Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"
Оценка 4.7

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
технология +1
Взрослым
06.03.2019
Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО  КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"
Работа посвящена технологическим и художественным особенностям изготовления конского убранства якутов. Для этого необходимо знать традиции народа, его декоративно-прикладные работы. Сделан анализ культа коня в традиционной обрядовой культуре якутов. Использованы материалы исследователей традиционной культуры народа саха. Девочки реконструировали традиционный комплекс конского убранства. Проанализировали работы современных мастериц художественного творчества.
Реконструкция конского убранства.docx
МКУ «Управление образования Нюрбинского района» МБОУ «Мальжагарская средняя общеобразовательная школа им.В.И.Максимова» Тема:  РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО  КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ  (Тезис) Выполнили:  ученицы 7 класса Кононова  Алиса, Самсонова Алина Руководитель: учитель технологии Алексеева  Людмила Николаевна  2017 г 2 Введение Актуальность:  Наша   работа   посвящена   основным   художественным   и   технологическим особенностям изготовления предметов традиционного конского убранства. Но, без знания истоков традиционной   культуры   невозможно   создать   декоративно­прикладные   работы   с   этническим содержанием. Как нам кажется, эта тема является актуальной в силу утраты некоторых традиционных представлений о конском убранстве.  Объект   исследования:  механизмы   сохранения,   распространения   и     популяризации материальной культуры якутов на примере реконструкции праздничного конского убранства.        Предмет   исследования:  особенности   организации   реконструкции   предмета   декоративно­ прикладного творчества – праздничного конского убранства якутов.  Цель   исследования:  выявить   образное   содержание   художественного   оформления   конского убранства у якутов  и осуществить реконструкцию традиционного конского убранства.  Задачи:  Произвести   анализ   культа   коня   в   традиционной   обрядовой   культуре   якутов   по опубликованным   материалам   исследователей;   Реконструировать   традиционный   комплекс   конского убранства;   Рассмотреть   технологические   приемы   художественного творчества современных мастериц.   изготовления;   Проанализировать   работы 1.  Лошадь у якутов является культовым и почитаемым животным. Она     является не только рабочей   силой,   но   и   источником   продовольствия.  Восприятие   лошади   как   священного   образа проходит   через   все   устное   и   прикладное   народное   творчество.   В  ранних   вариантах   олонхо   конь выступает в качестве предка. В более поздних вариантах конь­посланец божеств. Его огромная роль в хозяйстве,   культуре   и   быте   отразилась   в   традиционных   верованиях.   Как   считает   исследователь этногенеза  и  культуры  якутов  Г.В. Ксенофонтов,  богом древних  якутов  был  конь­небо, которого именовали «Уордаах Дьөhөгөй». Дьөhөгөй Айыы Тойон­божество, покровитель лошадей и жеребят. В древности конь являлся обязательным элементом погребального обряда у якутов. Якуты верили, что после смерти душа умершего отправляется на тот свет на своем коне. Таким образом, в традиционной обрядовой культуре образ лошади выступает в качестве культового символа.  2.  Якутская   порода   ­   самая   северная   порода   лошадей.   Они   некрупные,   с   большой   головой, короткой толстой шеей, длинным и массивным туловищем, широкой спиной и короткими прочными ногами. От морозов их спасают очень густой и длинный волосяной покров, толстая кожа и слой подкожного жира. Очень густой пышный хвост достает до земли, грива покрывает не только шею, но и плечи   лошади.   Масть   якутских   лошадей   преимущественно   серая,   саврасая,   мышастая.  Якутская порода лошадей, наиболее морозостойкая, имеющая подшёрсток и шерсть длиной 8­15 см. Нарядным убранством лошадь украшали в особо торжественных случаях: в летнем празднике ысыах и на свадьбе – уруу.  3 3.  Комплект   парадного   конского   убранства,   изготовляемого   женскими   руками,   состоит   из чепрака, двух кычымов, наседелья и переметной сумы.  Чепрак ­  имеет в основном трапециевидную форму, низ  обязательно украшается отделкой из  ровдужной бахромы или кисточками из  цветной материи.   Чепраки   вышиваются   серебряной   ниткой   или   бисером   в   сочетании   с   металлическими бляшками или в традиционном лоскутном стиле шитья. Количество кисточек колеблется от трех до девяти. Комплект нарядного убранства изготавливали из следующих видов сырья: ровдуги, конского волоса, обработанной конской шкуры.   С появлением привозных тканей распространение получило изготовление конского убранства из цветного сукна или бархата. В основном доминировали  два цвета – красный и черный. Сырьем для ниток служили жильная нитка, конский волос и олений подшейный волос.  