Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"
Оценка 5

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
химия
Взрослым
17.02.2019
Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"
Одним из основных условий успешной подготовки высококвалифицированных рабочих в системе СПО является органическое единство общеобразовательного и профессионального циклов обучения. Поэтому в средних профессиональных учебных заведениях общеобразовательные дисциплины должны иметь профессиональную направленность. Это мотивирует учебную деятельность обучающихся и способствует более успешному формированию профессиональных знаний и умений будущих квалифицированных рабочих.
профессиональная направленность в преподавании химии.doc
ГБПОУ  «Владикавказский многопрофильный техникум» Доклад на тему «Профессиональ ная направленность в преподавании химии» Преподаватель: Дзагоееа Фатима Борисовна                                                                                                                        Владикавказ – 2018 г. «Профессиональная   направленность, преломление общеобразовательного   цикла программ       по   через дисциплинам   призму профессиональной является необходимым   условием   формирования   личности деятельности     профессионала. Это условие должно быть положено в основы отбора содержания учебного материала, выбора форм и средств обучения. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий,   кто   желает   к   ним   приобщаться.   Должен достигнуть   этого   собственной   деятельностью, собственными силами, собственным напряжением…»             Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Преобразования в экономической и социальной жизни государства, усиление интеграционных   процессов   в   системе   образования   обусловили   необходимость подготовки специалистов нового типа. Рынок рабочей силы требует от выпускника профессионального   образовательного   учреждения   наличия   определенных   качеств, включающих   профессиональную   самостоятельность,   мобильность,   способность   к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не   но   и   незапланированных   ситуациях, только   в   стандартных   типовых, коммуникативную культуру. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на языке   «компетенций»,   на   основе   которых   формируется   профессиональная компетентность будущего специалиста. Одним из основных условий успешной подготовки высококвалифицированных рабочих в системе СПО является органическое единство общеобразовательного и профессионального циклов обучения. Поэтому в средних профессиональных учебных заведениях   общеобразовательные   дисциплины   должны   обеспечивать   не   только общеобразовательную и политехническую подготовку, но и иметь профессиональную направленность. профессиональных знаний и умений будущих квалифицированных рабочих.   Это   способствует   более   успешному   формированию    Ни для кого не секрет, что в свои 15­16 лет выпускники 9­х классов средних образовательных   школ   подходят   к   выбору   будущей   профессии   осознанно. Следовательно,     вызвать   интерес   к   выбранной   специальности   становится   главной задачей образовательного учреждения на первых этапах обучения.  Профессиональная   направленность   необходимо   еще   и   потому,   что   более половины   обучающихся   называют   предметы   общеобразовательного   цикла ненужными,   так   как   не   видят   объективного   значения   этих   предметов   для   своей будущей   профессии,   в   соответствии   с   этим   мотивация   к   изучению   предметов общеобразовательного   цикла   очень   мала.   Качество   знаний,   в   связи   с   этим,   по предметам естественно­математического и гуманитарных циклов всегда ниже, чем по предметам профессионального цикла. Профессиональная   направленность   ­   это   принцип,   руководствуясь которым   можно   создать   систему   педагогической   работы   по   обучению, воспитанию   и   развитию   обучающихся,   способствующую   оптимальному овладению   избранной   ими   профессии   и   формированию   профессионально направленной личности молодого рабочего. Принцип   профессиональной   направленности   реализуется   не   только   в процессе   педагогической   работы   по   формированию   профессионально направленной личности, но и путем межпредметных связей. Важнейшими   структурными   компонентами   профессионально направленной личности являются: 1. Предметная   (познавательная)   направленность,   связанная   с овладением   учащимися   профессионально   значимыми   знаниями   и   умениями, необходимыми для оптимального освоения избранной ими профессии. 2. Социальная   (идейно­нравственная)   направленность,   связанная   с приобретением обучающимися важнейшего для личности свойства ­ социальной и психофизиологической направленности на профессиональную деятельность.    Курс   химии   в  образовательных   учреждениях     начального   и   среднего профессионального образования  изучается  по специализированному учебнику, предназначенному   для   профессий   и   специальностей   технического   профиля, разработанному   авторами:   О.С.Габриелян   и   И.Г.Остроумовым.     