Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».
Оценка 4.8

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Оценка 4.8
Документация
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
29.09.2019
Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».
Задачами данного доклада являются: — акцентировать внимание на понятии «конфликт», стадиях его протекания, основных видах конфликтов и стратегиях разрешения конфликтных ситуаций; — содействовать осознанию «ошибок» в построении взаимоотношений; — способствовать развитию умения понимать и уважать чувства других людей. Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последействия». Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт с учеником, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми, кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может, навсегда… Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе. Конфликт (от лат. conflictus – ссора, столкновение, спор) - определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий: • присутствие двух или более людей; • наличие противоположных взглядов, позиций и мнений; • столкновение противоположно направленных
доклад л.б.docx
Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления». Подготовила: Мухитдинова Л.Б. 2019 год Задачами данного доклада являются: — акцентировать внимание  на понятии «конфликт», стадиях его протекания,  основных видах конфликтов и стратегиях разрешения конфликтных ситуаций; — содействовать осознанию «ошибок» в построении взаимоотношений; — способствовать развитию умения понимать и уважать чувства других людей. Всем   известно,   что   любой   конфликт   имеет   пагубные   последствия.   Он   всегда   окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последействия». Все­таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для   обеих   сторон   выходить   из   них.   Помните:   сегодня,   не   сумев   сдержать   эмоции,   вы вступили   в   конфликт   с   учеником,   коллегой   по   работе,   а   завтра,   действуя   подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми, кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может, навсегда… Таким   образом,   если   человек   научится   достойно   выходить   из   конфликта   или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе. Конфликт (от лат. conflictus – ссора, столкновение, спор) ­ определяется как отсутствие согласия   между   двумя   или   более   сторонами,   как   столкновение   противоположно направленных,   не   совместимых   друг   с   другом   тенденций   в   сознании   индивидов,   в межличностных   или   межгрупповых   взаимодействиях,   связанное   с   отрицательными эмоциональными переживаниями. Итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий: • присутствие двух или более людей; • наличие противоположных взглядов, позиций и мнений; • столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений. Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды и пр. Напомню, что ссора —   это   состояние   отношений,   характеризующееся   негативными   переживаниями, напряженностью, враждебностью. Ссора менее эмоционально окрашена, чем конфликт. Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. В основном выделяют три стадии конфликта: — предконфликтная, — собственно конфликт, — разрешение конфликта. Чтобы точно описать конфликт надо: установить его действительных участников; изучить их мотивы, цели, особенности характера; выявить их отношения в предконфликтной ситуации; выявить   главные   причины   интересов   и   ценностей,   которые   привели   к   этому      конфликту; узнать намерения участников о приемлемых способах преодоления конфликта;   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих на данном этапе в конфликте; определить все возможные пути преодоления конфликта. Сегодня   мы   поговорим   о   межличностных   конфликтах.   Межличностный   —   самый распространенный вид конфликтов, так как любой конфликт, в конечном счете, так или иначе, сводится к межличностному. В межличностных конфликтах важную роль играют индивидуальные качества участников, их личная самооценка, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия. В детском коллективе (младший школьный возраст) межличностные конфликты протекают в форме соперничества (стремлении к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем). Таким образом, можно выделить основные причины межличностных конфликтов в детском коллективе:  Несовместимость характеров;  Столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов; Внутриличностные противоречия; Соперничество (конкуренция). В   детском   коллективе   часто   провоцируют   конфликтные   ситуации   трудные   или конфликтные дети. Воспитатели относят их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато   возникновением   конфликтов.   В   работе   по   предупреждению   и   разрешению конфликтных ситуаций воспитатель может ориентироваться на следующие типы трудных детей : Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают; Жалобщики – всегда на что­нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблемы; Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно; свое превосходство; Сверхпокладистые – со всеми соглашаются; Всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют Нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться; Максималисты   –   хотят   чего   –   то   прямо   сейчас,   даже   если   в   этом   нет необходимости; Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика; Невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом. Стратегия   поведения   воспитателя   в   конфликте   между   детьми   –   программа   и   план действий, направленных на разрешение конфликта с учетом интересов каждого ребенка и наименьшими   потерями   для   каждого,   превратив   возникшую   проблему   в   возможность открыть для себя и для детей нечто новое. Тип   поведения   воспитателя   при   разрешении   детских   конфликтов   может   быть авторитарным, демократическим или анархически – попустительствующим. Практическое   задание:   давайте   попробуем   определить,   какую   позицию,   или   какой   тип поведения предпочитаете вы, как воспитатель. Предлагаю ответить на такие вопросы: 1. Какие качества необходимо воспитывать в детях? 