Шитье  чепрака  начинают   со средней  части.  Для того, чтобы  вышитое  изделие  получилось аккуратным, предварительно, на изнаночную сторону ткани прикрепляется жесткая ткань или садится на флизелин.  Далее с изнаночной стороны изделия необходимо наложить шов по основному рисунку. Ширина окантовки и внутреннее оформление чепрака зависят от дальнейшей задумки автора. Чепрак, кычым   и   дэпсэ   должны   быть   выдержаны   в   едином   композиционном   и   технологическом   решении. Использование лоскутного шитья объяснялось материальными трудностями. Однако у якутов такое искусство было традиционно. В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, с воздухом. В понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный,   символизируют   землю­матушку   и   олицетворяют   «землю­душу»   ­   (буор­кут   человека. Насыщенный оттенками красный цвет символизирует жизнь, кровь, огонь и олицетворяет материнскую душу – ийэ­кут. Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: цвет травы, зелени. Таким образом, в прежние времена выбор определенного цвета в традиционном шитье был   обязательным.   В   традиционном   якутском   шитье,   каждый   вид   орнамента   имел   собственное предназначение. В предметах конского убранства доминируют лировидные и сердцевидные мотивы. Эта композиция выстраивается по определенным канонам: в центре главный лировидный узор и строго симметрично   расходящиеся   от   него   во   все   стороны   спиралевидные   завитки.   Центральный   мотив называется у мастериц ­ ийэ көђүөр, символизирует материнство, семейный очаг и является мощным оберегом   в   народном   представлении.   А     название   спиралевидных   узоров   –  о5о   көђүөр,   которые принято считать символом зарождения новой жизни, плодородия. Итак, традиционная культура шитья и   декорирования   парадного   конского   убранства   имела   свои   многовековые   особенности. Продолжаются   традиции     использования   техники   лоскутного   шитья,   ручной   вышивки   цветными нитками, бисером и металлическими бляшками. Каждое культурное явление всегда включает в себя две тенденции – бережное использование накопленного опыта и создание нового.  4.  Практическая   работа   заключалась   в   создании   аналога   конского   убранства.   Исходя   из запланированных замеров будущего изделия были составлены чертежи и вырезаны детали будущих 4 изделий. Далее были выбраны суконные материалы красного и черного цветов.  Центральная часть – красного   цвета.   В   качестве   техники   было   выбрано   бисероплетение   и   нашивка   металлическими бляшками.   В   качестве   центрального   рисунка   был   выбран   лировидный   узор.     Центральную   часть чепрака должна окружать «изгородь» из   металлических бляшек, бисера белого и зеленого   цветов. Далее по конструкции центральная часть чепрака соединяется с полосками черного цвета.  Эта часть становится олицетворением земли и связано с понятием плодородия, обильного урождая, богатства. Когда   соединены   все   части   чепрака   для   износостойкости,   внешней   красоты   к   нему   пришивается подкладка.   Внизу   изделия   пришиваются   кисточки   из   бахромы,   вырезанной   из   кожи   или кожзаменителя.   В такой же технике выполняются наседелье дэпсэ и боковые лопасти кычым. Еще сделан наузд, который  имеет значение оберега.    Заключение:   рассмотренные   нами   якутские   орнаментальные   символы,  Таким   образом, воплощенные в нарядном конском убранстве, имеют  знаковый характер. В предметах конского убранства  доминируют  лировидные  и  сердцевидные  мотивы,  которые  лишь  варьируются  в основном   рисунке,   деталях,   цветовой   разработке   и,   благодаря   своей   нарядности   и выразительности,   занимают   центральную   часть   в   композиции   убранства.   Эта   композиция выстраивается   по   определенным   канонам:   в   центре   главный   лировидный   узор   и   строго симметрично расходящиеся от него во все стороны спиралевидные завитки.  На   основании   вышесказанного   следует   заметить,   что   в   современном   развитом   культурно­ цивилизованном   мире   наше   самобытное   декоративно­прикладное   искусство   все   стремительней меняется   под   воздействием   внешних   факторов,   поэтому   так   важно   обратить   внимание   на   то этнокультурное наследие, которое нам оставили наши предки.  5

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО  КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО  КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО  КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО  КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"

Доклад на тему "РЕКОНСТРУКЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО  КОНСКОГО УБРАНСТВА ЯКУТОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2019