Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
Взрослым
25.02.2019
В последнее время серьёзное внимание обращается на поиски эффективных путей обучения русскому языку. Мы считаем, что одним из таких эффективных путей является изучение культурно-исторического аспекта, а именно изучение языка народа того края, в котором ты живёшь. К сожалению ,не все ученики и учителя знают особенности своего края, данная работа способствует пониманию истории русского народа ( а именно Прибайкалья), старого быта и культуры.
govory.docx
Районная краеведческая конференция
«Земли моей лицо живое»
«Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири»
Научноисследовательская работа
Выполнили: ученицы 8
А класса МБОУ СОШ №2
Васьковская Ксения
Твердунова Таня
Руковль: учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2
Г.Слюдянки
Гедрович Татьяна Викторовна Цель работы: 1. Изучение языка народа Прибайкалья
2.Пробуждение интереса к живому слова сибиряка, бережному
отношению к нему
Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём
И.И.Срезневский «Мысли об истории
русского языка»
В последнее время серьёзное внимание обращается на поиски эффективных
путей обучения русскому языку. Мы считаем, что одним из таких
эффективных путей является изучение культурноисторического аспекта, а
именно изучение языка народа того края, в котором ты живёшь. К
сожалению ,не все ученики и учителя знают особенности своего края, данная
работа способствует пониманию истории русского народа ( а именно
Прибайкалья), старого быта и культуры.
Структура русского языка имеет несколько составных частей , или
разновидностей. К их числу относятся прежде всего русский литературный
язык и местные русские говоры. Говоры это одна из форм народно
разговорной речи ,местный вариант, местная разновидность русского языка.
В.И.Даль так отозвался о них: « Наши местные говоры законные дети
русского языка и образованы правильнее, вернее и краше, чем наш
письменный жаргон».Местные языковые особенности могут проявляться не
только в лексике(словаре),
но и на других уровнях языка:
произносительном( фонетика), употреблении тех или иных форм частей
речи(морфология), построении словосочетаний и предложений( синтаксис).
В сёлах , посёлках и даже городах Прибайкалья и Забайкалья живёт много
детей, обладающих удивительным даром. Они рассказывают сказки. И не
только своим внукам и правнукам, но и учёнымфольклористам, записывающим сказки на свои диктофоны. Поэтому читатели сказок как
будто слышат речь сказителей.
Мы прочитали и проанализировали Русские сказки Восточной
Сибири«Митя»,»Про охотника» ,»Кто ты?» и другие; выявили говоры и и и х
особенности. Любые особенности выявляются путём сопоставления их с
русским литературным языком.
жителей
Говоры
Прибайкалья
Сяла красавица
Фонетические
особенности
После мягких согласных
в суффиксах и корнях
слов
Литературный
вариант
села
оне,
А
назавтре
братья,занимались
делом
поись
эти
Гласный и реализуется в
звуке е
жителей
Говоры
Прибайкалья
Глуху тайгу
Чо, тятьку видел?
И Митя с имям
жителей
Говоры
Прибайкалья
Дескать, не сможешь
Дак вот не хочет
форм
Утрата в конце слова
согласного в сочетании
СТ
Морфологические
особенности
Употребление
стяжённых
прилагательных
Вопросительно
относительное
местоимение что имеет
в говорах форму чо
Местоимения 3 лица
имеют одну форму для
дательного,
творительного
предложного падежа
Синтаксические
особенности
Широкое использование
частиц в роли средства
связи главных членов
Употребление частиц в
роли скреп
и
назавтра
они
поесть
Литературный
вариант
Глухую тайгу
что
С ними
Литературный
вариант К сожалению, одна из форм русской народноразговорной речиговоры
утрачивается. Но мы считаем, что фиксировать народную речь в её
современном состоянии крайне необходимо. Если не делать этого , то мы
потеряем то, что скоро станет частью истории нашего рода ,его духовной и
материальной культуры.
Выводы
1.Эффективный путь обучения русскому языку изучение языка народа того
края, в котором ты живёшь.
2. «Наши местные говоры законные дети русского языка…(В.И.Даль)
3. Фиксировать народную речь крайне необходимо.
Предложения
1.Продолжить изучение говоров Иркутской области
2.Провести классные часы в школе с целью привлечения школьников к
живому слову сибиряка, бережному отношению к нему.
Литература
1.Иркутский областной словарь(отв.ред.Сергеева Т.В., Иркутск ,2001 ( в 2
томах)
2.Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка. Москва, 1975.
Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири
Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири
Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири
Говоры жителей Прибайкалья в Русских сказках Восточной Сибири
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.