Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"
Оценка 4.8

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
классное руководство
Взрослым
14.02.2017
Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
преемственность.doc
«Кировская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза  П.М. Смирнова» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ» 2015 г. Содержание 1. Введение 2. Необходимость преемственности 3. Готовность детей к обучению в школе 4. Формы преемственных связей 5. Проблемы преемственности 6. Из опыта работы  «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» ­  так писал В. А. Сухомлинский о преемственности  между дошкольным и начальным обучением. Введение Понятие преемственности трактуется широко ­ как непрерывный процесс воспитания и развития  ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. ­ это связь  между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных  элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу  с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного  обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.   Проблема готовности ребёнка к школе волнует человечество уже не одно десятилетие, психологи  доказывали преимущества более раннего начала обучения. Однако жизнь корректирует многое, в том  числе и школьное образование: до сих пор в большинстве школ России нет условий для обучения  шестилеток, да и родители понимают, что шестилетнему  ребенку  не по силам учебные нагрузки, и  переносят начало обучения на год (“пусть подрастет, окрепнет”). Правильно ли это? И не случайно  Министерство образования России приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее  обучение. При этом ребенку, поступающему в школу, в сентябре должно быть не менее 6,5 лет. Но  для некоторых детей и в этом возрасте ещё рано садиться за школьную парту. Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских  садов с этим словом. Поступление в школу ­ это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с  взрослыми и сверстниками. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.  Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" не травмируя психику ребенка,  необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема  преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно­ образовательной работы, методов ее осуществления  Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью  общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено  единой системы народного образования. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу  с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного  обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. 4 подпункт 4.7  сказано, что целевые ориентиры Программы выступают основаниями  В федеральном законе об образовании в  Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273­ ФЗ в  Главе 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: Статья 10. Пункт 4. Дошкольное образование установлено 1 уровнем общего образования:  начальное  общее образование ­ второй; В Статье 11. Пункт 1. Подпункт 2) указано о преемственность основных образовательных программ; В Статье 12. Пункт 3. Подпункт 1) указано что: "К основным образовательным программам  относятся: ­ образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального  общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные  программы среднего общего образования В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Статья 1 пункт 1.6 подпункт 3) сказано о преемственности  основных образовательных программ  дошкольного и начального общего образования. Пункт   преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к  условиям реализации Программы настоящие  целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного  образования. Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка  на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу  целостный и последовательный характер. Взаимосвязь дошкольного и начального образования,  согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных  задач на ступени детства: ­ приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; ­ обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного  мировосприятия; ­ развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому  самовыражению;  ­ стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;  ­ развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные  формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста); ­ формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной,  интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.); ­ развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене  школы и самообразованию; ­ развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах  деятельности;  ­ совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального  образования); ­ специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; ­ индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования: а) на дошкольной ступени:  ­ обеспечение эмоционального благополучия ребенка;  ­ развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому  самовыражению;  ­ формирование элементарных знаний об окружающем мире; ­ приобщение детей к ценностям  здорового образа жизни;  ­ развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного  возраста);  б) на ступени начальной школы:  ­ совершенствование достижений дошкольного развития; ­ формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной,  интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);  ­ осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в  соответствии с ними. Таким образом, преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной  стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности,  который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в  начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной  программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом работники дошкольных  учреждений (в первую очередь методисты и воспитатели) должны быть знакомы с требованиями,  которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с этими требованиями готовить  дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные  учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у  дошкольников предпосылки учебной деятельности.  