Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка
Оценка 4.6

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
05.01.2019
Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка
Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности приобретают актуальный характер. Переход к информационному обществу, возникновение и рост глобальных проблем, для разрешения которых требуется современное мышление, не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании
доклад.docx
Мое выступление посвящено формированию коммуникативной компетенции у  учащихся среднего звена на уроках английского языка, так как оно является одним из  важнейших аспектов преподавания английского языка. Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся является наиболее важной в связи с тем, что в мире происходит значительное расширение масштабов  межкультурного взаимодействия, когда факторы коммуникабельности и толерантности  приобретают актуальный характер. Переход к информационному обществу, возникновение  и рост глобальных проблем, для разрешения которых требуется современное мышление, не могут не затрагивать возрастающую роль иностранного языка в школьном образовании.  Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися  коммуникативной компетенцией как общению на иностранном языке. Однако в  современном мире дети знакомятся с мировым культурным фондом почти одновременно с  родным (Интернет, иностранные фильмы, музыкальные произведения, печатные издания и  просто отдых с родителями на зарубежном курорте), и это делает очевидным тот факт, что межкультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной  компетенции.  Итак, что такое коммуникативная компетенция? Коммуникативная компетентность — это владение сложными  коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых  социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание  обычаев, традиций, этикета в сфере общения. Каковы же методы формирования коммуникативной компетенции? Это Слушание, говорение, чтение, аудирование, письмо. Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения  говорению. Говорение, являясь одним из видов человеческой деятельности, выполняет в  жизни функцию средства общения.  Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Общение в устной форме предполагает, что человек должен владеть двумя средствами  общения – говорением и аудированием как видами речевой деятельности. В письменной же форме необходимо владение письмом и чтением. Говорение есть выражение своих мыслей. Это деятельность одного человека, но в то же  время, общение – это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, обучать  говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя. Различают два вида средств общения: вербальные и невербальные. Вербальные средства общения: продуктивные виды деятельности: говорение и письмо; рецептивные виды деятельности: аудирование и чтение.            К невербальным средствам относятся мимика, жесты, темп речи и тембр голоса.  Все то, чем мы можем воспользоваться для придания эмоциональной окраски нашей речи.  Если при обучении навыкам аудирования и чтения можно использовать учебник и  дополнительные источники литературы, то при обучении навыкам говорения и письма  учителю необходимо изыскивать интересные методы и подходы, которые не всегда  найдешь в предлагаемом учебнике.  Для плодотворной реализации педагогической деятельности начинать нужно с  продумывания и составления плана работы, поскольку он служит основой любой работы. Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения  иностранному языку – принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса  коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых  умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как  средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных  программой и действующими учебниками. В  среднем звене учащихся я практически на каждом уроке использую тематические  карточки с различными темами. Это дает возможность учащимся не только описывать  увиденное на карточках, но и отвечать на наводящие вопросы учителя. Но в зависимости от звена, уровня обученности класса может меняться как тематика вопросов, так и их  сложность. Также карточки очень удобны тем, что на обратной стороне написано данное  слово или словосочетание с транскрипцией. В дальнейшем это может помочь учащимся в  письме, поскольку одним из домашних заданий в продолжение изучаемой темы, я часто  прошу написать учащихся рассказ. Например, изучая тему  «Семья», написать про  членов  своей семьи, изучая тему «Животные», написать про своего домашнего питомца и т.п.  