Доклад на тему "Педагогическая поддержка ученика на старшей ступени обучения"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
10 кл—11 кл
02.09.2017
Классному руководителю важно прежде всего рассматривать возникающие проблемы с позиции ребенка и оказывать ему необходимую помощь. Нужно вовремя остановить ученика, помочь освоить способы выхода из трудных жизненных ситуаций, способы самозащиты своей индивидуальности, достижения внутренней (психологической) устойчивости, укрепления воли. Это и есть педагогическая защита ребенка.
Педагогика поддержки ребенка.doc
Роль классного руководителя
в педагогической поддержке ученика
на старшей ступени обучения
Психологи напоминают, что «учитель
умирает в авторитарном монологе и
возрождается
диалоге
в
сотрудничестве с учениками».
И так, какая ситуация, связанная с проблемами воспитания, происходит
сегодня? Во многих обеспеченных семьях основное внимание уделяется
материальному обеспечению своего чада, направлению его в престижное
учебное заведение, обучению в сфере дополнительного образования. Но
всерьез вопрос о культуре общения между родителями и детьми, духовном их
развитии в значительном числе таких семей не ставится.
Только классный руководитель в полной мере поможет ребенку
раскрыть его индивидуальные особенности, поможет в выборе жизненного
пути, создаст условия для самоопределения и самореализации, для овладения
способами преодоления трудностей.
Классному руководителю важно прежде всего рассматривать
возникающие проблемы с позиции ребенка и оказывать ему необходимую
помощь (хотя, конечно, все, что хотелось бы, классный руководитель
выполнить не сможет, даже при наличии таких помощников, как школьный
психолог, социальный педагог, члены родительского актива).
Как правило, каждый педагог транслирует свое мировосприятие,
пытается навязать свой образ жизни детям. Поэтому он с удовольствием
работает с теми, кто соответствует его ожиданиям. В результате учитель
часто не видит тех, кому действительно требуется помощь. Заявляя, что
является сторонником гуманистической педагогики, на практике он
исповедует совсем иные ценности, подчас забывая о главной своей функции помощи ребенку в образовании и его защите.
Ребенок, подросток не всегда понимает опасности, которые встречаются
на его пути. Поэтому так важно вовремя его остановить, помочь освоить
способы выхода из трудных жизненных ситуаций, способы самозащиты своей
индивидуальности, достижения внутренней (психологической) устойчивости,
укрепления воли. Это и есть педагогическая защита ребенка.
Прежде всего я изучаю ребят, их взаимоотношения, проблемы в
общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы
особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий
стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье,
каковы наследственные черты характера.
Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в
различных жизненных ситуациях, я стремлюсь понять ученика, выявить его
проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка
может привести к появлению психических комплексов, способствовать
возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье,
а значит, и его развитие.
Изучив особенности общения ребенка, надо очень тактично помочь ему в
разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции
отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для
самоутверждения в коллективе.
В сфере общения с классом основная цель это сформировать у детей
коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат
в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в
которую можно включить:
•
коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы,
дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и
планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально
отзываться на переживания товарищей, других людей;
2 • практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный
стиль общения, изучили правила поведения в обществе;
• беседы и дискуссии;
• тренинги общения с привлечением школьного психолога.
Чтобы помочь ученику в обучении, необходимо выяснить его учебные
возможности, а именно:
особенности мышления, умение выделять главное;
самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную
деятельность;
интересы, склонности;
уровень работоспособности;
знание пройденного ранее учебного материала;
а также особенности его учебной мотивации, в частности:
осознание необходимости учебной деятельности;
мотивы улучшения качества обучения.
Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых
могут быть:
состояние здоровья;
отсутствие бытовых условий, способствующих качественному
выполнению домашних заданий;
пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных
навыков;
недостатки преподавания;
отсутствие интереса к предмету;
проблемы, связанные с волевой сферой;
невнимательность.
В результате сбора информации
материал,
характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка,
формируется
3 особенности его учебной мотивации, что дает возможность целенаправленно
строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация
необходима и для организации совместной работы с учителями
предметниками по оказанию помощи учащемуся.
Досуг это время отдыха учащихся и одновременно время развития их
многообразных способностей и интересов, время общения с различными
людьми. При организации досуга необходимо соблюдать следующие правила:
формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а
добровольно выбираются ими;
досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята
сами выступают организаторами своего досуга;
разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например,
от шумной дискотеки к спокойному общению школьников в кругу).
Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг,
необходимо:
• изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед,
наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования,
от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
• выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют
ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим,
интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.
Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности можно
помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов
(тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).
Вот, что советует в связи со сказанным выше Януш Корчак в книге «Как
любить ребенка»:
«Детские годы долгие важные годы жизни ребенка… Уважайте
труд познания… Уважайте собственность ребенка и его бюджет…
4 Уважайте тайны и отклонения тяжелой работы роста в подростковом
периоде… Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок
сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной,
ответственной жизнью?»
«Хороший воспитатель от плохого отличается только количеством
сделанных ошибок и причиненного детям вреда.
Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и,
критически оценив, больше не повторяет, долго помня свою ошибку. Если
хороший воспитатель от усталости поступит бестактно или
несправедливо, он приложит все усилия, чтобы както механизировать
мелкие надоедливые обязанности, ведь он знает, что все неладное от
нехватки у него времени. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на
детей.
Хороший воспитатель знает, что стоит подумать и над пустяшным
эпизодом (за ним может стоять целая проблема), не пренебрегает ничем.
Плохой воспитатель полагает, что дети и в самом деле должны не
шуметь и не пачкать платье, а добросовестно зубрить грамматические
правила.
Умный воспитатель не куксится, когда он не понимает детей, а
размышляет, ищет, спрашивает их самих. И они его научат не задевать их
слишком чувствительно, было б желание научиться!»
«Ты вспыльчив, говорю я мальчику. Ладно, дерись, только не
слишком больно, злись, но только раз в день». Если хотите, в этой фразе я
изложил весь педагогический метод, которым я пользуюсь».
5 Памятка родителям
С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях любви к
людям, доброжелательности, сострадания, добросердечной услужливости
рекомендуем:
1. Общение родителей с детьми должно составлять не менее 34 часов в
сутки, в том числе до одного часа совместный общественнополезный труд
взрослых и детей; организация совместных игр и занятия спортом не менее
одного часа.
2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас
слышать.
3. Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое.
Помнить, что дети копируют вас, они отражение вашей семьи.
4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить
начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.
5. Помнить, что воспитание это передача детям вашего жизненного
опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете
сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.
6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за
помощью в школу.
6
Доклад на тему "Педагогическая поддержка ученика на старшей ступени обучения"
Доклад на тему "Педагогическая поддержка ученика на старшей ступени обучения"
Доклад на тему "Педагогическая поддержка ученика на старшей ступени обучения"
Доклад на тему "Педагогическая поддержка ученика на старшей ступени обучения"
Доклад на тему "Педагогическая поддержка ученика на старшей ступени обучения"
Доклад на тему "Педагогическая поддержка ученика на старшей ступени обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.