Содержание   федеральному   компоненту   государственного учебника   соответствует   образовательного   стандарта   по   химии   базового   уровня   и   предоставляет материал   профильного   и   профессионально   значимого   содержания,   который выделен особым шрифтом. Но при изучении отдельных тем в группах разных профессий необходимо более подробно остановиться на отдельных моментах. Рассмотрим   межпредметные   связи   химии   в   группах   строительного профиля.   Они   строятся   на   основе   предметов   профессионально­технического цикла ­ материаловедческих, электрохимических, технологических процессов, изучаемых по специальным предметам.   Изучение   химии   в   группах   строительного   профиля   тесно   связано   с курсом   материаловедения   и   производственной   практикой   обучающихся.   При отборе   учебного   материала   по   химии   с   профессиональной   направленностью ставятся задачи:  ­   ознакомить   обучающихся   с   основными   достижениями   химической науки в создании строительных материалов и применении их на производстве; ­ активизировать познавательную деятельность обучающихся, убедить их в том, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной   профессии   и   должны   использоваться   в   их   производственной деятельности. Например, на первом курсе в разделе «Общая и неорганическая химия» мы повторяем тему «Подгруппа азота», здесь обращаем внимание на применение нашатырного спирта для изготовления казеинового клея, эмульсий. Рассказывая о кислородных соединениях фосфора, обращаем внимание обучающихся на то, что оксид фосфора (V) Р2О5 применяется для определения паропроницаемости лакокрасочной пленки. Тема   «Подгруппа   углерода»   наиболее   интересна   с   точки   зрения   Она   тесно   связана   с профессиональной   направленности   предмета.   спецтехнологией   и   производственным   обучением. материаловедением, Элементы   этой   подгруппы   образуют   множество   соединений,   применяемых   в строительном   деле.   При   рассмотрении   аллотропных   видоизменений   углерода учащиеся вспоминают, что графит относится к серым пигментам, применяется при составлении колеров всех видов в качестве заменителя. Кроме того, графит используется   для   натирки   металлических   поверхностей,   подвергающихся нагреванию,   благодаря   чему   их   поверхность   становится   похожей   на полированную.   Это   применение   графита   важно   не   только   группам строительного профиля, но и металлистам, автомеханикам и ювелирам. В курсе материаловедения обучающиеся получают представление о саже. Сажу называют чернью (черным пигментом). При изучении оксидов углерода мы показываем роль СО2 в строительных работах. Повторяя соли угольной кислоты, мы   конкретными   примерами   иллюстрируем   широкое   применение   солей   в качестве строительных материалов. Например, мел является составной частью грунтовок,   шпатлевок,   паст,   известковых   окрасочных   растворов,   клеевых составов.   Мрамор,   имеющий   микрокристаллическую   структуру,   обладает высокой твердостью, хорошо пилится, шлифуется, полируется. Применяется в строительстве   для   отделки   станций   метро,   внутренних   помещений   зданий,   в сантехнике. Известняк   используется   в   промышленности   строительных   материалов, для производства негашеной извести и цемента. В   разделе   «Силикатная   промышленность»   большая     роль   отводится кислородным   соединениям   кремния.   Изучение   соединений   кремния   мы связываем   с   использованием   в   строительном   деле   песка,   глины,   асбеста, применением в столярном деле кварца и карборунда. Рассматриваем процесс получения   натриевого   и   калиевого   растворимого   стекла.   Учащиеся   должны знать, что в малярных работах применяют в основном калиевое стекло, т.к . при использовании натриевого стекла на окрашенной поверхности появляются белые налеты. Эта тема важна также и для керамистов, которые рассматриваю состав и свойства керамики, фаянса и фарфора. Более   подробно   рассматриваем   цемент   –   важнейший     современный строительный   материал.   В   курсе   материаловедения   изучению   цементов   и бетонов отводится большое место. Но мы рассматриваем химический состав цемента,   его   основные   компоненты,   свойства,   на   которых   основано   его применение в строительстве. Также   идет   повторение   темы   «Металлы.   Сплавы»,   «Металлургия».   С соединениями  Na,   К,   Са,  Al,  Fe  и   др.   будущие   рабочие   практически   всех специальностей встречаются постоянно в производственной практике. Богатый материал  для  установления связи  химии  с материаловедением  дает изучение соединений кальция. СаО ­ оксид кальция является главной составной частью известняка, которая в строительстве встречается в различных видах: негашеная известь кипелка, молотая негашеная известь, известь­пушонка и др. На уроках химии подробно рассматривается процесс гашения извести и «схватываения» ее, записываются   уравнения   реакций.  К   соединениям   кальция   относится   и   гипс. Этот   материал   нужен   не   только   будущим   строителям   и   малярам,   но   и керамистам. Для строителей важен и алебастр (строительный гипс). При изучении металлургических процессов особое внимание обращаем на то,   что   все   деревообрабатывающие   станки,   станочный   инструмент,   шурупы, болты, гвозди, петли и т.