Доклад на методическом объединении"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии"
Оценка 5
Конкурсы +1
doc
география
Взрослым
31.05.2017
"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии"
Цель: активизации познавательной деятельности учащихся на уроках через использование нетрадиционных методов обучения.
Задачи:
выявить формы обучения, методы, приемы, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний;
распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.Тема урока: Транспортный комплекс Казахстана
Цель: определить состав транспортного комплекса страны.
Задачи:
1. Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.
2.Познакомиться с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «пассажирооборот», «контейнеризация», «пропускная способность».
3. Развивать навыки работы в минигруппах, навыки критического мышления.
4. Совершенствовать умение систематизировать и визуализировать информацию, навыки аргументированного оценивания.
конспект к уроку Транспортный комплекс Казахстана.doc
Предмет: география Класс 9
Тема урока: Транспортный комплекс Казахстана
Цель: определить состав транспортного комплекса страны.
Задачи:
1. Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его
роли в экономике страны.
2.Познакомиться с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «пассажирооборот»,
«контейнеризация», «пропускная способность».
3. Развивать навыки работы в минигруппах, навыки критического мышления.
4. Совершенствовать умение систематизировать и визуализировать информацию, навыки
аргументированного оценивания.
Ресурсы: Учебник «Экономическая и социальная география Казахстана» 9 класс (Усиков В.В. и др),
компьютер, презентация, раздаточный материал.
Тип урока: урок новых знаний
Методы и методические приемы: фронтальный опрос, «Кластер», «Мозговой штурм»,
«Телеграмма».
Формы: индивидуальная, парная.
Оргмомент
– Здравствуйте! Все улыбнулись встречающему нас на двери солнышку?
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи и хорошего настроения на сегодняшний
день!
Ход урока:
Формирование новых знаний: учащимся предлагаются загадки о транспорте, отгадывая их, они
открывают картинки с видами транспорта и определяют тему урока и место транспорта в
инфраструктурном комплексе.
Итак, тема нашего урока «Транспортный комплекс Казахстана», она является составной частью
инфраструктурного комплекса.
Какова цель урока?
Какие виды транспорта вам известны?
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Познакомимся с новыми терминами и
понятиями: «грузооборот», «пассажирооборот», «контейнеризация», «пропускная способность».
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Мы приступаем к изучению нового раздела учебника «Инфраструктурный комплекс». Учащимся
предлагается найти определение в кратком словаре терминов на странице 434.
Инфраструктура (от лат. инфра ниже, под и структура строение, расположение) это
совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования
и обеспечения повседневной жизни населения.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава.
Задание: используя текст учебника с.257 составьте кластер «Инфраструктурный комплекс».
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система
(транспорт и связь) (общественная / социальная инфраструктура)
здравоохранение, образование, торговля,
организация отдыха населения и др.
Сфера обслуживания А, какова главная задача транспортного комплекса?
Транспорт – основа работы всей экономики. Главная задача перевозка грузов и пассажиров внутри
страны. Его роль в такой огромной стране как Казахстан, особенно велика.
Казахстан занимает 9 место в мире по площади, 4 на материке Евразия, 2 среди стран СНГ
Транспортный комплекс называют «кровеносной системой хозяйственного организма». Как вы
думаете, почему его так называют? (Учащимся предлагается вспомнить тему «Кровеносная система»
из курса биологии 8 класса). Обоснуйте свой ответ.
Функции транспорта:
обеспечивает производственный процесс;
связывает предприятия, отрасли и регионы
перевозит внешнеторговые грузы
обслуживает население.
Транспорт включает в себя 4 составные части транспорта: составьте кластер , используя текст
учебника с. 257258.
Составные части
транспорта
Транспортные
средства
пути
организации
Погрузочно-
разгрузочные
пункты
Автомобили, поезда,
суда, самолеты
Железные,
автомоб. дороги,
воздушные и
морские пути,
Авиацион., ж/д,
автомоб.
компании
Порты, ж/д и
автомоб.
станции
Рассмотрите рисунок 132 с. 258, как подразделяется транспорт по назначению. Назовите основные
виды транспорта.
Ребята, нам нужно познакомиться с терминами «Транспортная система» и «Транспортный узел». А
теперь, когда мы узнали, что означают эти термины, выполним следующую работу: предлагаю открыть
карту атласа «Транспорный комплекс» и назвать крупные транспортные узлы. Какой вы можете
сделать вывод?
Вывод: Практически все крупные города являются транспортными узлами, в том числе и г.Макинск.
