Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»
Оценка 4.9

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
08.07.2018
Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»
Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии». Одна из основ педагогического совершенствования – педагогическая рефлексия. Педагогическая рефлексия предполагает способность педагога дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем он взаимодействует в процессе педагогического общения. В центре педагогической рефлексии — осознание того, что обучающийся воспринимает и понимает в педагоге и в отношениях с ним, как он может настроиться на его действия.
педагогическая рефлексия.docx
МОУ «Зыковская средняя школа» «Психолого­педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»                                                                                                          Подготовила: учитель начальных классов Вдовина Е.С. 2017 г. Одна   из   основ   педагогического   совершенствования   –   педагогическая рефлексия. Педагогическая рефлексия предполагает способность педагога дать себе  и  своим  поступкам  объективную  оценку,  понять,  как  его  воспринимают дети,  др.  люди,  прежде  всего  те,  с  кем  он  взаимодействует  в  процессе педагогического  общения.  В  центре  педагогической   рефлексии   —  осознание того, что обучающийся воспринимает  и  понимает  в  педагоге  и  в  отношениях  с ним, как он может настроиться на его действия. Было замечено, что педагогическая рефлексия выражает умение педагога дать объективную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и значение. Структура рефлексии предполагает прохождение ряда шагов,  каждый из которых   имеет   свою   цель   и   набор   возможных   вопросов,   которые   позволяют эффективнее   запустить   рефлексивные   процессы,   которые   представлены   в таблице № 1. Шаг 1. «Эмоции»  эмоциональное  состояние  участников 2. «Факты»:  восстановление  логики событий во  время занятий 3. «Причины»: анализ причин тех или иных  событий во время  занятий. 4. «Выводы»:  фиксация наиболее  важных выводов по  результатам занятия Цель Определить эмоциональное состояние участников;  снять  эмоциональное напряжение Вспомнить, что было;  закрепить материал для  последующего анализа;  выявить целостность. Зафиксировать удачи и  затруднения; предвидеть  возможные ситуации в  будущем. Удержать полученный  результат; проверить, что  усвоено. Таблица 1 Возможные вопросы Что вы чувствуете во время  занятия? Что вы чувствуете  сейчас? Что делали? С чего  начинали? Что было потом? Какие действия ведущего  привели к данному событию? Что можно было бы сделать? Что было важным? Что было сложным? Какой вы из этого  сделали вывод? Как вы это  будете использовать? Что  нового вы узнали? Для чего  это нам надо? Ф.   Кортхаген   рассматривает   рефлексию   как   умственный   процесс, направленный на структурирование или реструктурирование опыта, проблемы, существующего   знания   или   представлений,   и   предлагает   следующую   модель рефлексивной деятельности педагога. Организация профессиональной педагогической рефлексии Этап рефлексии 1. Действие 2. Мысленное возвращение к  действию или ситуации, что  предполагает подробное его  описание 3. Определение наиболее  существенных черт ситуации.  Выявление противоречий 4. Определение альтернативных  способов действия, путей  разрешения ситуации.  Определение наиболее  оптимального способа действия 5. Осуществление альтернативных  способов действия Вопросы для рефлексии 1. Что мои ученики  хотели? 2. Что они думали? 3. Что они чувствовали? 4. Что они делали? 1. Что я хотел? 2. Что я думал? 3. Что я  чувствовал? 4. Что я делал? Что кажется Вам сейчас наиболее важным,  существенным в ситуации? Какие  противоречия (например, между ответами на  группы вопросов 2 этапа Вы можете  выявить)? Какие альтернативы можно предложить,  чтобы обеспечить позитивное разрешение  выявленных противоречий? Также   можно   предложить   краткую   форму   проведения   ситуативной рефлексии,   которую   педагог   может   использовать   в   любой   момент педагогической ситуации.  Педагогу можно научиться осознавать и обозначать для себя:  – почему данное состояние возникло (мотивационный аспект);  – какие чувства присутствуют в данный момент и каково отношение к ним педагога (эмоциональное самоощущение); – какие действия привели к этому состоянию (поведенческий аспект); – что педагог хочет сделать в следующий момент, какой результат хочет получить (прогностический аспект). Для   того,  чтобы  педагог   научился  осознавать   эти  состояния   и  чувства необходимо периодически проводить тренинги, игры, упражнения. Рассмотрите некоторые технологии рефлексии в педагогическом процессе. 1. Технология "Рефлексивный круг" Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: ­ расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; ­ что нового вы узнали, чему научились; ­ каковы причины этого; ­ как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Затем все участники   педагогического   взаимодействия   поочередно   высказываются   в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг. 2. Технология "Мини­сочинение" Участникам   педагогического   взаимодействия   предлагается   написать   на отдельных   листах   бумаги   небольшие   по   объему   тексты   по   окончании   урока (внеклассного дела, семинара, игры, четверти, полугодия, учебного года и т.