Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, «развитие личности - смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».доклад
«Формирование и развитие духовнонравственных основ личности»
Духовнонравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей
современной образовательной системы и представляет собой важный компонент
социального заказа для образования. В Федеральном государственном образовательном
стандарте определено, «развитие личности смысл и цель современного образования…
Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения
решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».
Под духовнонравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний,
которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности,
формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовнонравственных
ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Формирование духовнонравственной личности предполагает становление отношений
ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому
себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества,
активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи
с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и
конкретно классный руководитель.
В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, воспитателем
задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний
еще и духовнонравственные ценности, которые будут сопровождать их на всем жизненном
пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю,
быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами,
своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно
нравственных свойств личности учащихся.
Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Вопервых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко
нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Вовторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством
разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка,
на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Втретьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовнонравственной
воспитанности, ибо воспитанностьэто качество личности, определяющее в повседневном
поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и
доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную
задачу воспитания» писал К.Д. Ушинский.
Вчетвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только
информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и
дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка
для окружающих людей