Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
09.02.2017
В докладе говорится о том, что такое социализация, о механизмах социализации для каждого этапа развития ребёнка. Что является актуальностью изучения данной темы. О том, что именно педагог является примером для подражания, и именно он может помочь детям осознать ценности и установить приоритеты. О методах воздействия.
социально-личностное развитие.docx
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «
Специальная (Коррекционная) Начальная школа – Детский сад №2», г.
Нерюнгри
Доклад на тему: «Социально – личностное
развитие детей младшего школьного возраста в
условиях образовательного процесса»
Выполнила:
Аксёнова Елена
Сергеевна
(учитель начальных классов)
Нерюнгри 2016 год Социализация – развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения
и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её
человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Это происходит как в процессе
приспособления человека к обществу, так и в процессе его обособления в социуме.
Содержание процессов социализации зависит от заинтересованности общества к стремлению
сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными,
интеллектуальными и даже физическими идеалами.
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто
поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного
счастья».
Требования к человеку в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и
конкретные группы, и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и
социального статуса человека. Он становится субъектом социализации, усваивающим социальные
нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, изменением и
самореализацией в обществе.
Можно выделить следующие механизмы социализации для каждого возраста: естественно –
культурные, социально – культурные, социально – психологические.
Естественно – культурные, подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определённого
уровня физического и сексуального развития, имеющего некоторые объективные и нормативные
различия в тех или иных региональнокультурных условиях.
На каждом возрастном этапе человеку необходимо достичь определённой степени своего познания,
в которой он живёт; усвоить элементы этикета, символики,
свойственного той культуре
кинетического языка (жесты, мимика, пантомимика); развивать и реализовывать физические задатки;
вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, физическое
саморазвитие, управление своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к
жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями
Социальнокультурные – познавательные, моральнонравственные, ценностносмысловые –
специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определённый период его
истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим
окружением человека.
В соответствии с возрастными возможностями от него ждут приобщённости к определённому уровню
общественной культуры, владения некоторой совокупностью знаний, умений, навыков, определённого
уровня сформированности ценностей, участия в семейной жизни и производственноэкономической
деятельности. Социальнопсихологические,
самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение, которые
на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
предполагают становление самопознания личности,
её
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определённой
меры самопознания, наличие относительно целостной я концепции и определённого уровня
самоуважения и самопринятия.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных
сферах актуальной жизнедеятельности и выработку жизненных планов. Так, например, в младшем
школьном возрасте ребёнку необходимо найти индивидуально приемлемую и одобряемую
окружающими позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен
определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить уже имеющиеся у него отношения.
В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиций среди сверстников своего пола,
что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками
противоположного пола.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворённости результатом и
процессом самореализации, что влияет на активность человека в выдвижении перед собой целей, на
настойчивость и последовательность в их достижении. Так, например, эффективная социализация
предполагает определённый баланс между приспособлением к обществу и обособлением в нём.
Человек, полностью приспособленный к обществу и не приспособленный к какойто мере
противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время
человек, не приспособленный к обществу, также становится жертвой социализации, т.к. отклоняется
от принятого в этом обществе образа жизни. Всё это связано с типом общества, в котором живёт и
развивается человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или
иных социокультурных слоёв, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с
индивидуальными особенностями самого человека.
Следует заметить, что учителю сейчас приходится нелегко. В период политических и социально
экономических преобразований в обществе педагогам необходимо вести целенаправленную и
эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителю очень важно верно
определить целевые ориентиры в своей педагогической деятельности, не ошибиться в выборе
принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в школьном и классном
сообществе.
Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема социально
личностного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не учитель, имеющий
возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей
деятельности. И именно по этому, целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребёнка с принципами морали и этики. Задача социально личностного
воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили
во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Ведь вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса
направляется на то, что бы учащийся в течение четырёх лет смог развивать личностные качества,
соответствующие образу выпускника начальной школы. Он складывается из пяти потенциалов
личности: социально – личностный потенциал, коммуникативный, познавательный, физический и
художественный потенциалы.
Нас, конечно же, интересует социально – личностный потенциал – восприятие и понимание таких
ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «дружба со сверстниками», «любовь», «отзывчивость»,
«уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и
плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать
порядок и дисциплину в общественных местах. И проведя ряд анкетирований среди учащихся 24
классов (37 человек) мы выявили, что у 30 % сформировано такое качества, как «умение прощать»,
25% «послушание», 40% «любовь к людям», 23% «внимание», 30% «патриотизм» и т.д. (см.
диаграмму)
Учитель может помочь детям осознать эти ценности и установить приоритеты, найти смысл жизни и
ценить правду.
Пути решения проблем социального личностного воспитания могут осуществляться как в процессе
специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы,
конкурсы, тематические досуги.
В воспитании любого социально – личностного качества применяются различные средства
воспитания. В общей системе социального воспитания важное место занимает группа средств,
направленных на формирование социально нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание
нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим
проблемам.
Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами
социально личностного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения
этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она, ни в коем случае, не должна
переходить в чрезмерную назидательность. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей,
уровня нравственной подготовленности. Критерием социально личностного воспитания могут быть
только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность
сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики
самого ребёнка. Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение
к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Непосредственное влияние на приобретение социальных ценностей лежит на учителе. Результат этого
процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребёнку. Эмоциональное состояние
жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности.
Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения
целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.
Социализация является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу
ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои
отношения с окружающими. В социальном воспитании важно не только сформулировать моральное
сознание, нравственные чувства, но и самое главное, включить младшего школьника в различные виды
деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Результат социализации – социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как
«сформированность черт, задаваемых статусом требуемых данным обществом»
Для того, что бы объективно оценить состояние проблем социального – личностного воспитания на
современном этапе, необходимо провести чёткий анализ мероприятий, неоднократно на практике
проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент можно сказать, на сколько велико
значение данной проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия,
систематизирующие и углубляющие нравственные представления младших школьников. Список используемой литературы:
1. Гераскина Ю. Н. “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного
возраста” Магу – 2005 г.
2. Дубровина И. В., Лисина М. И. “Возрастные особенности психического развития детей”. М –
2005 г.
3. Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей младшегошкольного возраста”. М –
2006 г.
4. Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2003 г.
5. Козлова С.А. “Я – человек”: Программа приобщения ребенка к социальному
миру//Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1.
6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. “Программа эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста. –2000.
7. А.В.Петровский. К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии. – 1981. – № 2
8. Бабунова Т.М. Социальноличностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие.
МаГУ, 2005.
9. Коломийченко Л.В. “Концепция и программа социального развития детей младшего
школьного возраста”, Пермь, 2002.
10. Ю.Н. Гераскина “Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного
возраста”, Магнитогорск, 2005 г.
Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.