Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки КБГУ им. Х.М. Бербекова
Модель внеурочной деятельности
в МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского»
при реализации ФГОС
Подготовили:
Сунцова Е.И., зам.директора по УВР,
учитель начальных классов;
Кузнецова С.В., педагог-организатор,
учитель начальных классов.
КБР, Нальчик, 2017 г
Модель внеурочной деятельности
в МКОУ «Прогимназия № 13 г. Майского»
при реализации ФГОС
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Организация внеурочной деятельности в прогимназии строится в соответствии с приоритетными направлениями программы развития воспитательной системы «Гармония» на 2012-2017 годы.
Программа ориентирована на создания единой воспитательной системы в учреждении, интегрированной в поликультурное воспитательное пространство города, организацию адаптации и успешной социализации выпускников детских садов и начальной школы.
Программа воспитательной системы предусматривает включение учащихся в разнообразные виды деятельности и реализуется по следующим направлениям:
- «Гармония содружества» – нравственное воспитание;
- «Планета людей» – гражданское воспитание;
- «Земля наш общий дом» – экологическое воспитание;
- «Радуга искусств» – художественно-эстетическое воспитание;
- «Эра интеллекта» – мировоззренческая подготовка учащихся, работа с одарёнными детьми, исследовательская деятельность;
- «Страна трудолюбия» – трудовое воспитание;
- ЗОЖ – воспитание физической культуры личности. Все компоненты воспитательного процесса направлены на развитие личности ребёнка, формирование его коммуникативной культуры, обогащение опыта социального взаимодействия в соответствии с принципами воспитания и приоритетными воспитательными задачами. Это позволяет воспитанникам на основе добровольного свободного выбора по интересам развить и совершенствовать свои интеллектуальные, физические, эстетические, художественные, коммуникативные возможности, самореализоваться в различных сферах, заниматься построением «Я» - концепции. Каждое направление включает систему традиционных внутришкольных мероприятий.
Также учащиеся школы принимают активное участие в районных мероприятиях воспитательной направленности для данной возрастной категории.
Последние 3 года учащиеся принимают активное участие в районном творческом конкурсе музыкально-хореографических композиций.
В 2015-2016 учебном году 4 учащихся приняли участие в районном конкурсе чтецов «Моя Кабардино- Балкария», 3 из них стали победителями Конкурса.
С 2007 года в учреждении функционирует орган детско-взрослого соуправления «Старт», который является стартовым этапом для реализации самоуправленческого движения в целом. Основная цель системы– подготовка воспитанников начальной школы к участию в детском самоуправлении в среднем и старшем звене, воспитание организаторов. Детско-взрослое соуправление обеспечивает возможность каждому ребёнку принимать участие в организаторской деятельности. Организационной средой детской жизнедеятельности в прогимназии является детская организация «ЮЛИС» – «Юные любители искусства». Основа её деятельности – игра-путешествие. В детском представлении прогимназия представлена в виде острова. Остров «ЮЛИС» расположен на трёх китах: Лира, Радуга и Гармония, что символизирует три направления деятельности:
- лира: организация театральной, хоровой студий, вокального и танцевального ансамбля;
- радуга: организация выставок, олимпиад, конкурсов рисунков;
- гармония: организация экскурсий, конкурсов, встреч, утренников.
Результатом деятельности органов детского соуправления является повышение роли детской организации в коллективной творческой и общественно-полезной деятельности учащихся.
В рамках подпрограмм реализуются следующие направления деятельности:
Спортивно-оздоровительное
Научно-познавательное
Художественно-эстетическое
Проектная деятельность
Общественно-полезная деятельность
Спортивно-оздоровительное
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у учащихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.
Подвижные игры (3-4 кл) |
Баскетбол |
Теннис |
Меткий стрелок |
Подвижные игры (1-2 кл) |
Азбука здоровья |
Научно-познавательное
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
Микроша |
Математика вокруг нас |
Увлекательный мир слов |
Инфознайка |
Изучаем кабардинский язык |
Занимательный русский язык |
Художественно-эстетическое
Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности. Первые элементарные представления о красоте, аккуратности и чистоте ребенок получает в семье, именно с этого начинается эстетическое воспитание.
Оригами |
Театр |
Палитра |
Ритм
|
Студия "Феникс" |
Капелька |
Волшебная кисточка |
Колорит |
Хор |
|
Проектная деятельность
Проектную деятельность можно рассматривать как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.
Юный исследователь |
Юный журналист |
Я-исследователь |
Эрудит |
Мир науки |
Умники и умницы |
Общественно-полезная деятельность
Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Помогайка |
Умелые руки |
Широкий спектр предлагаемых школой дополнительных образовательных услуг обеспечивает условия для индивидуального выбора учащимися направления в соответствии со своими склонностями и способностями.
С 2012 года в учреждении реализуется целевая Программа развития дополнительного образования «Радуга» на 2012-2016 годы, направленная на развитие детей и совершенствование условий, обеспечивающих самоопределение и самореализацию каждого ребёнка в соответствии с его склонностями и способностями.
Хорошо развито социальное партнерство в прогимназии.
Социальные партнёры:
· редакция газеты «Майские новости»,
· МУЗ «Майская районная больница» (Детское поликлиническое отделение),
· МКОУ ДОД ДШИ, -детская школа искусств,
· Отделение ГИБДД ОВД по Майскому району,
· МКОУ ДОД ЦДТ- центр детского творчества,
· МКОУ ДОД ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа,
· МУК Центральная библиотека,
· филиал национального музея КБР «Музей боевой и трудовой славы Майского района».
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.
Сложившаяся система работы в прогимназии с учащимися происходит в тесном сотрудничестве с родителями, социальными партнёрами учреждения.
Анализируя воспитательную работу учреждения в целом можно сделать выводы о сложившейся стабильной системе работы в данном направлении.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.