2. Какие качества в детях Вашего класса более всего Вас огорчают? (воспитатели письменно отвечают на два поставленных вопроса, затем анализируются их ответы с типом поведения в конфликтной ситуации между детьми) Анализ ответов воспитателей: ­ Вы придерживаетесь авторитарного типа поведения, если отмечается в Ваших ответах необходимость воспитания в детях эмоционально­волевых качеств, например таких, как: настойчивость,   дисциплинированность,   послушание,   самостоятельность,   инициативность, трудолюбие. Больше всего Вас огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость,   отсутствие сосредоточенности, неумение слушать.   неумение   вести   себя   на   занятиях,   неусидчивость, ­   Воспитатели   с   демократическим   типом   поведения   считают,   что   в   детях   важно воспитывать   моральные   качества:   отзывчивость,   доброту,   справедливость,   честность, вежливость.   А   вызывает   у   них   огорчение   отсутствие   у   детей   дружелюбия   и доброжелательности   к   сверстникам,   неумение   дружить,   дружно   играть,   невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. ­ Анархически – попустительствующий тип поведения воспитателя и руководства классом в целом чаще встречается в тех случаях, когда педагог не имеет специального образования и выбор этой профессии, в силу каких­то обстоятельств, оказывается для него случайным. Наиболее   благоприятную   атмосферу   во   взаимодействии   с   ребенком   создает демократический   тип   поведения   воспитателя,   который   придерживается   позиции равноправного партнерства. Суть ее состоит в том, что воспитатель в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, и тем самым обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы. Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации (идет процесс обучения). Итак, самая важная педагогическая задача – научить ребенка быть самостоятельным и отвечать самому за свои действия. Как   решать   конфликты   среди   детей?   Попробуем   ответить   на   этот   вопрос   с   помощью рассмотрения ситуации наиболее распространенной. Почти в каждом классе есть свой забияка и хулиган. Для него верно только одно правило: правда   ­   на   стороне   сильнейшего.   Остальные   дети   вынуждены   подчиняться   его требованиям,   кто   не   согласен   ­   получит   подзатыльник.   С   таким   ребенком   сложно договориться, он верит только в один аргумент: в кулак. Что поделаешь, так его воспитали родители, или так на него повлияла «плохая» компания. Конечно же, стоит избегать драк и применения силы, доказывать же что­либо хулигану бессмысленно. Выход один: научить других детей защищаться и постараться оградить их от общения с забиякой. Если он один ­ он слаб. Если же другие дети его поддерживают, дружат с ним, то он чувствует  себя  королем.  Пусть пострадавшие  от его  унижений  дети объединятся  и создадут «оппозиционную» группу. Если у драчуна есть постоянная жертва оскорблений, они часто ругаются и дерутся между собой,   то   тут   можно   поступить   иначе.   Стоит   попробовать   сдружить   их.   Например, посадить за одну парту или назначить в напарники по какой­нибудь работе. Пусть научатся сотрудничать ­ такой опыт очень пригодится им в дальнейшей жизни. Бывали даже случаи, когда после нескольких месяцев такой «операции» ребята стали настоящими друзьями. Что же делать, если жертвой унижений стал тихий и необщительный ребенок. Если   постоянно   защищать   его   от   малейшей   неприятности,   то   можно   впасть   в   другую крайность: он никогда не научиться защищаться. В идеале ребенок должен сам решать свои проблемы. «Главный итог от пребывания ребенка в коллективе, чтобы он ушел от внешнего контроля со   стороны   взрослых,   чтобы   он   сформировал   внутренний   самоконтроль»,   ­   объясняет доктор педагогических наук, главный научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Виктор Голованов. Но для того, чтобы этот внутренний самоконтроль был сформирован, ребенку необходимо объяснить, что хорошо, а что ­ плохо. В одиночку понять это он вряд ли сможет, здесь ему не обойтись без хорошего примера поведения, который ему должны подать родители и воспитатели. Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным   ситуациям.   Споры   с   самим   собой,   познание   себя,   самоутверждение   и самореализация приводит к конфликтам среди подростков. В подростковом возрасте, как переходном от детства к взрослости, должно происходить постепенное обучение ребенка быть   взрослым   в   социальном   плане,   т.е.   становление   его   социальной   взрослости.   Это является существенной необходимостью подготовки к будущей взрослой жизни. Задача воспитания в этот период заключается в том, чтобы постепенно учить и научить подростка действовать, думать, выполнять разного рода задачи и обязанности на уровне требований, которые предъявляются взрослым, а также общаться с людьми по нормам отношений и поведения.   