Также всегда необходимо помнить, что как бы тщательно не был спланирован и  проведен один урок иностранного языка, он еще не гарантирует успешности обучения. Если знания, получаемые на отдельном уроке по другим предметам, могут быть  использованы вне связи с другими уроками, то отдельные навыки иноязычного говорения,  когда иногда удается их сформировать на единичных уроках, не могут использоваться,  поскольку речевая компетентность есть система навыков. Как показывает опыт работы, доведение даже малой дозы речевого материала до  уровня умения, то есть свободного использования в иноязычном общении, требует цикла  уроков. В связи с этим для более эффективной организации учебного процесса необходимо  планировать циклы уроков, для работы над разговорной темой: то есть, получается  следующее: уроки, входящие в цикл,(в подтему), в тему, существуют не сами по себе, а  являются как бы звеньями цепочки. Таким образом, каждый последующий урок тесно связан с предыдущим (постепенно ознакамливая учащихся с новой лексикой одновременно  закрепляются речевые навыки предыдущего урока) В ходе урока я стараюсь соблюдать условия, необходимые для формирования  коммуникативной компетенции учащихся. ЭТО: ­ постоянная речевая практика учащихся; ­ использование коммуникативно­ценного материала, презентаций; ­ постоянная активизация речемыслительной активности учащихся; ­речевой характер урока. Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие факторы,  как: ­ доброжелательная обстановка на уроке; ­положительный эмоциональный климат; ­  доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими  учащимися. ­ работа в парах, группах, ролевые игры. Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая  игра. Как показывает опыт, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его  предметное содержание, давая школьникам возможность выходить за рамки своего  контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем  проигрывания ролей людей разных профессий и характеров. Убеждена, что использование интерактивных форм доказывает возможность  одновременного участия обучаемых в иноязычном общении. Так, вся группа вслед за мной задает вопросы одному из своих товарищей,  например, соседу по парте,  выражает согласие, несогласие с чем­либо, выражает согласие  по поводу чего­либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить одновременной  коллективной работе учащихся  работе ­ в диалоге. Когда пара учащихся работает в  диалоге, я также вступаю в дискуссию  и задаю свои наводящие вопросы таким образом,  чтобы учащимся невольно пришлось использовать лексику изученную на уроке.  Работая в тройках или четверках ,учащиеся разыгрывают, например, ситуации знакомства,  т.е. каждый играет свою роль, при этом кто­то из них может выступить в роли репортера и  брать интервью у «спортсменов», «артистов» и так далее.   Такие упражнения, как правило, завершаются подведением итогов: один из учащихся малой группы сообщает учителю и  классу, с кем он познакомился, что нового узнал о тех, с кем беседовал и т.п. Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания,  как: составить план текста, высказать основные мысли по плану; выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем  проблеме; дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не  согласиться с мнением одноклассников; составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.    Основной целью обучения иностранному языку в современной школе (независимо от того, какой он – первый или второй) является развитие личности школьника, способного  использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего  участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно  совершенствоваться в  овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. В процессе обучения иностранному языку я учитываю такие личностные качества  учащихся как: темперамент; способности; навыки самообразовательной деятельности; сфера интересов; мировоззрение; статус личности в коллективе; наличие коммуникативной мотивации. Конечно, разработка структур, схем урока требует от учителя дополнительного времени.  Это большой, нелегкий труд. Однако, как писал Л. Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику»  Вовлечение детей во всевозможные школьные конкурсы на АЯ, поощрение грамотами и  дипломами стимулирует познавательную активность и способствует формированию  коммуникативной компетенции. Большую роль в изучении языка играет участие во всевозможных дистанционных интернет  конкурсах и олимпиадах на английском языке. Круг вопросов в подобных конкурсах зачастую мотивирует учащихся к самоорганизации и  к самостоятельному поиску необходимой информации, что особенно соответствует  требованиям ФГОС нового поколения. Ученики активно участвуют в таких мероприятиях. Здесь хочу привести слова Бенджамина Франклина , американского ученого и  политического деятеля: «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу». Подводя итог, хочу отметить, что в будущем проблема формирования межкультурной  компетенции учащихся не уйдёт на второй план. С каждым днём растёт потребность в специалистах не просто владеющих иностранными языками, но и готовых успешно  взаимодействовать с представителями других культур.

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка

Доклад на РУМО "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся среднего звена на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019