ОБУЧЕНИЕ ЭМОТИВНЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Для обучения студентов неязыкового профиля мы предлагаем особый тип упражнений - эмотивные упражнения, целью которых является формирование собственных эмотивных высказываний (ЭВ). По своему характеру это функционально-познавательные упражнения трех видов: 1) задания на композиционное прогнозирование; 2) задания на эмотивное насыщение; 3) задания на моделирование.
Задания на композиционное прогнозирование включают в себя такие задания как: а) продолжение мысли автора, преподавателя, товарища по группе; б) работа с «заинтересованными лицами»; в) работа с заголовком: г) составление списков (преимуществ, недостатков) или упорядочивание слов-характеристик в виде шкалы эмотивной оценки. Задача упражнений на композиционное прогнозирование заключается в развитии у студентов способности устанавливать структуру эмотивного высказывания, совершенствовать навыки антиципации (предвосхищения), формировать умения выделять ориентиры, смысловые акценты, основные мысли из услышанного или прочитанного с целью использования полученной информации в собственной прогнозируемой речи. Композиционное прогнозирование - это подготовительная работа для создания собственного ЭВ. Упражнения строятся следующим образом: студенты находят в тексте эмотивные высказывания или определенные авторские мысли, которые рекомендуется «доработать» до эмотивного высказывания. Далее следует «упорядочивание» различных вариантов построения собственного высказывания с опорой на выписанные слова, фразы или предложения. Можно завершить работу в рамках этой группы упражнений беседой с «заинтересованными лицами» [Годунов, Першина 1993]. Образы, вызываемые заинтересованными лицами, создают положительный эмотивный настрой и стимулируют ЭВ студентов, выступающих в роли известных людей или профессионалов. Возможна такая ситуация, когда исходный текст, который мог бы выполнить роль опоры, отсутствует вовсе, имеется лишь объект, который следует представить, разрекламировать, раскритиковать или похвалить. Для студентов музыкального колледжа таким объектом является какое-либо произведение музыкального искусства. Прием составления карты слов в этом случае был бы весьма эффективен для последующей разработки и доработки в минитекст. Для облегчения задачи вместо карты может составляться простой список достоинств, недостатков, характеристик и т. д.
Упражнения на эмотивное насыщение включают в себя: а) насыщение эмотивными лексико-грамматическими средствами, в т. ч. стилистическими (например: метафора, метонимия); б) синтаксическое насыщение (эллипс, литота, добавление или изъятие отрицания); в) контекстное насыщение (импликация).
Упражнения на эмотивное насыщение направлены на определение компонента эмотивного высказывания. Эмотивное высказывание, как правило, начинается с информативной загрузки (делается небольшая ситуативная зарисовка, раскрывается какой-либо образ или комплекс образов), далее следует эмотивный компонент, который выражается, как правило, в виде фразы или несколько эмотивных глаголов. Глагол бывает выразительным как сам по себе, так и интенсифицированным словами-усилителями. Спрогнозированная ситуация, которая оформляется в виде минитекста, может приобрести силу эмотивного воздействия при условии выделения в ней двух обязательных компонентов ЭВ и насыщения их различными средствами. Эмотивный компонент приобретает оценочную окраску благодаря насыщению лексико-грамматическими и синтаксическими средствами, а информативная загрузка обрабатывается за счет обогащения контекста подсказками, намеками, т. е. приемами смысловой обработки.
Являясь частью комплекса, упражнения на моделирование, как один из видов упражнений, могут включать в себя нижеследующее: 1 этап: восстановление отдельных лексических единиц; 2 этап: восстановление предложений (уровень двух-трех предложений); 3 этап: восстановление контекста.
До уровня минитекста упражнения на моделирование могут структурированы таким образом: а) замещение; б) варьирование; в) восстановление, которое происходит на следующих уровнях: на морфемном уровне (суффикс able, префикс ге-); на морфологическом уровне: на фразовом уровне: на уровне предложения; на уровне сверхфразового единства; на уровне минитекста. Упражнения на варьирование и замещения могут включать в себя такие задания как: заменить отдельные лексические единицы; перефразировать отдельные предложения; изменить контекст.
Итак, студент спрогнозировал эмотивное высказывание, подготовил лексико-грамматические средства для его насыщения и представил результат в виде небольшого текста. Чтобы полученный текст, приобрел статус эмотивного высказывания, т. е. обладал силой эмотивного воздействия на слушателя, необходимо внести коррективы с помощью заданий на замещение, варьирование и восстановление. Если студент имеет хорошую языковую подготовку, то вполне вероятно, что уже на втором этапе работы составленное высказывание не потребует дальнейшей обработки. В качестве поощрения студенту можно присвоить титул консультанта и предложить ему/ей поучаствовать в моделировании высказываний товарищей по группе. Моделировать можно как готовые авторские тексты, тексты, составленные самими студентами, так и отдельные лексические единицы, если такая работа необходима. Если имеется готовый текст, студенты выполняют задания на замещение и варьирование. Вид заданий на восстановление является наиболее сложным, восстановление текста, например, может осуществляться как с опорой, так и без нее, второе возможно лишь на продвинутом этапе обучения (2-3 курсы). Приведем пример задания на восстановление минитекста: «Специалист готовится к выступлению с презентацией рекламного характера, конец текста его выступления не сохранился в компьютере и потерялся. Помогите восстановить заключительную часть высказывания».
Обучение эмотивным высказываниям является важным фактором формирования «профессиональной языковой личности», которая предстает как носитель языка, охарактеризованный с точки зрения использования в дискурсе системных средств данного языка для отражения им окружающей действительности и для достижения определенных целей в этом мире» [Мишланова http]. Система языкового образования в неязыковом учебном заведении должна быть ориентирована на личность и способна подготовить не просто специалиста - профессионала, а, прежде всего, культурного, образованного, интеллигентного творческого человека [Цатурова 2003:27].
Литература
1.Годунов Б.П., Першина Э.А. Обучение английской речи в функционально-познавательных упражнениях: Учебное пособие. - СПб.: Образование, 2013. - 134 с.
2.Мишланова С. Л. Профессиональная языковая личность как категория терминоведения. - http://language.psu.ru/bin/view. cgi? art=0068&lang=rus
3.Цатурова И.А. Многоуровневая личностно-ориентированная система языкового образования в высшей школе//Образование и общество.-2003.-N5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.