С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень  дошкольного образования. При этом надо помнить, что в этом плане существуют определенные  издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал,  оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к  переутомлению детей, ухудшению их здоровья детей, снижению учебной мотивации, потере интереса  к учёбе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе  к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды  деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.   Необходимость преемственности            Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс  воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного  периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в  сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому  состоянию.           Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к  другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов,  технологий обучения и воспитании.         Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и  психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе,  направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и  накопленные знания.    дошкольного и начального образования.    Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего  образования и федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного  образования  требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.        Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми,  преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и  обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для  реализации на практике решения проблемы преемственности.                  Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира –        Выполнив сравнительный анализ двух программ, можно сделать следующие выводы.  1) В основу ФГОС ДОУ и ФГОС НОО положена единая теоретико­методологическая основа ­  системно­деятельностный подход, который предполагает: ∙ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,  инновационной экономики; ∙ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; ∙ активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; ∙ построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и  физиологических особенностей обучающихся. 2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы: • совместная деятельность детей • совместная деятельность взрослого и детей • самостоятельная деятельность 3) Следующее: цели ФГОС НОО являются как бы продолжением  целей, поставленных  ФГОС  ДОУ: ∙ развитие физических качеств ­ укрепление физического здоровья ∙ формирование предпосылок учебной деятельности ­ формирование основ умения учиться и  способности к организации своей деятельности ∙ формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств ­ духовно­ нравственное развитие и воспитание  Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа ­ само  здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. 4) Главное предназначение ФГОС ДОУ и ФГОС НОО ­ формулировка и обеспечение  устанавливаемых на федеральном уровне  системы трех взаимосвязанных требований: к результатам,  структуре и условиям реализации основных образовательных программ. ФГОС ДОО 1.1. Пояснительная записка (Цели и  задачи, Принципы и подходы к  формированию Программы) 5) Сравним   структуры программ. В программе дошкольных учреждений определено 5 пунктов, в  программе начальной школы – 11. Рассмотрим точки соприкосновения двух программ.    ФГОС НОО                       Общие положения 4 1. Целевой раздел  Пояснительная записка  7 1.2. Планируемые результаты освоения  обучающимися основной образовательной  программы.  Формирование универсальных учебных (Чение.  Работа с текстом (метапредметные результаты),  Формирование ИКТкомпетентности обучающихся  (метапредметные результаты), Русский язык.,  Литературное чтение, Иностранный язык  (английский), Математика и информатика, Основы  религиозных культур и светской этики, Окружающий  мир, Изобразительное искусство, Музыка,   Технология, Физическая культура).  1.3. Система оценки достижения планируемых  результатов освоения основной образовательной  программы ( Общие положения,  Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных  результатов). 1.2. Планируемые результаты  (Целевые ориентиры в младенческом  возрасте, Целевые ориентиры в  раннем возрасте, Целевые ориентиры  на этапе Завершения освоения Программы) 1.4.Портфель достижений как инструмент оценки  динамики индивидуальных образовательных  достижений. Итоговая оценка  1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по  Программе  2. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования у обучающихся  универсальных учебных действий 2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Общие положения 2.2. Описание образовательной  деятельности в соответствии с  направлениями развития ребенка, представленными в пяти  образовательных областях  (Младенческий и ранний возраст,  Младенческий возраст, Ранний  возраст, Дошкольный Возраст,  Социально­‐коммуникативное  Развитие, Познавательное Развитие,  Речевое Развитие, Художественно­‐ эстетическое Развитие, Физическое развитие 2.3. Взаимодействие взрослых с  детьми 2.4. Взаимодействие педагогического  коллектива с семьями дошкольников 2.5. Программа коррекционно­ развивающей работы с детьми с  ограниченными возможностями  здоровья 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого­педагогические  условия, обеспечивающие развитие  ребенка 3.2. Организация развивающей  предметно­пространственной среды 3.3. Кадровые условия реализации  Программы 3.4 Материально­техническое  обеспечение Программы 3.5. Финансовые условия реализации  Программы 3.6. Планирование образовательной  деятельности 3.7 Режим дня и распорядок 3.8. Перспективы работы по  совершенствованию и развитию  содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию  нормативно­правовых, финансовых,  научно­методических, кадровых, информационных и  Программа духовно­нравственного воспитания,  развития обучающихся при получении начального  общего образования . Программа формирования  экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни. Программа коррекционной работы 3. Организационный раздел.  План внеурочной деятельности  Система условий реализации основной  образовательной программы.  