Статья "Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения."
Оценка 4.9

Статья "Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения."

Оценка 4.9
Документация
docx
английский язык
Взрослым
24.03.2017
Статья "Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения."
В данной статье описан опыт учителя по активизации речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка. Приведены различные приёмы, направленные на формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению иностранного языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.
Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках.docx

Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках

английского языка на основе лингвострановедения.

 

Иностранный язык представляет богатые возможности глубже познать культурные ценности, принадлежащие носителям языка. Кроме этого, в результате сравнительно - сопоставительного анализа учащиеся получают возможность лучше узнать свой родной язык, развить кругозор и коммуникативные умения.

Проблема активизации речемыслительной деятельности является непреходящей. Речемыслительная деятельность понимается как целенаправленный, мотивированный и осмысленный процесс познания действительности.

Плодотворный учебный процесс на любом этапе невозможен без активного участия в нем самих учащихся. В связи с этим активизация речемыслительной деятельности учащихся в значительной мере зависит от учителя, который создает атмосферу доброжелательности, условия для сотрудничества, соревнования, способствующие реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

В последние годы усилия лингвистов направлены на изучение проблем коммуникации, в частности национально-культурной специфики речевого поведения представителей различных культур.

Современная методика преподавания иностранных языков предполагает коммуникативную направленность обучения (в первую очередь, овладение устной коммуникацией в рамках стандартных тем и стереотипных ситуаций) с учетом лингвострановедческого аспекта.

Отсутствие у обучающихся страноведческих фоновых знаний, кроме всего прочего, приводит к неадекватности в усвоении языковых единиц и неправильности речи в плане ее содержания, а также к затруднениям в понимании текстов.

Лингвострановедение как ведущий способ активизации речемыслительной деятельности учащихся ставит своей целью изучение языка одновременно с изучением культуры.

На своих уроках использую следующие приёмы активизации речемыслительной деятельности: mind-map - интеллектуальная карта, аутентичные тексты, коллажирование, паспортизацию ключевых слов, методику развития критического мышления.

MIND MAP

Интеллектуальную карту использую в своей работе.

Например, на изучение темы "Россия" отведено 10 часов. На каждом уроке при объяснении подтемы берем ключевое слово и дополняем его лексикой (используем слова разных частей речи), относящейся к данной теме. На заключительном этапе изучения темы совместно с детьми будет составлена такая карта.

Интеллектуальную карту можно расширить при изучении этой же темы в старших классах. Она помогает ученикам при составлении предложений, связанного рассказа, диалога.

Russia: General information.

 

 

существительные

прилагательные

глаголы

Другие

RUSSIA

 

territory - kilometer

population

town

city

capital

 

to cover

to live

 

 

seasons - winter, summer,

autumn, temperature, rain, fog, minus, hemisphere

cold, windy, snowy,

hot, dry, the coldest,

the northen

 

to be

to bring

to be located

 

 

animals - walrus wolf seal linx

bear sable

fox ermine

elk reindeer

 

to live

 

In the north

oi Russia

In the Far East

 

trees - birch, pine, oak, cedar,

larch, fir-tree

 

to grow

 

 

mountains

 

active

 

 

In Kamchatka

Peninsula

minerals - oil, gas, coal, diamonds, gold, ferrous ores

 

to be found

to be concentrated

 

 

traditions - crafts, boxes, tableware, toys, Palekh, Khokhloma,

Dymkovo

specific

painted, wooden

log, decorated

 

to perform

 

Folk

chanted

rhymes, rode

in troikas,

horses abreast

cuisine - porridge,

pancakes, aspics,

cabbage, turnovers,

kvass (beverage),

fish, dumplings

 

to include, to have

 

 

Аутентичные тексты

Аутентичный текст отличается информативностью (часто это текст лингвострановедческого содержания), вызывает интерес у учащихся, содержит лексику с национальным компонентом.

Прием коллажирования

В центре коллажа - ключевое понятие - ядро, а вокруг него понятия - спутники.

Я  использую прием коллажирования в 10-м классе по теме "Washington, DC". Задачи урока были следующие: закрепление изученной лексики по теме "Washington, DC", тренировка навыков аудирования и говорения, развитие речемыслительной деятельности учащихся.

Учитель в центре на доске пишет ключевое слово "Washington, DC" и

обводит в кружок. Вначале необходимо обратить внимание школьников на главное понятие: "Today we shall look at the key word Washington, DC". Далее

учащиеся слушают текст, называют понятия - реалии, которые у них ассоциируются с ключевым словом. Учитель вносит в коллаж новые ассоциации. Затем школьники работают в парах для устранения из коллажа понятий, которые не связаны по смыслу с ключевым. Например:

А: Is Kennedy airport situated in Washington?

В:No. It is situated in New York.

Старшеклассникам дается задание на дом: подберите дополнительную информацию по теме, используя учебник или страноведческий справочник.

