Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Оценка 4.6
Лекции +3
doc
администрации
Взрослым
28.01.2018
Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством.
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.doc
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БIЛIМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛIГI
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЕКІБАСТҰЗ ГУМАНИТАРЛЫҚ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖ
ЕКИБАСТУЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методический доклад
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Составил преподаватель
Демченко Т.В. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Алексеева С.Б.
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С.П. Капица
Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том,
чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре,
способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством.
Основой целью профессионального образования является подготовка
квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по
специальности и конкурентного на рынке труда.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная
потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой
активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать,
оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во
многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к
необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является
технологии позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной
направленности обучения, а также ориентацией на личность учащегося, его интересы,
склонности и способности.
Успех обучения зависит в основном от направленности и внутренней активности
обучаемых, характера их деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих
способностей и должны служить важным критерием выбора метода
Выделяют пять методов обучения:
1. Объяснительно – иллюстративный метод.
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Частично – поисковый, или эвристический метод.
5. Исследовательский метод.
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в
методы научного исследования Ю.К. Бабанский выделил семь шагов алгоритма «оптимальный
выбор методов обучения».
1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством
2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.
3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и
синтетического путей познания.
4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.
5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности
педагога.
учащихся.
6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонение реального процесса
обучения от запланированного.
Какие бы методы обучения ни применялись для повышения эффективности
профессионального образования важно создать такие психолого–педагогические условия, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить
себя как субъект учебной деятельности.
В настоящее время продолжается интенсивное развитие педагогических наук. Во
многом это связано с изменением методологической основы самой педагогики. Утверждается
гуманистическая направленность образования, в которой главным субъектом педагогического
процесса должен стать учащийся. Дело в том, что на протяжении многих лет система
профессионального образования ориентируется на «сильного» студента. Но процент
учащихся, одаренных от природы, очень мал. Кроме того, уровень школьного образования
оставляет желать лучшего. В результате вне зоны внимания остаются те, кто в силу разного
рода причин не смог сразу заявить о себе. Для многих учащихся учебный процесс становится
непосильным бременем, теряется интерес к учению, а в конечном итоге учебное заведение
выпускает специалиста, не являющегося достаточно компетентным в сфере своей
профессиональной деятельности. Возникает необходимость найти другие подходы к
организации процесса обучения. На смену традиционному обучению приходит личностно
ориентированное.
Личностно ориентированным обучением называется такое обучение, при котором
обучающийся является субъектом обучения и собственного развития.
Чтобы освоить личностно ориентированное обучение, преподавателю необходимо
научиться соотносить свою методическую деятельность с субъектным опытом учащегося, с
целями обучающегося как субъекта нескольких уровней. Среди этих целей можно выделить
учебнопознавательные, рефлексивные, цели, связанные с жизнедеятельностью учащихся,
творческие цели учащихся по изменению элементов педагогического процесса, цели по
саморазвитию, цели коллективной деятельности учащихся.
Технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи
(общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и
использующихся в дидактике.
Рисунок 1 –Признаки технологии Рассмотрим в качестве критерия для классификации технологий обучения триаду
методология стратегия – тактика.
Методологические технологии (на уровне педагогических теорий, концепций,
подходов), выступают в качестве интегральных моделей. К этим технологиям относятся:
теория поэтапного формирования умственных действий; теория программированного
обучения; личностнодеятельностное обучение; проблемное обучение; проективное обучение;
дифференцированное обучение, индивидуальнодифференцированное обучение; контекстное
обучение; модульное, модульнорейтинговое обучение; концентрированное обучение; игровое
обучение; активное обучение.
Стратегические технологии (на уровне организационной формы взаимодействия),
ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса, выступают как
способ достижения стратегических целей.
К основным стратегическим технологиям можно отнести следующие формы:
лекционные занятия; практические; дискуссионные; игровые процедуры, исследовательские;
тренинговые; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самоуправления.
