно удивлены тем, каким собранным,  целеустремленным, уверенным в себе станет их ребенок после участия в различных  конкурсах и олимпиадах. Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только  широкий круг интересов, знаний и умений, творческое, нетрадиционное, личное  мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость. Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"

Доклад "Методы и приемы работы с одаренными детьми"
Скачать файл