Работу транспорта измеряют двумя показателями:
1. Количеством перевезенных грузов и пассажиров (т/км, чел/км)
2. Пассажирооборот и грузооборот – количество перевезённого груза на определенное
расстояние за единицу времени (за день, месяц, год)
Пассажирооборот – это… (попробуйте самостоятельно сформулировать определение)
Решите задачу №1. За один рейс танкер грузоподъемностью в 10000 т. Перевозит нефть на
расстояние 300 км. Определите грузооборот танкера за 2 месяца (количество рейсов в месяц 6)
(Ответ: 36000000 ткм)
Задача №2. В 2008 году в РК было собрано 27, 5 млн.т. пшеницы. Рассчитайте, сколько ЖД вагонов
потребуется для ее перевозки, если в 1 вагон грузят 60т. (Ответ:458 333 вагона)
Физминутка. Задание №1. рассмотрите рис. 134 «Работа транспорта» (2012 год), стр. 260. Определите
грузооборот по видам транспорта.
Вывод: В грузообороте страны преобладает ЖД транспорт, роль трубопроводного транспорта в
республике возрастает.
Задание №2. По данным диаграммы по пассажирообороту сделать анализ, выводы по заданиям №12
записать в тетрадь.
Вывод: В пассажирообороте преобладает доля автомобильного транспорта.
Задание №3. По рис.133 «Транспортные пути Казахстана» на стр.259, сделать вывод о наличии путей
сообщения.
Вывод: Автомобильные дороги и авиалинии являются бесспорными лидерами среди путей
сообщения.
Казахстан имеет крупный транспортный комплекс, но у него есть нерешенные проблемы: (учащиеся
работают с текстом учебника на стр.259) и называют проблемы:
1. Недостаточное имеющихся путей сообщения
2. Их невысокое качество
3. Небольшая пропускная способность.
4.Устаревшие транспортные средства.
Вывод: возникла диспропорция между динамично развивающейся экономикой и не успевающим за
ней транспортным комплексом.
Предложите свои варианты решения данной проблемы.
Пути решения проблем:
1.Обновить имеющиеся пути сообщения.
2.Построить новые пути сообщения
3.Увеличить грузоподъемность и скорость доставки грузов с помощью контейнеризации.
4. Обновить парк транспортных средств.
Закрепление полученных знаний. Учащимся раздаются листы контроля знаний с критериями
оценивания, которые они заполняют в ходе выполнения заданий и выводят свою отметку за урок.
1.С классом провести минитест по подготовке к ВОУД. Задания вывести на экран.
2.Индивидуально провести географический диктант:
1.Количество перевезенного груза на определенное расстояние за единицу времени (день, месяц,
год) это ……..
2.Произведение количества перевезенных пассажиров на дальность перевозки это………
3.Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами
это………
4.Пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между
ними это ……..
5. Составные части транспорта:……………………………..
Ответы к диктанту
1.Грузооборот
2. Пассажирооборот
3.Транспортная система
4.Транспортный узел
5.Транспортные средства, пути, организации и компании, погрузочноразгрузочные пункты.
3.Учащимся предлагается выполнить тестовые задания (работа в минигруппах).
Взаимопроверка.
Установите соответствие между понятиями и терминами. 1
2
3
4
5
6
7
8
9
Понятие.
Отрасль хозяйства, передающая и принимающая
информацию.
Совокупность путей сообщения, транспортных средств
и предприятий.
Процесс исключающий лишние погрузочно
разгрузочные операции и ускоряющий доставку
товаров.
Отрасль хозяйства, перераспределяющая материальные
блага.
Передача информации на большие расстояния.
Ресурсы, способствующие восстановлению здоровья
человека, создающие условия для хорошего отдыха
Термин.
А Инфраструктура.
Б
В
Г
Д
Е
Транспорт.
Сфера обслуживания.
Связь.
Телекоммуникация.
Контейнеризация.
Количество перевезённого груза на определённое
расстояние за единицу времени.
Ж Транспортная система.
Количество транспортных средств, которые могут
проезжать по дороге (проходить по реке) за сутки.
З
Рекреационные ресурсы.
Комплекс отраслей хозяйства, оказывающих услуги
населению.
И Грузооборот.
10 Что называют «кровеносной системой хозяйственного
К Пропускная способность.
организма».
Ответы: 1г; 2ж; 3е; 4в; 5д; 6
з; 7и; 8к; 9а; 10б.
Рефлексия: прием «Телеграмма»
Домашнее задание. § 3738(1 пункт), стр. 257260.
Выполнить задание №3 на стр.269.
Выучить новые термины.
Доклад на методическом объединении"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии"
Доклад на методическом объединении"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии"
Доклад на методическом объединении"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии"
Доклад на методическом объединении"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.