На следующем уроке коллаж составляется повторно, учащиеся комментируют понятия - спутники. Они по очереди представляют собранную информацию. В процессе комментирования лингвострановедческого материала учитель создает учебные ситуации, вовлекая в общение всех учеников, задавая вопросы:

Как ты думаешь? Согласен ли?

Перечислим все виды работ с коллажем:

1 Этап.

1. Знакомство с ключевым понятием.

2. Аудирование.

3. Проверка понимания воспринимаемой лингвострановедческой информации.

4. Фактическая отработка национально - окрашенной лексики.

5. Схематическое отображение соотнесенности ключевого понятия с понятиями-спутниками.

6. Создание условно - речевых ролевых ситуаций.

7. Индивидуальные или общие домашние задания.

2 Этап.

1. Презентация и комментирования школьниками собранной лингвострановедческой информации.

2. Создание новых условно - речевых ситуаций на основе изучаемого материала.

 

Презентация страноведческих реалий проводится в необычной форме это:

- привлекает внимание учащихся;

-стимулирует их познавательные интересы;

- создает положительную мотивацию;

- активизирует речемыслительную деятельность;

Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения

логических опор, создает предпосылку для развития абстрактного мышления,

а также навыков самостоятельной работы.

Приѐм паспортизации ключевых слов

При изучении темы "Вашингтон в 10 км" использую прием паспортизации ключевых слов. На доске учитель пишет ключевое словосочетание. Ученики чертят таблицу в тетрадь, внимательно читают текст.

Во 2-ю колонку выписывают единицы информации, звѐздочками отмечая лингвострановедческие реалии.

В 3-ю колонку под руководством учителя ученики выписывают словосочетания, которые встречаются в рассматриваемом предложении.

В 1-ю колонку школьники самостоятельно помещают лексику по теме.

Позднее такая работа может проводиться самостоятельно.

Данный вид работы не только влияет на формирование познавательной активности школьников в процессе речевой деятельности, но и способствует развитию лингвострановедческих исследовательских навыков.

Развитие критического мышления

1.Мозговая атака

На уроке в 7 классе при обсуждении проблемного вопроса: "Как спасти

землю?" мы применили мозговую атаку - брейн-сторминг. "Генераторы

идей" за три минуты предложили варианты решения обсуждаемой проблемы.

- Water flowers and trees

- Grow flowers and trees

- Keep the country tidy

- Put rubbish in a rubbish bin

- Never break plants and trees

- Reduce

- Reuse

- Recycle

- Take care of nature

- Save wild animals and birds

Вторая группа "аналитиков" рассмотрела все варианты и сделала свой вывод, согласно которому пришла к мнению, что если каждый человек будет заботиться о природе, то мы спасем нашу планету.

2. Метод "Черепашек"

The Olympic Games

The Olympic Games have a long history. They began more than two thousand years ago in Greece. The Greeks were very fond of music, plays and all kinds of sports. The famous games at Olympia took place every four years and all the cities in Greece sent their best athletes to take part in them. The strongest athletes competed in running, jumping, wrestling, throwing the discus, boxing. The games were very popular and thousands of Greeks came to watch them. It became a tradition even to stop wars for the time of the Olympic Games, and the people lived in peace.

The competitions lasted five days. When the champions came back home, the people greeted them with flowers.

The Olympic Games have been held in the capitals of different countries - Athens, Paris, London, Berlin, Helsinki, Rome, Tokyo, Mexico City, Moscow and some others.

The Olympic Games are always a great festival of sport, youth and beauty.

Этапы проведения методики:

1. Вызов.

Ученикам предлагается нарисовать ассоциации с предметом изучения. Затем необходимо нарисовать таблицу на доске и заполнить первую колонку с помощью детей

Например:

Знаю

Узнал

Хочу узнать

1. The games began in Greece.

2. The best athletes took part in them.

3. The Games were very popular.

4. The Olympic Games have been held in the capitals of different countries.

5. The Games are always a great festival

 

 

 

2. Осмысление.

На этом этапе предлагается составить вместе с детьми схему, в которой знания группируются по различным основаниям. Например:

The Games are always a great

festival.

 

The Games have been held in the capitals of different countries.

 

The best athletes took part in them

 

The Games began in Greece

 

The Games were very popular

 
 

 


3. Чтение с пометками.

Учащимся предлагается текст. Они должны читать его, делая пометки: «v» -

знаю; « - »- противоречит моим представлениям; «?» - хочу узнать; «+»-

новое для меня. После этого ученики заполняют таблицу.

4. Рефлексия.

Ученикам можно предложить написать стихотворение по следующей схеме:

1-я строчка должна содержать одно существительное, 2-я – два прилагательных, 3-я - три глагола, 4-я - словосочетание и 5-я должна содержать резюме вышеизложенного.

5. Домашнее задание.

Приемы разноуровневого обучения

Учащиеся делятся на Home groups. Каждая группа получает задание. Потом учащиеся работают над разноуровневыми текстами, помогая друг другу, с тем, чтобы хорошо их изучить. Далее учащиеся образуют новые группы так, чтобы в каждой группе был представитель прежних групп. Учащиеся рассказывают друг другу содержание изученных текстов. Затем они возвращаются в первоначально созданные группы и делятся друг с другом полученной информацией о других текстах.

