Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством.
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БIЛIМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛIГI
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЕКІБАСТҰЗ ГУМАНИТАРЛЫҚ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖ
ЕКИБАСТУЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методический доклад
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Составил преподаватель
Демченко Т.В.СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ, КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Алексеева С.Б.
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С.П. Капица
Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том,
чтобы направить этот процесс в сторону “восхождения” ребенка к человеческой культуре,
способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством.
Основой целью профессионального образования является подготовка
квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по
специальности и конкурентного на рынке труда.
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная
потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой
активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать,
оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во
многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов.
Новые требования общества к уровню образованности и развития личности, приводят к
необходимости изменения технологий обучения. Сегодня продуктивными является
технологии позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной
направленности обучения, а также ориентацией на личность учащегося, его интересы,
склонности и способности.
Успех обучения зависит в основном от направленности и внутренней активности
обучаемых, характера их деятельности, степень самостоятельности, проявление творческих
способностей и должны служить важным критерием выбора метода
Выделяют пять методов обучения:
1. Объяснительно – иллюстративный метод.
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Частично – поисковый, или эвристический метод.
5. Исследовательский метод.
Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской
деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в
методы научного исследования Ю.К. Бабанский выделил семь шагов алгоритма «оптимальный
выбор методов обучения».
1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством
2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.
3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и
синтетического путей познания.
4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.
5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности
педагога.
учащихся.
6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.
7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонение реального процесса
обучения от запланированного.
Какие бы методы обучения ни применялись для повышения эффективности
профессионального образования важно создать такие психолого–педагогические условия, вкоторых учащийся может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить
себя как субъект учебной деятельности.
В настоящее время продолжается интенсивное развитие педагогических наук. Во
многом это связано с изменением методологической основы самой педагогики. Утверждается
гуманистическая направленность образования, в которой главным субъектом педагогического
процесса должен стать учащийся. Дело в том, что на протяжении многих лет система
профессионального образования ориентируется на «сильного» студента. Но процент
учащихся, одаренных от природы, очень мал. Кроме того, уровень школьного образования
оставляет желать лучшего. В результате вне зоны внимания остаются те, кто в силу разного
рода причин не смог сразу заявить о себе. Для многих учащихся учебный процесс становится
непосильным бременем, теряется интерес к учению, а в конечном итоге учебное заведение
выпускает специалиста, не являющегося достаточно компетентным в сфере своей
профессиональной деятельности. Возникает необходимость найти другие подходы к
организации процесса обучения. На смену традиционному обучению приходит личностно
ориентированное.
Личностно ориентированным обучением называется такое обучение, при котором
обучающийся является субъектом обучения и собственного развития.
Чтобы освоить личностно ориентированное обучение, преподавателю необходимо
научиться соотносить свою методическую деятельность с субъектным опытом учащегося, с
целями обучающегося как субъекта нескольких уровней. Среди этих целей можно выделить
учебнопознавательные, рефлексивные, цели, связанные с жизнедеятельностью учащихся,
творческие цели учащихся по изменению элементов педагогического процесса, цели по
саморазвитию, цели коллективной деятельности учащихся.
Технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи
(общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и
использующихся в дидактике.
Рисунок 1 –Признаки технологииРассмотрим в качестве критерия для классификации технологий обучения триаду
методология стратегия – тактика.
Методологические технологии (на уровне педагогических теорий, концепций,
подходов), выступают в качестве интегральных моделей. К этим технологиям относятся:
теория поэтапного формирования умственных действий; теория программированного
обучения; личностнодеятельностное обучение; проблемное обучение; проективное обучение;
дифференцированное обучение, индивидуальнодифференцированное обучение; контекстное
обучение; модульное, модульнорейтинговое обучение; концентрированное обучение; игровое
обучение; активное обучение.
Стратегические технологии (на уровне организационной формы взаимодействия),
ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса, выступают как
способ достижения стратегических целей.
К основным стратегическим технологиям можно отнести следующие формы:
лекционные занятия; практические; дискуссионные; игровые процедуры, исследовательские;
тренинговые; процедуры активизации творческой деятельности; процедуры самоуправления.