Психолого­ педагогические условия реализации основной  образовательной программы. Условия, обеспечивающие преемственность  программы формирования у обучающихся  универсальных учебных действий при переходе от  дошкольного к начальному и от начального к  основному общему образованию Кадровые условия реализации основной  образовательной программы Материально­технические условия реализации  основной образовательной программы. Финансовое обеспечение реализации основной  образовательной программы. Информационнометодические условия реализации  основной образовательной программы. материально­технических ресурсов 3.9. Перечень нормативных и  нормативно­методических  документов 3.10. Перечень литературных  источников Хотелось бы обратить Ваше внимание на три области, которые требуют особого пояснения: "Социализация" ­ содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения  первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных  отношений через решение следующих задач: § развитие игровой деятельности детей; § приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками  и взрослыми (в том числе моральным); § формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства  принадлежности к мировому сообществу. "Познание" ­ содержание образовательной области направлено на достижение целей развития у  детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: § сенсорное развитие; § развитие познавательно­исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; § формирование элементарных математических представлений; § формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. "Коммуникация" ­ содержание образовательной области направлено на достижение целей  овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через  решение следующих задач: § развитие свободного общения со взрослыми и детьми; § развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи,  произносительной стороны речи; связной речи диалогической и монологической форм) в различных  формах и видах детской деятельности; § практическое овладение воспитанниками нормами речи. 6) В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение  приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. Согласно ФГОС УУД ­  совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все  компоненты учебной деятельности В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы  универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки  регулятивных универсальных учебных действий (по таблице).   Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1  ­ умеет положительно относиться к себе, обладает  чувством собственного достоинства ­умеет доброжелательно относиться к окружающим,  отзывчив к переживаниям другого человека  ­ умеет уважать достоинство других класса ­ понимает предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей,  умеет оценить себя по критериям,  предложенными взрослыми ­ положительно относится к школе ­умеет ориентироваться в нравственном  содержании и смысле, как собственных  поступков, так и поступков окружающих  людей ­ умеет уважительно относиться к чужому  мнению ­ умеет беречь свои вещи ­умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми  через участие в совместных играх и их организациях,  вести переговоры, договариваться в игре, учитывать  интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре ­ в обществе сверстников умеет выбирать себе род  занятий, партнёров ­умеет обсуждать возникшие проблемы, правила ­ может поддержать разговор на интересную для него  тему  ­ умеет проявлять самостоятельность в разных видах  детской деятельности ­ умеет делать самооценку и себе и своим действиям ­ Умеет открыто относиться к внешнему миру и  чувствовать уверенность в своих силах ­ умеет понимать чувства других людей и  сопереживать им ­ умеет бережно относиться к  материальным ценностям ­уважает и принимает ценности семьи и  общества ­ Любит свою Родину и свой край ­ умеет взаимодействовать со сверстниками в совместной деятельности,  договариваться, учитывать интересы  других, сдерживать свои эмоции ­умеет обсуждать возникшие проблемы,  правила ­ может поддержать разговор на  интересную тему ­умеет проявлять самостоятельность в  разных видах детской деятельности ­ умеет делать самооценку себе и своим  поступкам ­умеет адаптироваться к некоторым  сложным ситуациям Из данной таблицы  видно, что предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят  своё развитие на начальной ступени образования. 7) Теперь рассмотрим требования к результатам двух программ. Итоговым результатом освоения основной общеобразовательной программы дошкольного  образования являются сформированные интегративные качества ребенка. В словаре указано понятие  интеграция ­ это процесс, с помощью которого части соединяются в целое. На личностном уровне ­  это состояние организма,  когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества  действуют согласованно как единое целое.     Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к  результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС,  мы можем  проследить чёткую преемственную связь.     Подводя итог сравнительному анализу ФГОС ДОО и ФГОС НОО,  можно сказать, что оба эти  документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности  образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными основными  общеобразовательными программами начального общего образования. Исключается дублирование  программных областей знаний, обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на  этапах дошкольного и школьного детства.        Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и  начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный,  последовательный и перспективный характер. И, наконец­то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе  опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.  Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее  звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в  школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного  обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже  приобретены  дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития  учащихся.             Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому  обучению (проводятся совместные заседания методического объединения учителей начальных  классов и воспитателей детского сада, взаимопосещения занятий и уроков в 1 классе, консультации  учителей начальных для воспитателей, с сентября 2014 года предшкольное образование ведут  воспитатели).             Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию  обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно­воспитательной работы.             Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые  приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения  специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у  дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду  предшествует уроку в школе.             Одним из интегральных показателей деятельности ДОУ является формирование готовности  детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов­ психологов, медицинских работников и различных педагогов­специалистов.  Готовность детей к обучению в школе В нашей  МБОУ «Кировская СОШ им П.М.Смирнова» стала традицией готовить детей к школе, то  есть в 1 класс. За два года до поступления  в 1 класс мы составляем список  дошкольников которые  должны  поступить в текущем учебном году. Составляем таблицу с данными о возрасте, сведения о  родителях, точный адрес, сведение о посещаемости дошкольного учреждения. После комплектации  групп проводим  родительское собрания совместно дошкольным общеобразовательным учреждением.  Где обсуждаем вопрос о подготовки детей к школе. Занятия проводится на базе нашей школы (два  раза в неделю). Чтобы дети чувствовали себя уютно и комфортно стараемся создать условия для  успешной адаптации к школьному режиму.  Приоритетной формой организации и проведения занятий с детьми – дошкольниками является игра –  ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для  психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится  научиться тому, чего еще не умеет.  В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации  деятельности детей на занятиях. Продуманное, целесообразное расположение материалов,  соблюдение последовательности отдельных этапов выполнения работы способствуют формированию  навыков умственного труда. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от  содержания и характера предстоящей деятельности, правильно пользоваться пособиями и  оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность ее выполнения,  рационально использовать время, работать в определенном темпе и т. д. Повышаются требования и к  поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не  перебивать другого, дополнять ответ товарища и пр. Организация воспитательно­образовательного процесса. Предметная область Детский сад Начальная школа Чтение  Развитие речи и  подготовка к обучению  “Букварь»” Н.С.Жукова. Л.А. Ефросинина, А.О.Евдокимова  «Букварь», Литературное чтение «Уроки  слушания»  Л.А. Ефросинина грамоте Русский язык Математика “Изучаем грамоту»   Л.Е.  Журова С.В.Иванов, А.О.Евдокимова,  М.И.Кузнецова  “Русский язык” “Я считаю до 10»  Е.В.Колесникова Л.Е. Журова,  А.О.Евдокимова,  М.И.Кузнецова, Е.Э. Кочурова  Рабочая  тетрадь «Математика» Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» Окружающий мир «Учимся рисовать» «Развиваем логику» Н.Ф.  Виноградова, Н.Г.Салмина      Результаты: ­ обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников: ­   развитие   личности   ребенка   старшего   дошкольного   возраста,   формирование   его   готовности   к систематическому обучению; ­ Дети могут свободно читать по слогам ­   Развивается   математические   навыки,   многие   дети   выполняют   несложные   действия   сложение   и вычитания, устно решаем несложные задачи ­ пишем простым карандашом (по методике Потаповой) ­ Много внимания уделяем рисованию, закрашиванию ­ целью развития речи, артикуляции проводим фонетические зарядки ­много учим стихотворений ­   стараемся   на   занятиях   дать   возможность   больше   говорить,   высказывать   мнение,   применяем групповые формы работы. Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой  необходимо  планомерное и поэтапное выполнение следующих шагов: Для ДОУ и СОШ:          1.  Необходимо не формально, а вдумчиво заключить договор о сотрудничестве между детским  садом и школой; 2. Составить план совместной деятельности между учреждениями; 3. Регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с  программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе;           4.   Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе  воспитателями и учителями;            5. Проводить совместные  заседания специалистов детского сада и школы;            6.  Планировать совместную деятельность для успешной адаптации детей к школьному  обучению;     Хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности  позволит по­настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования,  сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.  Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения  задач преемственности. Учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о  специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной  деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском  саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального  школьному обучению. Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и  взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.             Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для  успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и  сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.             Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе.  Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые  составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика.  Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.             Физическая готовность – это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость,  сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост,  вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к  выполнению тех мелкий, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом,  наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно­гигиенических  навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с  систематическим обучением в школе.             Под  развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста  дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих  знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные  сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести  предметное обучение в школе.             Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это  основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.                                     Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является  нравственно­волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания,  целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности,  ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно­волевой  готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый,  школьный коллектив.             Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому  социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Формы преемственных связей При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и  деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно­ демократичный стиль общения сменяется урочно­официальным и авторитарным.  Начинается  трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в  начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3­6 месяцев. В этот период и  последующие 1­1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании  образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы. Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны: 1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду,  глубокое осмысление их преемственности; 2.Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и  умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно  присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в  детском саду по итогам работы в подготовительных группах; 3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью  выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие  встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся  первых классов; Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей  дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и  психологической литературы и т.д. 4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических  процедур в связи с записью детей в школу. 5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных  с ДОУ оздоровительно­воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников»,  «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение  технологий закаливания в ДОУ. Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного  движения в образовании появились новые, такие как уроки­практикумы, дни совместного  обучения, психологические тренинги и другие. В результате таких контактов педагогов детских садов и школ  достигается их взаимопонимание.  Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их  решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского  сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течении всего  учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить  соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе,  желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея,  библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально­литературных  вечеров, организация выставок рисунков и поделок. Проблемы преемственности Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое  условие успешного решения задач преемственности. Однако сегодня, в условиях достаточного  количества исследовательских и методических работ в области преемственности ДОУ и школы,  реализация идеи преемственности дошкольного и начального образования сопровождается рядом  проблем. При этом основными проблемами преемственности являются:  1) Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно­воспитательной  системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без  опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.  2) Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.  3) Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно­ воспитательной системы (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют  работать с детьми 3­10 лет и которые сочетают профессиональный потенциал воспитателей и  учителей начальных классов).  4) Отсутствие единых программ воспитания и обучения (ООП).  5) Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного  материала по ступеням.  6) Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах  образовательного процесса.  7) Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно­ методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных  пособий и др.  8) Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного  образования. Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного  процесса.  1. Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на  отдельных ступенях их развития. 2. Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением “сквозных” линий в  содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление  предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на  более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.  3. Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и  способов воспитания и обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание  новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации  учебно­воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы 4. С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству  считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования  совершенствования форм и методов организации учебно­воспитательного процесса в детском саду и  начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создания образовательной среды,  способствующей эмоционально­ценностному, социально­личностному, познавательному,  эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.  Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и  учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах,  развития доверия к учителю, активного включения в учебу.  Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального  школьного образования являются: ­ учет состояния здоровья и физического развития детей,  ­ уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной  деятельности, ­ уровень развития умственных и нравственных способностей детей,  ­ развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.  Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление  характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого­ педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в  первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям.  (  далее  из опыта работы) Преемственность между начальным  и средним                                  Процесс    и      учителей      является   проблемным. Приход  в  среднюю  школу, совпадает  с  началом   «переходного»  возраста  у  детей: они   становятся  младшими  подростками. Психологически  это  начало  кризисного  периода:  физиологического  созревания, переоценки  моральных  ценностей, смены  ведущей  деятельности.  Кроме  того, по  данным  психологических  исследований, у  детей  с  переходом  в  среднюю  школу   резко  повышается уровень  тревожности, связанный  с  новыми  ожиданиями. Эти  объективно   сложные  психологические  этапы  взросления  несомненно  требуют  очень  бережного   и   внимательного  отношения  со  стороны  взрослых . Готовы  ли  к  этому  учителя  и  родители?  Необходимо  подчеркнуть, что  в  данном  случае    готовность  предполагает  не  только  знания  о  трудностях  периода  детской  жизни, но  и  волевые   усилия  взрослых  для  их  преодоления. Важнейшей  причиной  трудностей, обуславливающих   переход  в  среднюю  школу, является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной   деятельности. Ее  можно  сравнить  со  сложностями  адаптационного  периода  в  1  классе . Однако ,  кроме  объективной  новизны  ситуации  обучения , характерной для  1  и  5  классов, в данном   случае  добавляется  еще  так  называемый  субъективный по  1. Преемственность  форм  и  методов  обучения: темпа, объема  и  уровня  изложения  предметного   материала, а  также  требований  к  качеству  его  оформления. Уровень  изложения  знаний  в   средней   школе значительно  отличается  (по  различным  параметрам)  от  того, который  принят  в   начальной  школе. Поэтому  нельзя  забывать, что  дети, перешедшие  в  5  класс, должны        многих        зачастую      событием, но          перехода        ребенка        только      не          деятельности        фактор: отсутствие        начальной        из       радостным        школы          и       волнующим      и       средней      школой:      вопросам        учебной         между        начальной        единых        требований              детей, родителей      и       очень              многим        в       среднюю         для            звеном подход           почему          школе        ребенка        «объективности»              особенностей          обучаемости      ребенка            ставится      школу. Критерии      в       среднюю        иногда          и       соответственный        как             сомнение      под    адаптироваться  к  новым  условиям  деятельности: к  индивидуальному  стилю  учителя, к  более   быстрому  темпу  работы, к правилам  выполнения  новых  заданий  и т. д . 2. Единство ( точнее, его отсутствие ) подхода  к  критериально – оценочной  деятельности  в   начальных  классах  и  средних . Не  секрет, что  многие  «отличники»  и  «хорошисты»  начальной   школы  при  переходе  в  среднюю  меняют  свой  «статус»  на  более  низкий .  И  это  далеко  не   всегда  связано  с  объективными  трудностями  обучения . Учителя – предметники   не всегда учитывают индивидуальные  особенности  учащегося ( темп   деятельности, тип  мышления, специфику  восприятия  и т.д.), которые  влияют, особенно  вначале, на качество  обучения. Учителя  начальной  школы  реально  имеют  такую  возможность  в  силу  своей   многопрофильности . Поэтому  учитель  средней  школы  не редко при  оценивании  ориентируется ,  прежде  всего,  на  результат  его  деятельности, без  учета  тех  индивидуальных  особенностей ,  которые  могли  к  нему  привести, в  то  время, как  в  начальных  классах, где  оценивание  строится   с  учетом  и  процессуальных  характеристик  достижения  результата. Любой  учитель  понимает, что  инертный, медлительный  ребенок  не  должен  слышать   приговор   учителя : «Ты  не  успел , значит , не сделал» . Тем  не  менее  ориентация  учителя  только  на   результат  исключает  другую  позицию. Не  хочется  думать, что  личностно – гуманный  подход   является  прерогативой  только  начального  звена  обучения, а средняя  школа  не  имеет  к  этому   никакого  отношения .      индивидуальных      учет Вот           деятельности      его  к      оцениванию      в       начальной          переходе      («мягкий»)   необъективный        при     в      данном      различны.      случае   Естественно, что  относительная  обособленность  отдельных  звеньев  школьной  системы   образования  сложилась  исторически  и  существует  на  протяжении  нескольких  лет. Однако   общественная  необходимость   развития  образования, ставшая  особенно  актуальной  в  последнее   десятилетие, выявила  дисбаланс,  рассогласование  требований   и   содержательной    преемственности  между  различными  ступенями  общеобразовательной  системы, особенно   начального  и  среднего  звена.  Решение   проводятся итоговые контрольные работы по предметам, отслеживается техника чтения        итогам   ребенка, переходящего   подробную      психолого – педагогическую     обсуждаются   которые   работы   принципы   В  рамках  этого  сотрудничества  проводятся и уроки, на  которых  в  начальной  школе   присутствуют  (или  даже  проводят) учителя  среднего  звена, имея, таким  образом, возможность   заранее  оценить  особенности  детей  данного  класса. В  начале  следующего  учебного  года, уже  в   средней  школе, такая  практика  продолжается (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК, ИЗО). Данная  форма  сотрудничества  разных  ступеней  школьного  образования  позволяет   предупреждать  многие  педагогические  и  психологические  проблемы, реально  осуществлять   профилактику  детской  дезадаптации. Преемственность – один из основных принципов дидактики. Преемственность в образовании состоит в установлении необходимой связи и правильного  соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Преемственность в содержании образования включает: ­      обеспечение единого подхода к его отбору на всех ступенях обучения; ­      умение учителя выделить в теме, предмете основные и второстепенные понятия; ­      умение определить главное в содержании учебного материала; ­      умение укрупнять в блоки учебный материал по проблемам; ­      умение обучать учащихся способам деятельности получения, добывания и применения знаний(НА  МО.      