Чтобы   учиться   этому,   ребенок   должен   начать   жить   в   системе   норм   и требований, существующих для взрослых. Вот основные типы и причины конфликтов у подростка: межличностный   конфликт   –   когда   подростки   с   различными   взглядами,   чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели; внутриличностный   конфликт   ­   такой   конфликт   может   возникнуть   при   низкой удовлетворённости   жизнью,   друзьями,   учебой,   отношениями   со   сверстниками,   малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом; конфликт   между   личностью   и   группой   ­   может   возникнуть   конфликт,   если   эта личность   займет   позицию,   отличающуюся   от   позиций   группы,   например,   весь   класс, срывает   урок,   а   один   подросток   остается   в   классе.   Несмотря   на   его   устойчивую нравственную   позицию,   его   отношения   с   классом   будут   конфликтом,   так   как   он   идет против мнения группы; межгрупповой конфликт – возникает из­за противоречий и идейных установок двух различных групп. Общими   рекомендациями,   благоприятствующими   в   работе   с   подростком   могут   быть следующие: Создание   атмосферы   взаимного   доверия   и   уважения   к   личности   каждого   подростка, независимо от его культурного или какого­либо другого статуса. Необходимо   помнить,   что   подростку   с   положительной   самооценкой   легче контролировать свое поведение, поэтому его необходимо поддерживать (хвалить за успехи и проч.). Упражнениями, ведущими к взаимопониманию, снижающими конфликтность, является умение слушать, что необходимо повторять вновь и вновь;     1. 2. 3. 4. 5. Развитие   чувства   самоуважения,   при   этом   необходимо   учить,   как   соотносить   свои   и чужие желания и можно ли одновременно удовлетворить все желания (учить подростка отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний); Разговоры   о   чуткости   ­   что   значит,   дружба   и   как   подростки   могут   считаться   с интересами людей, которые им не нравятся; учить   умению   видеть   правомерность   не   только   своей,   но   и   другой   позиции,   то   есть самокритичности. Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом   состоянии,   то   рекомендуется   придерживаться   следующих   стратегий поведения, которым необходимо научить подростка (Кеннет Томас выделил пять основных стратегий): Уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий Сглаживание, приспособление противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя Компромисс – взаимные уступки обоих сторон Эскалация   (увеличение,   рост) напряженности   и   перерастание   конфликта   во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых) Силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия Практическое задание: Упражнение «Праздничный пирог» Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации. Педагог. Представьте   себе,   что   к   вам   на   день   рождения   пришли   друзья   пить   чай   с праздничным   тортом,   украшенным   шоколадными   фигурками,   дольками   засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете? (воспитателям зачитываются варианты поведения, они записывают свой ответ, затем идет анализ и определение стратегии поведения) Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения: 1.   Откажетесь   разрезать,   попросите   кого­нибудь   из   гостей   или   родных   об   этом,   дабы никого не обидеть. (Избегание.) 2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.) 3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.) 4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.) 5.   Скажете,   что   торта   вам   не   очень   хочется,   пусть   он   весь   достанется   гостям,   а   вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.) Предлагаются следующие приемы разрешения конфликтной ситуации: В решении проблемы учитывать нужды каждого; Использовать   творческий   подход   к   решению   проблемы:   превратить   конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя и для других нечто новое; Развивать у ребенка (подростка) эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению; Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;  Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным; Нейтрализовать борьбу за власть; Учить воспитанников управлять эмоциями; Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта; Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску. В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Вмешаться   в   конфликт,   прервать   акт   насилия   (здесь   можно   прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников); Оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; Оказать помощь пострадавшему; Сообщить виновнику если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовлетворении его поведением,   решить   вопрос   –   сразу   же   предпринять   в   отношении   его   какие   –   нибудь действия (например: успокоить, отвести к администрации и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; Избавиться от зрителей , если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; Успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции – обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют; Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу;  Сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую ­нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение   не   имело   серьезных   последствий   или   если   оно   привело   к   каким   ­   либо нежелательным осложнениям; Позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому­ нибудь из детей и дать указания, что делать. Успех и  счастье в жизни  в значительной  степени обусловлены  гармонией отношений  с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».

Доклад  «Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2019