Тактические технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема),
являются конкретным способом достижения тактических целей образования в рамках
определенной стратегической технологии. Путем использования различных тактических
приемов, методов и т. д. могут быть достигнуты определенные стратегические цели.
Примерами тактических технологий являются групповые формы работы, прием
затребованной помощи, приемы работы с литературой, и т. п.
Рационально выбранная обучающая технология, основанная на принципах личностно
ориентированного обучения, опирающаяся на грамотную методическую основу, выводит
педагогический процесс на новый, более высокий уровень развития.
Активное обучение – одно из мощнейших направлений современных педагогических
исканий. Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные
методы обучения, которые обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов
учащихся, их личностный рост, социальную активность и проявление творческих
способностей в процессе обучения.
Методы активного обучения (МАО) побуждают учащихся к активной учебно
производственной деятельности. Особенности методов активного обучения: принудительная
активизация мышления; необходимость самостоятельной, творческой выработки решения;
постоянное взаимодействие преподавателя и обучаемых.Рисунок 2 – Классификация методов активного обучения
Существует определенная классификация форм МАО.
Неимитационные формы: проблемная лекция; эвристическая беседа; поисковая
лабораторная работа; самостоятельная работа с книгой; программированное обучение.
Имитационные формы: неигровые (решение проблемных ситуаций, диагностических
задач); игровые (ролевые игры, учебные).
Методы активного обучения направлены не на сообщение готовых знаний учащимся, а
на организацию их для самостоятельного получения знаний.
Методы активного обучения ставят учащегося в условия, когда он не может
оставаться пассивным, а имеет реальные возможности обмениваться знаниями. Среди
активных методов обучения все большее распространение приобретают ситуационные задачи.
Применение ситуационных задач в обучении обеспечивает высокий уровень
мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует
подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции,
речь, а также отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при изучении
учебной дисциплины «Бухгалтерский учет». Введение элементов игры в обычную учебную
деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы
учения.
Основными целями при применении ситуационных задач являются:
1. Обучающие:
систематизация и обобщение накопленных ранее знаний;
самостоятельное применение уже имеющихся знаний;
формирование профессиональных знаний;
2. Развивающие:
развитие навыков общения;
развитие аналитических способностей учащихся;
привитие умений и навыков самостоятельной работы;
формирование умений слушать других, отвечать на поставленные вопросы;
развитие познавательных способностей – внимания, восприятия, мышления;
3. Воспитательные: воспитание ответственности, самостоятельности, наблюдательности;
воспитание умения общаться;
«воспитание праздником» организация праздничного настроения для категорий
учащихся, которая с желанием учится и достигает хороших результатов;
демонстрация примера для учащихся со слабой мотивацией обучения.
Наибольший интерес у учащихся вызывают занятия, в процессе которых применяется
метод «мозгового штурма». «Мозговой штурм» (иначе – мозговая атака, брейнсторминг)
применяется в тех случаях, когда перед группой стоит проблема нахождения новых решений,
иных подходов к ситуации, то есть его задачей является продуцирование идей. Поиск и
продуцирование идей – сложный творческий процесс, который может очень эффективно
протекать в групповых формах, если для этого создан ряд необходимых условий,
обеспечивающих свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска,
не критичности и высокой заинтересованности членов группы в нахождении максимально
возможного числа новых идей и подходов.
Применение активных методов обучения предъявляет особые требования к подготовке
преподавателя. Он должен обладать не только знаниями в области своей дисциплины и
опытом работы в студенческих группах, но и сам иметь собственный опыт участия в обучении
с применением активных методов и владеть техникой общения, а также обладать личным
обаянием, остроумием, гибкостью мышления и многими другими качествами.
Литература:
1. Андреева Г. М. «Социальная психология» М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Битянова М. Р. «Социальная психология» М.: Международная педагогическая
академия, 1994.
3. «Педагогика и психология высшей школы» Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. «Практическая психология для преподавателей» М.: ИИД «Филинъ», 1997.
5. Прутченков А. С. «Социальнопсихологический тренинг межличностного общения»
М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991.
6. Смирнов С. Д. «Педагогика и психология высшего образования» М.: «Академия»,
2001.
7. Соснин В. А., Красникова Е. А. «Социальная психология» М.: ФОРУМ: ИНФРА –
М, 2005.