д.) на темы: ­ "Я ­ в уроке, урок — во мне" ("Я — в семинаре, семинар ­ во мне" (мое участие, мой вклад в урок, самооценка деятельности; значение урока, семинара для развития учащегося ­ самооценка); ­ "Мои мысли о своем участии в деле"; ­ "Как я оцениваю результаты дела"; ­ "Что мне дал этот урок (дело)". Познакомившись с сочинениями, педагог проводит их анализ. 3. Технология "Ключевое слово" Участникам   педагогического   взаимодействия   (учащимся,   студентам, педагогам, участникам семинара и т.д.) предлагается на маленьких листочках бумаги,   которые   заранее   педагог   может   подготовить   и   раздать   каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Для   выполнения   этой   работы   дается   2­3   мин.   По   истечении   времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После   этого   преподаватель   проводит   краткий   анализ   полученных результатов или предлагает это сделать учащимся. Этот   технологический   прием   можно   реализовать   и   устно:   каждый   из участников через 2­3 мин по цепочке называет вслух свое слово. 4. Технология "Зарядка" Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам   этого   взаимодействия   (содержанию,   отдельным   технологиям, деятельности   некоторых   творческих   групп,   учащегося,   педагога,   отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: ­ присесть на корточки ­ очень низкая оценка, негативное отношение; ­   присесть,   немного   согнув   ноги   в   коленях,   —   невысокая   оценка, безразличное отношение; ­   обычная   поза   стоя,   руки   по   швам   —   удовлетворительная   оценка, спокойное отношение; ­ поднять руки в локтях — хорошая оценка, позитивное отношение; ­ поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки ­ очень высокая оценка, восторженное отношение. "В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением. Каждый   участник,   после   того   как   педагог   называет   тот   или   иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое­либо движение. 5. Технология "Анкета­газета" На   большом   листе   бумаги   (ватмана)   участникам   педагогического взаимодействия   (учащимся,   слушателям   и   т.д.)   предлагается   выразить   свое отношение,   дать   оценку   состоявшегося   взаимодействия   (урока,   внеклассного дела, игры, семинара и т.д.) в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п. После того как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение. 6. Технология "Цепочка пожеланий" Каждому   участнику   состоявшегося   педагогического   взаимодействия   по цепочке   (в   определенной   последовательности)   предлагается   обратиться   с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог. 7. Рефлексия «Ваш путь» ­ Вспомните свою работу над выполнением заданий. Как менялись ваши чувства настроение во время  работы? ­   Можете   ли   вы   припомнить   тот   момент,   когда   в   «один   прекрасный момент»   вы   прозрели   обрели   уверенность,   пришло   понимание   предложенной темы? ­  Было  ли такое  ощущение во  время  работы, что  из  отдельных  частей выстраивается целое? ­ За что можно себя похвалить? Что приобрел и стало открытием? ­ Что удалось или не удалось? И почему? ­ Опишите «Ваш путь»   при работе над заданиями: какими тропками и закоулками вы бродили. ­ Пожелания на будущее. 8. Упражнение «Самовнушение»   Самовнушение  ­ это создание установок воздействующих на подсознательные механизмы   психики.   Самовнушение   ­   это   утверждение,   что   успех   возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.  9. Упражнение "Острова" На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Просветления, о. Воодушевления, Бермудский треугольник и др. (рис. 1). Карта   островов   вывешивается   на   доске   (стене)   и   каждому   участнику взаимодействия   предлагается   выйти   к   карте   и   маркером   (фломастером) нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально­чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия. Например:   "Мое   состояние   после   состоявшегося   взаимодействия характеризуется   удовлетворением, положительными эмоциями".   осознанием   полезности   дела, О. Наслаждения О. Радости О. Воодушевления О. Просветления О. Грусти О. Ожидания О. Неопределенности О. Удовольствия О. Недоумения О. Тревоги Бермудский треугольник Рис. 1. Образец технологической карты  эмоциональных «островов» при проведении  Технологии "Острова". Каждый   из   участников   имеет   право   нарисовать   на   карте   и   какой­либо новый   остров   со   своим   названием,   если   его   не   совсем   устраивают   уже имеющиеся.   После   заполнения   карта   вывешивается   на   всеобщее   обозрение   и педагог может предложить проанализировать ее. Эта   технология   может   быть   использована   педагогом   в   конце   каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в классе и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменялось состояние обучающихся. 