Приемы использования занимательных упражнений, игр, развлечений

 

1. Cooтнecи                                                                    

1 as busy as     1 a horse

2 as brave        2 a wolf

3 as strong       3 a bee

4 as greedy      4 a pig

5 as fat as        5 a lion

 

2. Прочти слова

 

3 Викторины с использованием страноведческого материала.

4. Ролевые игры  - основа развития коммуникативных умений.

На уроках учащиеся часто выступают в роли журналиста, продавца, доктора,

теле ведущего и т. д.

Учащиеся в роли корреспондента сообщают о событиях, которые произошли в Лондоне; теле ведущий информирует о прогнозе погоды в Великобритании.

При изучении темы "Путешествие в 8 класс" ученики выступают и роли кассира.

-Good afternoon! I need a ticket to England? Return, please

-When do you need then for?

-For the 16th of June.

-Do you want a business class?

Программа спецкурса

"Путешествие в мир традиций и культуры страны изучаемого языка"

Опыт преподавания английского языка в школе показывает, что недостаточное количество часов, отсутствие языковой практики, малая информированность об особенностях жизни и культуры носителей языка вызывают затруднения у учащихся при изучении данного предмета. В связи с этим возникла необходимость разработки программы спецкурса "Страноведение".

Преподаваемая программа рассчитана на 34 часа в каждом классе (1 час в неделю).

Цель курса: способствовать привитию интереса школьников к иностранному языку посредством включения в коммуникативный процесс, целенаправленного изучения лингвострановедческого материала.

Задачи курса:

1. Продолжить знакомство с культурой и традициями страны изучаемого языка путем сопоставления, исследования, анализа аутентичного текста.

2. Расширить и углубить знания, умения и навыки в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью.

3. Обогащать и систематизировать сведения по грамматике, совершенствовать навыки конструирования словосочетаний, предложений, текстов.

4. Воспитывать уважение, понимание, толерантность к другой культуре, обогатить себя ценностными представителями о другой культуре.

На занятиях применяются разные методические приѐмы: текстовые задания, "гирлянда ассоциаций", "мозговая атака", использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся, рассказ, лекцию, сообщение, беседу, проектное обучение, игру.

Внеклассная работа углубляет, расширяет, совершенствует умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках.

Внеклассная работа строится на принципах добровольности и активности учащихся, имеет массовый характер и развивает творческую инициативу

учеников, их самостоятельность.

Курс структурирован с учетом возрастных особенностей и по принципу возрастающей сложности.

Структура и содержание курса:

"Знакомимся со страной изучаемого языка. Национальные традиции и культура Англии".

5 класс

I. Роль английского языка в нашей жизни.

II. Давайте познакомимся:

1. Чтение и обсуждение аутентичного текста

2. Встреча с английскими сверстниками в России (диалог и монолог)

3. Аудирование:

а) прослушивание текста;

б) контроль и понимание;

в) распределение ролей;

г) вторичное прослушивание и воспроизведение реплик вслед за

диктором по ролям с опорой на текст;

д) воспроизведение реплик без зрительной опоры и их разучивание;

4. Ролевая игра на тему: "Знакомство".

III. Знакомство с английской семьей.

1. Разучивание стихотворений и песен на тему :"My family".

2. Просмотр фильма" English family" и обсуждение его.

3. Заочная поездка в гости к англичанам (диалог, монолог).

4. Проектная работа" English and Russian family".

IV. Символика Великобритании.

1. Чтение и обсуждение аутентичного текста на тему: «Символы

Великобритании».

2. Грамматика: отработка постановки вопросов.

3. Диалогическая речь (работа по схеме)

4. Игра «Путешествие по Великобритании».

V. Достопримечательности Англии.

1. Аудирование текста "Лондон".

2. Просмотр видеофильма “Достопримечательности Англии”.

3. Защита проекта по выбору учащихся на одну из тем: «Big Ben»,

St. Paul’s Cathedral, The Tower of London.

VI. Виды спорта в Великобритании.

1. Чтение текста на тему «Олимпийские игры» и обсуждение.

2. Грамматика: употребление модального глагола can.

3. Ролевая игра: интервью российского школьника со спортсменом.

4. Просмотр видеофильма и его обсуждение на тему: «Любимые

национальные виды спорта».

VII. Праздники Великобритании:

Традиции празднования Дня рождения в Англии; (инсценирование)

VIII. Систематизация и обобщение изученного.


 

Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения

Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка на основе лингвострановедения

In the north oi Russia In the

In the north oi Russia In the

Знакомство с ключевым понятием

Знакомство с ключевым понятием

Метод "Черепашек" The Olympic

Метод "Черепашек" The Olympic

Приемы использования занимательных упражнений, игр, развлечений 1

Приемы использования занимательных упражнений, игр, развлечений 1

Внеклассная работа углубляет, расширяет, совершенствует умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках

Внеклассная работа углубляет, расширяет, совершенствует умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017