Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Оценка 4.6

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Оценка 4.6
Лекции +3
doc
администрации
Взрослым
28.01.2018
Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством. Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.doc
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БIЛIМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛIГI МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЕКІБАСТҰЗ ГУМАНИТАРЛЫҚ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖ ЕКИБАСТУЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Методический доклад СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Составил преподаватель Демченко Т.В. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Алексеева С.Б. Образование – это индустрия,  направленная в будущее. С.П. Капица Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством. Основой   целью   профессионального   образования   является   подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность   в   нестандартно   мыслящих   творческих   личностях.   Потребность   в   творческой активности   специалиста   и   развитом   техническом   мышлении,   в   умении   конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов. Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к необходимости   изменения   технологий   обучения.   Сегодня   продуктивными   является технологии   позволяющие   организовать   учебный   процесс   с   учетом   профессиональной направленности   обучения,   а   также   ориентацией   на   личность   учащегося,   его   интересы, склонности и способности. Успех   обучения   зависит   в   основном   от   направленности   и   внутренней   активности обучаемых, характера их деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих способностей и должны служить важным критерием выбора метода Выделяют пять методов обучения: 1. Объяснительно – иллюстративный метод.  2. Репродуктивный метод. 3. Метод проблемного изложения. 4. Частично – поисковый, или эвристический метод. 5. Исследовательский метод. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности   наиболее   полно.   Методы   учебной   работы   непосредственно   перерастают   в методы научного исследования Ю.К. Бабанский выделил семь шагов алгоритма «оптимальный выбор методов обучения». 1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством 2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.  3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания.  4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов. 5.   Решение   о   необходимости   введения   методов   стимулирования   деятельности педагога. учащихся. 6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля. 7.   Продумывание   запасных   вариантов   на   случай   отклонение   реального   процесса обучения от запланированного. Какие   бы   методы   обучения   ни   применялись   для   повышения   эффективности профессионального образования важно создать такие психолого–педагогические условия, в которых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.  В   настоящее   время   продолжается   интенсивное   развитие   педагогических   наук.   Во многом это связано с изменением методологической основы самой педагогики. Утверждается гуманистическая направленность образования, в которой главным субъектом педагогического процесса   должен   стать   учащийся.  Дело  в   том,   что   на   протяжении   многих   лет   система профессионального   образования   ориентируется   на   «сильного»   студента.   Но   процент учащихся, одаренных от природы, очень мал. Кроме того, уровень школьного образования оставляет желать лучшего. В результате вне зоны внимания остаются те, кто в силу разного рода причин не смог сразу заявить о себе. Для многих учащихся учебный процесс становится непосильным бременем, теряется интерес к учению, а в конечном итоге учебное заведение выпускает   специалиста,   не   являющегося   достаточно   компетентным   в   сфере   своей профессиональной   деятельности.   Возникает   необходимость   найти   другие   подходы   к организации   процесса   обучения.  На   смену  традиционному   обучению   приходит  личностно­ ориентированное. Личностно   ориентированным  обучением   называется   такое   обучение,   при   котором обучающийся является субъектом обучения и собственного развития. Чтобы   освоить   личностно   ориентированное   обучение,   преподавателю   необходимо научиться соотносить свою методическую деятельность с субъектным опытом учащегося, с целями обучающегося как субъекта нескольких уровней. Среди этих целей можно выделить учебно­познавательные,   рефлексивные,   цели,   связанные   с   жизнедеятельностью   учащихся, творческие   цели   учащихся   по   изменению   элементов   педагогического   процесса,   цели   по саморазвитию, цели коллективной деятельности учащихся. Технология   обучения   характеризуется   как   совокупность   способов   и   средств   связи (общения)   между   людьми,   возникающих   в   результате   информационной   революции   и использующихся в дидактике.  Рисунок 1 –Признаки технологии Рассмотрим   в   качестве   критерия   для   классификации   технологий   обучения   триаду методология ­ стратегия – тактика.  Методологические   технологии  (на   уровне   педагогических   теорий,   концепций, подходов),   выступают   в   качестве   интегральных   моделей.   К   этим   технологиям   относятся: теория   поэтапного   формирования   умственных   действий;   теория   программированного обучения; личностно­деятельностное обучение; проблемное обучение; проективное обучение; дифференцированное обучение, индивидуально­дифференцированное обучение;  контекстное обучение; модульное, модульно­рейтинговое обучение; концентрированное обучение; игровое обучение; активное обучение. Стратегические   технологии  (на   уровне   организационной   формы   взаимодействия), ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса, выступают как способ достижения стратегических целей.  