Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"
Оценка 5

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
12.02.2017
Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"
"Как любить ребёнка" по Януш Корчак. Любить ребёнка- это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. Корчак очень много говорить об этом, приводя многочисленные примеры из своего опыта. И свои примеры тоже из жизни. Нужно любить детей, и они ответят нам взаимностью.
Алишевские чтения 2017. Педагогическое наследие Януша Корчака.docx
Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении «Как любить ребёнка» Г.Р. Латфуллина, МБУ ДО «Центр творчества Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» [email protected] Свою книгу Корчак начинает обращением к матери, даже будущей матери, которая только еще готовиться к этому волшебному акту мироздания: появлению новой жизни. И заканчивает свое произведение автор, также обращением к матери призывая её быть первым и главным воспитателем своего ребёнка. Любить ребёнка- это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. Корчак очень много говорить об этом, приводя многочисленные примеры из своего педиатрического опыта и опыта наблюдения за приютскими детьми. Он постоянно подчеркивает, что если дети разные, то это не означает, что одни хорошие, другие плохие. Они просто разные. Отличительные черты характера ребёнка можно наблюдать с самого рождения. Новорожденные бывают от рождения наделены большей или меньшей терпимостью. Один сонный, медлительный, ленивый, сосёт слабо, крик тихий неэнергичный. Другой, напротив, легко возбудим, подвижен, спит чутко, сосёт взахлёб, кричит до посинения. Порой такое состояние доходит до болезни, ребёнка приходиться с трудом возвращать к жизни. Однако, замечает Корчак, эта болезнь не мешает младенцу вырасти во взрослого человека, наделённого сильной волей, сокрушительным упорством и гениальным умом и приводит пример Наполеона, который в младенчестве заходился криком. Корчак предостерегает нас не путать «хорошего» ребёнка с удобным. Мало кто из педагогов говорил о детях так строго. «Среди детей, - писал Корчак, - столько же плохих людей, сколько и среди взрослых… Всё что твориться в грязном мире взрослых, существует и в мире детей». «Воспитатель, который приходит со сладкой иллюзией, что он выступает в этакий маленький мирок чистых, нежных, открытых сердечек, чьи симпатии и доверие легко сыскать, скоро разочаруется». Драматичный час в сложной истории нашей любви к детям… Терпение кончается, умиление сменяется негодованием. И чем больше бы хвастались ребенком в начале, тем больше его теперь стыдимся его. С глаз долой! И из сердца вон. Горчайшее из чувств – разочарование в детях. Приходит час, и мы начинаем видеть одни только недостатки их и прегрешения. Мы с унылой завистью смотрим на чужих благополучных детей и отворачиваемся душой от своих – как раз в ту минуту, когда им больше всего нужны наша любовь и нравственная помощь. Януш Корчак – певец любви, у которого нет прошедшего времени, - верной и вечной любви к детям. Он их не идеализирует, но для него ребёнок – король, и не десятый и не пятнадцатый, а всегда первый. Да, дети бывают настольно неблагодарны порой, что вырастают совсем не такими, как нам хотелось бы. «Ни один воспитатель не вырастит из сотни детей сотню идеальных людей», - пишет Януш Корчак. И есть лишь одна возможность избежать разрушительного для обеих сторон разочарования: признать право детей на детство, признать абсолютную, а не относительную ценность детства. Перестать судить о ребёнке толь с точки зрения будущего, внушая тем самым, что сейчас он – никто: «Я ничто… Чем- то могут быть только взрослые. А вот я уже ничто чуть постарше…» Нельзя мерить детей на взрослый аршин! Ребёнок, в отличии от взрослого, может» солгать, выманить, украсть», пишет Януш Корчак, хотя ему вовсе не нравятся дети, которые лгут, выманивают, вынуждают, крадут. Педагогика Януша Корчака соединяет в себе бестрепетный реализм мужчины и мечтательную поэтичность ребенка. Но в первую очередь Януш Корчак учит нас мужеству – мужеству воспитывать, мужеству любить детей такими, какие они есть, чтобы от нашей любви они становились лучше, чем есть. Да, именно так надо смотреть на педагогику: науку об искусстве любви к детям. Современное воспитание требует, чтобы ребёнок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребёнка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. И что большей мере влияет на будущий характер и личные качества ребёнка- среда или наследственность? Корчак не отвергает не то и не другое, он просто подчёркивает, что недопустимо подходить к ребёнку шаблонно, ставить крест на его будущем по причине неудачной наследственности или плохой воспитательной среды. «Скажи мне, кто твои родители, и я скажу тебе, кто ты- это верно не всегда. Скажи мне, кто тебя воспитал, и я скажу тебе, кто ты- и это не всегда верно. Здесь Корчак ставит много провокационных вопросов и приводит множество примеров, когда из добропорядочной семьи может выйти сын-преступник, а в рядовой семье может вырасти ребёнок- гений или выдающийся личность. И как определить границы между наследственностью и воспитательной средой? Беспутный, развращенный родитель передаёт свои качества по наследству и воспитывает в ребёнке отрицательные качества своим примером. У отца- алкоголика сын, скорее всего тоже будет предрасположен к пьянству, но может