Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Оценка 4.8

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Оценка 4.8
Лекции
docx
классное руководство +1
Взрослым
09.02.2017
Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
В докладе говорится о том, что такое социализация, о механизмах социализации для каждого этапа развития ребёнка. Что является актуальностью изучения данной темы. О том, что именно педагог является примером для подражания, и именно он может помочь детям осознать ценности и установить приоритеты. О методах воздействия.
социально-личностное развитие.docx
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение « Специальная (Коррекционная) Начальная школа – Детский сад №2», г. Нерюнгри Доклад на тему: «Социально – личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса» Выполнила: Аксёнова Елена Сергеевна (учитель начальных классов) Нерюнгри 2016 год Социализация – развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Это происходит как в процессе приспособления человека к обществу, так и в процессе его обособления в социуме. Содержание   процессов   социализации   зависит   от   заинтересованности   общества   к   стремлению сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.   «В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья».  Требования к человеку в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и конкретные группы, и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и социального   статуса   человека.   Он   становится   субъектом   социализации,   усваивающим   социальные нормы   и   культурные   ценности   в   единстве   с   реализацией   своей   активности,   изменением   и самореализацией в обществе. Можно   выделить   следующие  механизмы   социализации  для   каждого   возраста:   естественно   – культурные, социально – культурные, социально – психологические. Естественно – культурные, подразумевают достижение на каждом возрастном  этапе определённого уровня  физического  и  сексуального развития,  имеющего  некоторые     объективные  и  нормативные различия в тех или иных регионально­культурных условиях. На каждом возрастном этапе человеку необходимо достичь определённой степени своего познания,   в   которой   он   живёт;   усвоить   элементы   этикета,   символики, свойственного   той   культуре   кинетического языка (жесты, мимика, пантомимика); развивать и реализовывать физические задатки; вести   здоровый   образ   жизни,   адекватный   полу   и   возрасту   (гигиена,   режим,   питание,   физическое саморазвитие,   управление   своим   психофизическим   состоянием);   перестраивать   самоотношение   к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями Социально­культурные  –   познавательные,   морально­нравственные,   ценностно­смысловые   – специфичны   для   каждого   возрастного   этапа   в   конкретном   социуме   в   определённый   период   его истории.   Эти   задачи   объективно   определяются   обществом   в   целом,   региональным   и   ближайшим окружением человека. В соответствии с возрастными возможностями от него ждут приобщённости к определённому уровню общественной культуры, владения некоторой совокупностью знаний, умений, навыков, определённого уровня сформированности ценностей, участия в семейной жизни и производственно­экономической деятельности. Социально­психологические, самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.   предполагают   становление   самопознания   личности,   её Самосознание  личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определённой меры   самопознания,   наличие   относительно   целостной     я   ­   концепции   и   определённого   уровня самоуважения и самопринятия. Самоопределение  личности предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку жизненных планов.   Так, например, в младшем школьном   возрасте   ребёнку   необходимо   найти   индивидуально   приемлемую   и   одобряемую окружающими позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить уже имеющиеся у него отношения. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиций среди сверстников своего пола, что   дополняется   в   ранней   юности   определением   своей   позиции   в   отношениях   со   сверстниками противоположного пола. Самоутверждение  –   достижение   человеком   субъективной   удовлетворённости   результатом   и процессом самореализации, что влияет на активность человека в выдвижении перед собой целей, на настойчивость и последовательность в их достижении. Так, например, эффективная  социализация предполагает   определённый   баланс   между   приспособлением   к   обществу   и   обособлением   в   нём. Человек,   полностью   приспособленный   к   обществу   и   не   приспособленный   к   какой­то   мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не приспособленный к обществу, также становится жертвой социализации, т.к. отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни. Всё это связано с типом общества, в котором живёт и развивается человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных   социокультурных   слоёв,   конкретных   семей   и   воспитательных   организаций,   а   также   с индивидуальными особенностями самого человека. Следует заметить, что учителю сейчас приходится нелегко. В период политических и социально­ экономических   преобразований   в   обществе   педагогам   необходимо   вести   целенаправленную   и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителю очень важно верно определить   целевые   ориентиры   в   своей   педагогической   деятельности,   не   ошибиться   в   выборе принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.   Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема   социально ­ личностного   воспитания   становится   всё   более  актуальной.   Кто   как   не   учитель,   имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно по этому, целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребёнка с принципами морали и этики. Задача социально ­ личностного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Ведь вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, что бы учащийся в течение четырёх лет смог развивать личностные качества, соответствующие   образу   выпускника   начальной   школы.   Он   складывается   из   пяти   потенциалов личности:   социально   –   личностный   потенциал,   коммуникативный,   познавательный,   физический   и художественный потенциалы.  Нас, конечно же, интересует социально – личностный потенциал – восприятие и понимание таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «дружба со сверстниками», «любовь», «отзывчивость», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в общественных местах. И проведя ряд анкетирований среди учащихся 2­4 классов (37 человек) мы выявили, что у  30  % сформировано такое качества, как «умение прощать», 25% ­ «послушание», 40% ­ «любовь к людям», 23% ­«внимание», 30% ­ «патриотизм» и т.д. (см. диаграмму) Учитель может помочь детям осознать эти ценности и установить приоритеты, найти смысл жизни и ценить правду. Пути решения проблем социального ­ личностного воспитания могут осуществляться как в процессе специального   обучения,   так   и   в   свободное   время   могут   быть   использованы   этические   беседы, конкурсы, тематические досуги. В   воспитании   любого   социально   –   личностного   качества   применяются   различные   средства воспитания.   В   общей   системе   социального   воспитания   важное   место   занимает   группа   средств, направленных на формирование социально ­ нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам. Многие   учителя   справедливо   утверждают,   что   профессионально   воспользоваться   средствами социально ­ личностного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она,   ни в коем случае,   не должна переходить в чрезмерную назидательность. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности. Критерием социально ­ личностного воспитания могут быть только   реальные   поступки   детей,   их   побудительные   мотивы.   Желание,   готовность   и   способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка. Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Непосредственное влияние на приобретение социальных ценностей лежит на учителе. Результат этого процесса   зависит   от   того,   как   педагог   преподносит   его   ребёнку.   Эмоциональное   состояние жизнерадостного   познания   мира   –   это   характерный   признак   духовной   жизни   детской   личности. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Социализация   является   основой   всех   основ,   в   зависимости   от   того,   что   вложил   педагог   в   душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. В социальном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Результат   социализации   –   социализированность,   которая   в   наиболее   общем   виде   понимается   как «сформированность черт, задаваемых статусом  требуемых данным обществом» Для того, что бы объективно оценить состояние проблем социального – личностного воспитания на современном этапе, необходимо  провести  чёткий  анализ   мероприятий,  неоднократно   на  практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент можно сказать, на сколько велико значение   данной   проблемы,   что   в   школе   необходимы   специальные   дополнительные   занятия, систематизирующие и углубляющие нравственные представления младших школьников. Список используемой литературы: 1. Гераскина   Ю.   Н. “Программа   эмоционального   развития   детей   старшего   дошкольного возраста” Магу – 2005 г. 2. Дубровина И. В., Лисина М. И. “Возрастные особенности психического развития детей”. М – 2005 г. 3. Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей младшего­школьного возраста”. М – 2006 г. 4. Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2003 г. 5. Козлова   С.А. “Я   –   человек”:   Программа   приобщения   ребенка   к   социальному миру//Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1. 6. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. “Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. –2000. 7. А.В.Петровский. К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии. – 1981. – № 2 8. Бабунова Т.М. Социально­личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие. МаГУ, 2005. 9. Коломийченко   Л.В. “Концепция   и   программа   социального   развития   детей   младшего­ школьного возраста”, Пермь, 2002. 10. Ю.Н.   Гераскина “Программа   эмоционального   развития   детей   старшего   дошкольного возраста”, Магнитогорск, 2005 г.

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"

Доклад на тему "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2017