Доклад на тему "Актуальные проблемы организации практической подготовки студентов в СПО"
Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
01.04.2019
Это доклад, который был подготовлен мной для выступления на педагогической конференции, посвященной актуальным проблемам воспитания и образования в СПО. Практическое обучение студентов является основным и эффективным фактором в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования. Как показывает опыт, в настоящее время существуют проблемы в организации практики студентов на производственных предприятиях. В докладе освещены эти острые проблемы и предложены пути их решения.
Баракова М. В.Актуальные проблемы организации практической.docx
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СПО
Баракова Марина Владимировна, преподаватель ГБПОУ РС (Я) ЯСХТ
В настоящее время в образовательном процессе учреждений среднего
профессионального образования особое внимание в контексте ФГОС СПО уделяется
практическому обучению студентов. Это практические занятия, входящие в обязательную
нагрузку, по всем дисциплинам, а также учебные, производственные и преддипломные
практики.
В течение ряда лет мне как председателю цикловой комиссии приходилось
анализировать учебные планы специальностей цикла и в какойто мере контролировать
объемы и виды работ в них. В результате, можно отметить, что за последние годы неуклонно
растет количество часов по практическим занятиям в обязательной нагрузке по предметам,
которое в настоящее время составляет более 50%.
Учебные и производственные практики в учебных планах
включены в
профессиональные модули и, в целом, по специальности составляют в часах около половины
максимальной нагрузки по модулю.
Рассмотрим более детально учебный план ГБПОУ РС (Я) ЯСХТ на 2017 год для
специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Таблица 1
Структура учебных модулей специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
по отраслям» по учебному плану на 2017 год.
Название
профессионального
модуля
ПМ.01 Документирование
хозяйственных операций и
ведение бухгалтерского
учета имущества
организации
ПМ.02 Ведение
бухгалтерского учета
источников формирования
имущества, выполнение
работ по инвентаризации
имущества и финансовых
обязательств организации
ПМ.03 Проведение расчетов
с бюджетом и
внебюджетными фондами
Макси
мальная
учебная
нагрузка
обучаю
щихся, часы
Самос
тоятель
ная работа
студента,
часы
Обязательная, часы
Всего
Лек
ции
Практи
ческие
занятия
Практика, часы
Учеб
ная
Производст
венная
162
54
108
58
50
36
36
162
54
108
58
50
36
72
108
36
72
36
36
36 ПМ.04 Составление и
использование
бухгалтерской отчетности
ПМ.05 Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих.
23369 Кассир
Всего
260
108
86
36
174
72
82
20
92
52
36
72
36
800
266
534
254
280
108
252
Из таблицы видим, что практические занятия, входящие в обязательную нагрузку, в
сумме по всем модулям составляют 280 часов (35% от максимальной нагрузки), учебные
практики 108 часов (3 недели, 13,5% от максимальной нагрузки) и производственные
практики – 252 часа (7 недель), что составляет 31,5% от максимальной нагрузки. В целом,
практическое обучение занимает 640 часов, то есть 80%.
Следует заменить, что практические занятия, входящие в обязательную нагрузку по
дисциплинам, и учебные практики обычно проходят в стенах техникума под руководством
опытных преподавателей. Руководители учебных практик они же преподаватели
специальных дисциплин обеспечивают методическое сопровождение и организацию
практических занятий в учебных аудиториях на довольно высоком уровне.
В то же время, к сожалению, нельзя сказать то же самое об организации
производственных практик. С одной стороны, руководитель производственной практики от
учебного заведения (преподаватель специальных дисциплин) разрабатывает в полном объеме
методическое сопровождение (программа производственной практики, методические
указания для студентов с заданиями), а, с другой стороны, студент попадает на
производственное предприятие, где нет надлежащей организации практического обучения.
Так, например, в отделе бухгалтерского учета на производственном предприятии все
специалисты обычно очень заняты и совсем не намерены «возиться» с практикантами, то есть
обучать их и предоставлять информацию о производственнохозяйственной деятельности.
Нередко наши студенты используются только как рабочая сила,
выполняют
неквалифицированную однотонную работу, например за компьютером, бездумно «забивая»
данные или работают за копировальным аппаратом, или вообще ничего не делают. В таких
условиях студенты не могут на хорошем уровне выполнить задание по практике и в
результате не в полном объеме овладевают необходимыми профессиональными
компетенциями.
То же можно сказать и о преддипломной практике, которая обычно составляет
четыре недели (144 часа). Студенты часто говорят, что не дают никаких документов по деятельности предприятия и обижаются, что к ним на предприятии относятся без понимания.
В тоже время, когда студенты возвращаются с практик, от них требуют полной отработки по
заданию, сбору и оформлению бухгалтерской документации, достоверной информации по
предприятию. В результате, у студентов наблюдаются значительные трудности при
оформлении отчетов и защите по практике, а также при написании дипломной работы.
Таким образом, в настоящее время существует острая проблема в организации
производственных и преддипломных практик, которые должны способствовать повышению
качества образования по специальности. Самое главное, что заложниками ситуации стали
студенты, которые не могут эффективно пройти практическое обучение во время практик на
предприятиях. Это касается не только рассматриваемой специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям), но и других специальностей в нашем техникуме. Думается,
что такая проблема имеет место и в других учреждениях СПО.
Для решения проблемы, с нашей точки зрения, необходимо предпринять следующие
меры:
вопервых, в договоре о прохождении практического обучения студентами нужно
отдельным пунктом указать, кто на предприятии должен и может быть руководителем
практического обучения для студента. Ясно и четко определить права и обязанности, а также
порядок оплаты руководителю за работу со студентами во время практик на предприятии.
В Советское время таких людей называли Наставниками – это были опытные,
активные и уважаемые работники высокого профессионального уровня. Люди гордились
званием Наставник и ответственно относились к своим обязанностям в работе с молодежью и
получали за это денежное вознаграждение и другие льготы. Думается, что этот
положительный опыт необходимо перенести в нашу жизнь, и он обязательно принесет
результаты. В условиях рыночной экономики финансовая нагрузка по оплате услуг
наставников на предприятиях должна быть решена в государственном масштабе по
инициативе Министерства образования и науки РФ.
вовторых, принять решение, о том, что руководители практик со стороны учебного
заведения обязаны не только разработать их методическое сопровождение, но и лично
осуществлять контроль со своей стороны за уровнем практического обучения во время
производственных и преддипломной практик, и оказывать своевременную помощь. Для этого
предлагается, чтобы они лично не менее одного раза выезжали на место проведения практик,
а в остальное время поддерживали тесную связь со студентами, их наставниками и руководством производственных предприятий для достижения эффективности
практического обучения.
Необходимые затраты по совершенствованию организации практического обучения
студентов должны быть запланированы в бюджете техникума в достаточном объеме.
Доклад на тему "Актуальные проблемы организации практической подготовки студентов в СПО"
Доклад на тему "Актуальные проблемы организации практической подготовки студентов в СПО"
Доклад на тему "Актуальные проблемы организации практической подготовки студентов в СПО"
Доклад на тему "Актуальные проблемы организации практической подготовки студентов в СПО"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.