и наоборот возненавидеть этот порок и всю жизнь не прикасаться к бутылке. Любовь по Корчаку- это наблюдение. Для того чтобы не применять к ребёнку шаблонные методы воспитания, для того чтобы найти к нему индивидуальный подход, мы должны сначала определить его индивидуальность, его наклонности, черты его характера. И сделать это можно путём внимательного наблюдения. Более эффективно и качественно можно определить характер, узнать чувственные и умственные наклонности ребёнка и, следовательно, определить направление, в котором нужно прикладывать воспитательные усилия, можно в игре. Игра для ребёнка, это не просто развлечение, по мнению многих взрослых, но и, пожалуй, единственная область, в которой ребёнок может проявлять инициативу в самом широком диапазоне. Наблюдая за игрой ребёнка, мы понимаем какой он в жизни, в действии, какого поведения в обществе от него ожидать в будущем. А что делать, если ребёнок в играх пассивен, если бежит от детского веселья и шума, и теряется в коллективе, замыкается в себе. Как нам найти подход к такому малышу, как правильно «любить» такого ребёнка? Как часто такие дети и без того страдающие от неприятия общества, от жестокого равнодушия, вынуждены дополнительно страдать от непонимания родителей. Вместо того чтобы понять, матери и здесь жаждут переделать своего ребёнка. Всякий бездумный приказ только ухудшает положение вещей. Слова «иди поиграй с детьми» наносят ему не меньший вред, чем «хватить играть тебе с ними» И снова пан Доктор на стороне ребёнка и ставит высокую планку для родителей и воспитателей. Нам хочется быстро и удобно, а он предлагает трудный, неспешный и осторожный путь. Любить ребёнка по Корчаку- это значит, не относится к нему с пренебрежением. Следует признать правоту ребёнка, когда он выбирает с кем и в какие игры играть. Смириться с той истинной, что если дети не хотят играть по предлагаемому им сценарию, если они не активны, не проявляют интереса, то это не их вина, а непрофессионализм педагога. Любить по Корчаку- это, прежде всего, быть с детьми честными. Но обмануть ребёнка невозможно и он без труда раскусывает наши роли. Вначале они пробуют бороться с ложью, но потом, увидев всю бессмысленность борьбы, сами начинают водить нас за нос, подкупать, обманывать. Они подкупают нас просьбой, благодарной улыбкой, поцелуем, шуткой, послушанием, подкупают сделанными нами уступками, редко и тактично дают нам понять, что и у них есть кое- какие права, иной раз открыто спрашивают: «А что я за это буду иметь?» Ребёнок страдает от того, что взрослые, занятые своими делами не хотят понять и выслушать его, что в порой в ответ на радостную новость он получает упрёки и одёргивания. Скажете, Корчак преувеличивает, возможно. Но из такой откровенной позиции учёного, даже если она несколько ошибочна, можно увидеть, насколько он на стороне ребёнка. Может быть, именно в этом и заключается главный секрет его успешной педагогической деятельности, его плодотворного воспитательного влияния на самых так называемых «трудных» детей. Итак, в результате анализа произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», нами были выделены основные принципы, которые Корчак вкладывает в понятие этой любви и стремиться донести обществу. Любить ребёнка (любовь по Корчаку)- это, прежде всего, принимать его таким, какой он есть. Любовь по Корчаку- это наблюдение. Любить по Корчаку- это значит, не относится к нему с пренебрежением. Любить по Корчаку- это, прежде всего, быть с детьми честными. Любить по Корчаку –это, значит, не поддаваться обману, что ребёнок может долго довольствоваться ангельским мироощущением, что мы сумеем скрыть от него невежество, бессилие, противоречия, наши поражения и горечи. Обобщив все эти тезисы, можно выделить главную мысль произведения Януша Корчака «Как любить ребёнка», суть его воспитательного метода и призыв ко всем педагогам, воспитателям, родителям- это то, что, прежде всего, нужно изучать ребёнка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть в его внутренний мир. Это главное правило, которое сделает родительскую любовь действительно плодотворной, позволит уйти от многих ошибок в воспитании навязываемых шаблонными методиками. Наших детей мы любим мало. Родители, порой заняты зарабатыванием денег, разрываются между двумя-тремя работами. Поэтому времени на любимое дитя просто не остается. Ещё совсем недавно, активное участие в воспитании детей принимали дедушки и бабушки. Просто потому, что родители физически не могли быть дома. Сегодня на смену им приходят няни. Порой от них требуют не постоянного участия в эмоциональном развитии ребёнка, а умение подчиняться хозяйскому режиму. Любовь родителей к ребёнку: - Запомните, любви не бывает слишком много. Не надо бояться любить излишне сильно. Наоборот, нужно бояться любить мало. - Основные инструменты любви – это физические и зрительные контакты, через которые и формируется эмоциональная привязанность, дружеское и открытое отношение к миру, уверенность в себе. - В «уме» любить недостаточно. Нужно научиться ещё и сообщать ребёнку о своей любви. - Нужно не только любить малыша, но и его учить любить, а так же заботиться о близких. Любите своих детей, и они ответят Вам взаимностью!

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"

Доклад на тему: "Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении " Как любить ребёнка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017