Тактические технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема),
являются конкретным способом достижения тактических целей образования в рамках
определенной стратегической технологии. Путем использования различных тактических
приемов, методов и т. д. могут быть достигнуты определенные стратегические цели.
Примерами тактических технологий являются групповые формы работы, прием
затребованной помощи, приемы работы с литературой, и т. п.
Рационально выбранная обучающая технология, основанная на принципах личностно
ориентированного обучения, опирающаяся на грамотную методическую основу, выводит
педагогический процесс на новый, более высокий уровень развития.
Активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических
исканий. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные
методы обучения, которые обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов
учащихся, их личностный рост, социальную активность и проявление творческих
способностей в процессе обучения.
Методы активного обучения (МАО) побуждают учащихся к активной учебно
производственной деятельности. Особенности методов активного обучения: принудительная
активизация мышления; необходимость самостоятельной, творческой выработки решения;
постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых. Рисунок 2 – Классификация методов активного обучения
Существует определенная классификация форм МАО.
Неимитационные формы: проблемная лекция; эвристическая беседа; поисковая
лабораторная работа; самостоятельная работа с книгой; программированное обучение.
Имитационные формы: неигровые (решение проблемных ситуаций, диагностических
задач); игровые (ролевые игры, учебные).
Методы активного обучения направлены не на сообщение готовых знаний учащимся, а
на организацию их для самостоятельного получения знаний.
Методы активного обучения ставят учащегося в условия, когда он не может
оставаться пассивным, а имеет реальные возможности обмениваться знаниями. Среди
активных методов обучения все большее распространение приобретают ситуационные задачи.
Применение ситуационных задач в обучении обеспечивает высокий уровень
мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует
подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции,
речь, а также отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при изучении
учебной дисциплины «Бухгалтерский учет». Введение элементов игры в обычную учебную
деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы
учения.
Основными целями при применении ситуационных задач являются:
1. Обучающие:
систематизация и обобщение накопленных ранее знаний;
самостоятельное применение уже имеющихся знаний;
формирование профессиональных знаний;
2. Развивающие:
развитие навыков общения;
развитие аналитических способностей учащихся;
привитие умений и навыков самостоятельной работы;
формирование умений слушать других, отвечать на поставленные вопросы;
развитие познавательных способностей – внимания, восприятия, мышления;
3. Воспитательные: воспитание ответственности, самостоятельности, наблюдательности;
воспитание умения общаться;
«воспитание праздником» организация праздничного настроения для категорий
учащихся, которая с желанием учится и достигает хороших результатов;
демонстрация примера для учащихся со слабой мотивацией обучения.
Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия, в процессе которых применяется
метод «мозгового штурма». «Мозговой штурм» (иначе – мозговая атака, брейнсторминг)
применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений,
иных подходов к ситуации, то есть его задачей является продуцирование идей. Поиск и
продуцирование идей – сложный творческий процесс, который может очень эффективно
протекать в групповых формах, если для этого создан ряд необходимых условий,
обеспечивающих свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска,
не критичности и высокой заинтересованности членов группы в нахождении максимально
возможного числа новых идей и подходов.
Применение активных методов обучения предъявляет особые требования к подготовке
преподавателя. Он должен обладать не только знаниями в области своей дисциплины и
опытом работы в студенческих группах, но и сам иметь собственный опыт участия в обучении
с применением активных методов и владеть техникой общения, а также обладать личным
обаянием, остроумием, гибкостью мышления и многими другими качествами.
Литература:
1. Андреева Г. М. «Социальная психология» М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Битянова М. Р. «Социальная психология» М.: Международная педагогическая
академия, 1994.
3. «Педагогика и психология высшей школы» Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. «Практическая психология для преподавателей» М.: ИИД «Филинъ», 1997.
5. Прутченков А. С. «Социальнопсихологический тренинг межличностного общения»
М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991.
6. Смирнов С. Д. «Педагогика и психология высшего образования» М.: «Академия»,
2001.
7. Соснин В. А., Красникова Е. А. «Социальная психология» М.: ФОРУМ: ИНФРА –
М, 2005.
Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.