звене              каждого              составляют             итоговом заседании МО              пятиклассников,       формы        индивидуально – психические      только          не       повышенного      внимания      к       себе      требуют            класса, его      специфика        с       детьми      данного            коллектива; определяются                дифференцированного        этих работ учитель начальной        характеристику на        ребенка. На           этой      проблемы, важной        как       для        детей, так и для взрослых.        В начальном        в       средней        как       детского        особенности        будущих        также        школе, но        в       5       класс. По        школы            обучения.      и       методы При составлении тематического планирования, мы сразу отмечаем себе домашние задания, чтобы в  параллели оно было единым; учитель работает с классом на протяжении всех 4 лет обучения; учитель  начальных классов  дает учителям предметникам свои рекомендации, а они  их учитывают при  планировании дальнейшей работы. Каковы пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников? ­  Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию; ­  Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях  обучения; ­  Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к  последующему освоению предмета; ­ Осуществлять межпредметные связи; ­ Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов; ­  Обеспечивать доступность в процессе обучения; ­  Развивать личностный потенциал уч­ся через продуктивную образовательную деятельность,  духовное и физическое здоровье детей; ­  Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов; ­ Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической  службой; ­Использовать личностно­ориентированную технологию обучения и воспитания; ­ Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости,  развитости уч­ся, сформированности у них социально­ценностных отношений к объектам  окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса  своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса. Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного  соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в  последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на  достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности  ступеней и этапов учебно­воспитательной работы. Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна  обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности  каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как  фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального  благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.  Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как  осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому  положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.  Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная  ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с  начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную  жизнь. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с  разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним  показателем их взросления. Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом  деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать  преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и  методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с  индивидуально­типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,   неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д. Препятствием  созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является  непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до  выпускного класса ­ и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что  учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны  действовать, опираясь на общие психолого­педагогические принципы, общие методические приемы и  в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики. Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает,  что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается,  когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания. Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4­го в 5­й  класс и пути их решения. Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках  образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:         сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей­предметников; изменением стиля общения учителей с детьми. Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В  средней  школе  коренным   образом  меняются  условия  обучения:  дети переходят  от  одного  основного  учителя  к  системе   классный  руководитель  – учителя­предметники. Каждый учитель по­своему ведёт урок, оценивает  знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся  проблем является  адаптация  к  новым  учителям,  что  сопровождается  часто  конфликтами,  взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. В 5­м классе количество предметов увеличивается до 8­12, но самое главное  –  учителей  будет   столько  же,  и  у  каждого  свои  требования.  Причем  все уроки будут вестись в разных кабинетах.  Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по­своему, предъявляет свои  требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого  избежать, необходимо учителям­предметникам договориться и выдвинуть в начале  учебного  года   единые  требования  к  пятиклассникам.  