10. Технология "Рефлексивный ринг" Поочередно каждый из участников состоявшегося дела приглашается на рефлексивный   ринг   (в   круг),   рефлексируя   итоги   и   ход   дела   по   заданному алгоритму: ­ эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; ­ причины состояния; ­ оценка прошедшего дела и т.д. После рассказа­рефлексии одного участника другие обращаются к нему с разнообразными вопросами, углубляя рефлексию. Возможен и другой вариант реализации этого технологического приема, когда на рефлексивный ринг приглашается по паре участников. Сначала они обмениваются вопросами между собой, рефлексируя состоявшееся дело, затем к ним могут обратиться с вопросами другие участники взаимодействия. 11. Упражнение «Без маски»   Цель:  снятие эмоциональной, поведенческой закрепощенности. Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек:   ­ "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."  ­ "Чего мне иногда по­настоящему хочется, так это ..." ­ "Иногда люди не понимают меня, потому что я ..." ­  "Верю, что я ..."  ­ "Мне бывает стыдно, когда я ..." ­  "Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п." Предлагаемый здесь тест дает возможность узнать о склонности человека к принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений.  12. Тест «Импульсивность» Опросник   позволяет   узнать   о   тенденции   данного   человека   к   принятию недостаточно обдуманных, взвешенных решений. Инструкция: Ответьте письменно на предлагаемые ниже вопросы, выбирая ответы «да» или «нет»: 1. Отмечаете ли Вы за собой некоторую поспешность в принятии решений? 2. Свойственно ли Вам  в повседневной жизни действовать под влиянием момента, не думая о возможных последствиях? 3. Следуете ли Вы при принятии решения правилу «Семь раз отмерь, один отрежь»? 4. Отмечаете ли Вы за собой склонность говорить, не думая? 5. Присуще ли Вам поступать под влиянием чувств? 6. Склонны ли Вы к тщательному предварительному обдумыванию того, что планируете? 7. Вызывают ли у Вас раздражение люди, не могущие быстро решиться на что­либо? 8. Рассудительный ли Вы человек? 9. При намерении что­то сделать для Вас важнее эмоции, а не разум? 10.   Характерно   ли   для   Вас   нежелание   долго   перебирать   различные варианты при принятии решения? 11. Часто ли Вы ругаете себя за поспешные решения? 12. Когда Вы принимаете решение, то прежде всего думаете, к чему это приведет? 13. Обычно Вы колеблетесь, не можете принять решение до последнего момента? 14. При решении даже простого вопроса Вы должны все обдумать? 15.   Можете   ли   Вы,   при   конфликте   не   раздумывая,   дать   отпор   своему обидчику? Ключ к расшифровке: За   ответы  «ДА»  на   вопросы  1,2,4,5,7,9,10,11,12,15  и   ответы  «Нет»  на вопросы  3,6,8,13,14  начисляется   по   1   баллу.   Чем   больше   набранная   сумма баллов, тем более выражена склонность к импульсивным действиям, чем меньше сумма   баллов   –   тем   больше   склонность   к   рефлексивности   при   принятии решений. 13. Упражнение «Да»  Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.   Группа   разбивается   на   пары.   Один   из   участников   говорит   фразу, выражающую   его   состояние,   настроения   или   ощущения.   После   чего   второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа ­ "да". 14. Упражнение «Круг встреч» Цель:  формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.   Задание:   легко   войти   в   контакт,   поддержать   разговор   и   проститься. Члены   группы   встают   по   принципу   "карусели",   т.   е.   лицом   друг   к   другу   и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный   Примеры ситуаций:   ­ Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но долго не видели. Вы рады этой встрече...    ­ Перед вами маленький ребенок, он чего­то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним... и т.д. Время на установление контакта и проведение беседы 3­4 минуты. Затем ведущий   дает   сигнал,   и   участники   тренинга   сдвигаются   к   следующему участнику. Список используемой литературы: 1. Баранова Т. В. Исследование особенностей педагогической рефлексии в профессиональной деятельности педагога. Журнал Научные исследования в   образовании.   Выпуск   №   2/2008.   Коды   ГРНТИ:   14   —   Народное образование. Педагогика. 2. Белкина   В.Н.,   Педагогическая   рефлексия   как профессиональная компетенция. Ярославский педагогический Вестник –   Ревякина   И.И. Том II (Психолого­педагогические науки) – № 3 – 2010. 3. Бизяева   А.   А.   Психология   думающего   учителя:   педагогическая рефлексия. – П.: ПГПИ им. С.М. Кирова [Электрон. ресурс]. – 2004.  4. Пискунова   Е.В.   Профессиональная   педагогическая   рефлексия   в деятельности и подготовке педагога. М., 2013. 5. Стеценко И.А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке   учителя   в   условиях   усвоения   опыта   педагогической деятельности: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 1998. ­ С. 228.

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности педагога, на примере педагогической рефлексии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2018