д., значительная часть мебельной фурнитуры, детали автомобилей, детали в ручном инструменте изготовляют из черных и реже из цветных металлов, из чугуна и стали. При   изучении   алюминия   отмечаем,   что   по   масштабам   применения   в строительстве   и   мебельном   производстве   алюминий   среди   цветных   металлов занимает первое место. Его используют и в чистом виде и в виде сплавов. Химия важна и нужна не только ребятам строительного профиля, но и автомеханикам.   Например,     при   повторении   темы   «Оксиды»   обучающиеся отвечают на такие вопросы как, например: Почему оксид углерода (II) (СО), оксиды азота и серы являются загрязнителями атмосферного воздуха? Какое свойство  делает  их загрязнителями  воздуха? (Ответом  служит ­ токсичность этих   веществ)   Приведите   примеры   ядовитых   веществ,   входящих   в   состав выхлопных газов автомобилей. (Соединения свинца, оксиды серы, СО, оксиды азота, альдегиды и др.) Перед обучающимися ставится проблемная ситуация: Как   уменьшить   содержание   ядовитых   веществ   в   отработавших   газах автомобилей, что для этого надо сделать? Не только неорганические, но и органические соединения используются в   профессии   автомеханика   и   мебельном   производстве, строительстве, газосварщика.   Межпредметная   связь   осуществляется   на   втором   курсе   при изучении   таких   тем   как   «Строение   и   свойства   предельных,   непредельных   и ароматических   углеводородов»,   «Получение   и   применение   ацетилена», «Природные   источники   углеводородов»,   «Нефть.   Переработка   нефти», «Полимеры и Пластмассы» и др. При объяснении технологии получения электроизоляционных материалов (минеральных масел) перегонкой нефти используются знания обучающихся из курса   электроматериаловедения   и   проводится   с   ними   беседа   о   химическом составе и способах переработке нефти. Подобным образом строятся уроки по изучению   полимеров   (полиэтилена,   полистирола,   поливинилхлорида   и   др.), увязывается   знакомый   учащимся   материал   о   полимеризационных   и поликонденсационных   органических   диэлектриках,   их   характеристиках,   об областях применения в строительстве и электротехнике. При изучении тем, связанных с профессией, эффективны такие формы работы,   как   подготовка   учащимися   докладов,   рефератов,   индивидуальных проектов,     проведение   научно­практических   конференций.     Обучающимся заранее предлагаются темы: ­ Химия ­ строительству;  ­ Оксиды и соли как строительные материалы; ­ Применение суспензий и эмульсий в строительстве; ­ Силикатная промышленность ­ строительству, ­ Производство цемента;  ­ Керамика;  ­ Соединения кальция в строительстве; ­ История  гипса; ­ Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту;  ­ Применение полимеров в строительстве; ­ Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия  и т.д. Очень   эффективны   как   вид   учебной   деятельности   самостоятельные работы   обучающихся.   Большую   помощь   преподавателю   в   проведении   таких работ оказывают карточки­задания с производственным содержанием. Их можно использовать   на   всех   этапах   урока   при   актуализации   знаний,   в   процессе изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, а также как средство   контроля   знаний   обучающихся.   Карточками­заданиями   можно пользоваться   на   консультациях   для   дифференцированной   работы,   как   с неуспевающими, так и с сильными обучающимися. Приведу примеры некоторых из них: 1. Определить   объем   оксида   углерода   (IV),   требуемый   для «схватывания» гашеной извести, если известно, что при этом образуется 100 г. карбоната кальция. 2. Сколько   граммов   95%­й   серной   кислоты   потребуется   для приготовления 2 л 37%­й аккумуляторной серной кислоты (ρ = 1,29 г/мл)? 3. Какие   металлы   и   сплавы   находят   наибольшее   применение   в строительном деле? Какие свойства этих металлов имеют наибольшее значение? 4. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25 % цемента и 75 % песка. Сколько килограммов каждого компонента нжно взять для приготовления 150 кг такой смеси? 5. На строительстве в результате неосторожного обращения с огнем загорелся бензол. Укажите, основываясь на свойствах бензола, как потушить пожар? 6. С какой целью в столярном деле применяется дихлорэтан? Укажите возможные способы его получения. Напишите уравнения реакций. 7. Определите   объем   кислорода,   который   требуется   при   газовой сварке металлов для горения 40 л. ацетилена. 8. Определить массу сажи, которая образуется при разложении 32 л. метана (н.у.).         Таким образом, овладение профессией и основами химии составляет единый  учебно­воспитательный процесс, способствующий повышению профессиональной  подготовки обучающихся. Изучение химии не только помогает получать знания по  спецпредметам, но и дополнят, углубят их.

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"

Доклад на тему "Профессиональная направленность в преподавании химии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019