Особое  внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо  детям  разъяснять  критерии  оценивания,  дать  возможность  ученику  оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку,  над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях. Следует   продолжать  начатую  в  начальной  школе  работу  по формированию контрольно­ оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5­м классе на первых  уроках учитель должен ознакомить детей  с  требованиями,  которые  он  предъявляет  к  ним  по   своему  предмету. Причины возникновения проблемы: Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы; Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их  возможностях; Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения; Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста; Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста; Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения; Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее  изученным в начальной школе; Рассогласование в сложности содержания образовательных программ; Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5­м классе; Неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания; Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей­предметников Невладение методикой активизации учебно­познавательной деятельности пятиклассников; Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной  работы учащихся; Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе; Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной  школы. существенное изменение родительского отношения к школе: откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение; многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере; рост числа малообеспеченных семей; увеличением количества социально­обездоленных детей. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований  предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной  школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для  психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности,  робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности. Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям: совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей­предметников в среднем  звене; работа с учащимися; работа с родителями. Преемственность между начальной школой и 5­м классом предполагает следующие направления: образовательные программы; организация учебного процесса; единые требования к учащимся; структура уроков. Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и  самореализации. В нашей школе маленький педагогический коллектив, который сформировался много лет назад. Мы  тесно сотрудничаем друг с другом. Проводятся регулярные обсуждение успехов и возникающих  трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей  предметников и учителей начальных классов По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации  преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:  посещение уроков в 4­м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут  преподавать в 5 классе; регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем   Открытые уроки учителей 4­х классов (русский язык, математика, окружающий мир).   Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5­ Родительское собрание  ­ «   х классов, при переходе из начальной в основную школу    »  Согласование учебных программ с учителями­предметниками.  Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных  мероприятий.  Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному  руководителю будущего 5 класса.  Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.  Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в  конце 1 четверти 5    го  класса. На заседании педагогического совета школы обсуждаются предварительные итоги эксперимента,  проблемы внедрения алгоритма организации непрерывного образовательного процесса между  ступенями начальной и основной школы и другие.  Были отмечены и некоторые проблемы, возникшие  в ходе работы. Например:  ­ нежелание части учителей отказываться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний,  ­ трудности в отборе материала, которые испытывают учителя, работая новому учебику,  построенному по принципу мини­макса (например учебники биологии, где всё кажется важным), в  котором многая информация дана в непривычном для традиционного учебника неявном виде.  Отсутствуют подробные методические разработки, такие например, как по русскому языку и  литературе;  ­ невозможность использования в полном объёме всех предлагаемых технологий при изучении всех  предметов, а также то, что ряд учебников находятся только в стадии разработки, что тоже не  позволяет работать школе в единой образовательной системе. Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к  переходу в основную школу. Проблема заключается в том, что учителя начальных классов имеют  определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги­предметники,  которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена. Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые  ФГОС,  активизирует  методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы. Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно  дальнейшее успешное обучение в средней школе. Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии  дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные  условия, а именно: ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО­ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ  УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ­ПРЕДМЕТНИКОВ  Как можно раньше определить учителей­предметников и классного руководителя будущих 5 ­  ов.  Посещение уроков в 4­ом классе учителями­предметниками, классным руководителем  ­внеклассных мероприятий.  Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса.  Учитель­предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив  программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных  знаний и умений.  Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы  избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы. В 1 четверти не ставить «2».  Проведение срезовых работ в 4­х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.  Проведение родительского собрания.  Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.  Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).  Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной  деятельности учащихся, стиль общения и т.п.  Посещение учителем 4 класса уроков учителей­предметников.  Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.  Изучение методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной  школе». Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные  формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска  новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим  коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ"

Доклад на тему: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ  УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАНИЮ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017