К   основным   стратегическим   технологиям   можно   отнести   следующие  формы: лекционные занятия; практические; дискуссионные; игровые процедуры, исследовательские; тренинговые; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самоуправления.  Тактические технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема), являются   конкретным   способом   достижения   тактических   целей   образования   в   рамках определенной   стратегической   технологии.   Путем   использования   различных   тактических приемов,   методов   и   т.   д.   могут   быть   достигнуты   определенные   стратегические   цели. Примерами   тактических   технологий   являются   групповые   формы   работы,   прием затребованной помощи, приемы работы с литературой, и т. п.  Рационально выбранная обучающая технология, основанная на принципах личностно ориентированного   обучения,   опирающаяся   на   грамотную   методическую   основу,   выводит педагогический процесс на новый, более высокий уровень развития.  Активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий.   Значительный   интерес   в   профессиональном   образовании   представляют   активные методы   обучения,   которые   обеспечивают   интенсивное   развитие   познавательных   мотивов учащихся,   их   личностный   рост,   социальную   активность   и   проявление   творческих способностей в процессе обучения. Методы   активного   обучения   (МАО)   побуждают   учащихся   к   активной   учебно­ производственной деятельности. Особенности методов активного обучения:  принудительная активизация   мышления;   необходимость   самостоятельной,   творческой   выработки   решения; постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых. Рисунок 2 – Классификация методов активного обучения Существует определенная классификация форм МАО. Неимитационные   формы:   проблемная   лекция;   эвристическая   беседа;   поисковая лабораторная работа; самостоятельная работа с книгой; программированное обучение. Имитационные формы:  неигровые  (решение  проблемных  ситуаций,  диагностических задач); игровые (ролевые игры, учебные). Методы активного обучения направлены не на сообщение готовых знаний учащимся, а на организацию их для самостоятельного получения знаний. Методы   активного   обучения   ставят   учащегося   в   условия,   когда   он   не   может оставаться   пассивным,   а   имеет   реальные   возможности   обмениваться   знаниями.   Среди активных методов обучения все большее распространение приобретают ситуационные задачи. Применение   ситуационных   задач   в   обучении   обеспечивает   высокий   уровень мыслительной,   эмоциональной   и   поведенческой   активности   учащихся,   способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь, а также отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при изучении учебной дисциплины «Бухгалтерский учет». Введение элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.  Основными целями при применении ситуационных задач являются: 1. Обучающие: ­ систематизация и обобщение накопленных ранее знаний; ­ самостоятельное применение уже имеющихся знаний; ­ формирование профессиональных знаний; 2. Развивающие: ­ развитие навыков общения; ­ развитие аналитических способностей учащихся; ­ привитие умений и навыков самостоятельной работы; ­ формирование умений слушать других, отвечать на поставленные вопросы; ­ развитие познавательных способностей – внимания, восприятия, мышления; 3. Воспитательные: ­ воспитание ответственности, самостоятельности, наблюдательности; ­ воспитание умения общаться; ­   «воспитание   праздником»   ­   организация   праздничного   настроения   для   категорий учащихся, которая с желанием учится и достигает хороших результатов; ­ демонстрация примера для  учащихся со слабой мотивацией обучения. Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия, в процессе которых применяется метод   «мозгового   штурма».   «Мозговой   штурм»   (иначе   –   мозговая   атака,   брейнсторминг) применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений, иных   подходов   к   ситуации,   то   есть   его  задачей   является   продуцирование   идей.   Поиск   и продуцирование   идей   –   сложный   творческий   процесс,   который   может   очень   эффективно протекать   в   групповых   формах,   если   для   этого   создан   ряд   необходимых   условий, обеспечивающих свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска, не критичности и  высокой  заинтересованности  членов группы в нахождении  максимально возможного числа новых идей и подходов.  Применение активных методов обучения предъявляет особые требования к подготовке преподавателя.   Он   должен   обладать   не   только   знаниями   в   области   своей   дисциплины   и опытом работы в студенческих группах, но и сам иметь собственный опыт участия в обучении с применением активных методов и владеть техникой общения, а также обладать личным обаянием, остроумием, гибкостью мышления и многими другими качествами. Литература: 1. Андреева Г. М. «Социальная психология» ­ М.: Аспект Пресс, 1999. 2.  Битянова  М.  Р.  «Социальная   психология»  ­  М.:   Международная  педагогическая академия, 1994. 3. «Педагогика и психология высшей школы» ­ Ростов н/Д: Феникс, 2002. 4. «Практическая психология для преподавателей» ­ М.: ИИД «Филинъ», 1997. 5. Прутченков А. С. «Социально­психологический тренинг межличностного общения» ­ М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. 6. Смирнов С. Д. «Педагогика и психология высшего образования» ­ М.: «Академия», 2001. 7. Соснин В. А., Красникова Е. А. «Социальная психология» ­ М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2005.

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения

Доклад на тему: Ситуационные задачи, как метод активного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018