Доклад на тему "Структура технологической карты и требования к ней по учебному предмету"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
13.05.2017
В докладе приведена структура технологической карты урока по ФГОС. Технологическая карта урока это полезный, удобный эффективный инструмент проектирования урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Для полноценной и эффективной работы с технологическими картами необходимо знать ряд обязательных принципов и положений. Технологическая карта – это не поурочное планирование в традиционном его понимании, а новый вид методической продукции, обеспечивающий учителю качественное освоение учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. Раньше мы составляли план урока, теперь организационную структуру (сценарий) урока.Педсовет. Доклад на тему "Структура технологической карты и требования к ней по учебному предмету"
Доклад Васильченко И.В..docx
ПЕДСОВЕТ
Выступление: Васильченко И.В., учителя начальных классов
ТЕМА ДОКЛАДА: «СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ И
ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ»
Технологическая карта урока это полезный, удобный эффективный
инструмент проектирования урока в соответствии с требованиями ФГОС
второго поколения. Для полноценной и эффективной работы с
технологическими картами необходимо знать ряд обязательных принципов и
положений. Технологическая карта – это не поурочное планирование в
традиционном его понимании, а новый вид методической продукции,
обеспечивающий учителю качественное освоение учебного курса путём
перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по
темам. Раньше мы составляли план урока, теперь организационную
структуру (сценарий) урока. Учитель на уроке как режиссёр на съёмке
фильма. Режиссёр одну и ту же сцену снимает по несколько раз, пока актёры
не сыграют на должном уровне (или режиссёр принимает игру актёров с их
изменениями с отступлением от сценария), так и учитель пишет сценарий
урока, не зная, как на уроке поведут себя учащиеся во время ответов и
учитель будет подстраиваться под работу учащихся.
В технологической карте урока предлагается фиксированный формат
описания технологического процесса обучения на конкретном уроке в
определённой структуре и в заданной последовательности.
ОБОЗНАЧЕНЫ:
тема урока;
тип урока.
ОПРЕДЕЛЕНЫ:
задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии
с ФГОС конкретной ступени обучения;
планируемые результаты (личностные,
метапредметные, предметные);
межпредметные связи с конкретным указанием
учебных предметов и используемого материала;
основные ресурсы урока (УМК, интернет – ресурсы, относящиеся к конкретной ступени обучения,
наглядный, дидактический и другие материалы);
содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);
организация пространства (назначение, формы работы)
КАК ВЫГЛЯДИТ СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ
ПРЕДСТАВЛЕНЫ:
Технология проведения:
Этапы сценария урока:
мотивация (самоопределение к учебной
деятельности) познавательной деятельности
(организационный
момент: эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к
уроку рабочего места и индивидуальных учебных принадлежностей),
актуализация необходимых знаний (проверка домашних заданий,
речевые разминки на уроках русского языка и литературного чтения,
создание проблемной ситуации, определение темы урока, постановка
организация
учебной задачи и формулирование цели урока),
познавательной деятельности (усвоение новых знаний и способов
действий – работа по учебнику, по тетради, закрепление знаний и
подведение итогов (рефлексия учебной
способов действий),
деятельности на уроке (итог), домашнее задание).
Содержание деятельности учителя (ведущие идеи урока, термины и
понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения каждого
этапа, диагностирующие задания каждого этапа)
Содержание деятельности обучающихся (формы работы в классе –
групповая, парная, самостоятельная, формы работы на выезде при
проведении экскурсии, в специально отведённом помещении (музее,
библиотеке) и т.д. в соответствии с типом урока).
Дополнительный материал урока (интернет – ресурсы, материалы
экскурсий, художественная литература, репродукции картин).
Диагностика
достижения планируемых результатов (все виды
диагностических заданий, тестовые, самостоятельные, контрольные,
наблюдения, опыты).
Дополнительные творческие задания, которые могут выполняться
дома по желанию учащихся.
Самоанализ урока (достижения, сложности, предложения).
Отсюда следует, чтобы учителю составить технологическую карту,
необходимо:
осознать алгоритм работы на уроке от введения материала до конечного
результата;
увидеть уровень раскрытия понятий на уроке и соотнести изучаемый
материал с последующим; увидеть воспитательные возможности урока;
определить возможности реализации межпредметных связей;
определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;
соотнести результаты с целью обучения.
Технологическая карта строится по классическому образцу описания
алгоритма организации урока, взаимодействия ученика и учителя. На каждом
этапе предусмотрено практическое задание на отработку материала и на
проверку его понимания и усвоения. Если проверочная работа по
конкретному этапу выполнена 90% учащихся класса с прогнозируемым
учителем результатом, то можно с уверенностью сказать, что материал понят,
освоен и можно идти дальше. Если задание правильно выполнено менее чем
60% учащихся, то учителю необходимо ещё раз вернуться к пройденному
материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно
выполнять следующий шаг.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ
Используйте технологические карты для работы по теме или разделу
курса на каждом уроке.
Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.
Найдите её в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте
те учебники, которые зафиксированы в графе «Межпредметные связи».
Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите их с планируемыми
результатами, определите задачи, которые помогут добиться
поставленной цели, сравните их с теми, что даны в описании каждого
этапа, шага работы.(Соотнесите цели с пройденным ранее материалом.)
Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой на уроке темы,
выясните, в каких ещё предметах они изучаются («Межпредметные
связи»). Постарайтесь осмыслить всё комплексно в формате своей
собственной педагогической цели.
Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части
УУД. Это, с одной стороны, новое понятие, с другой стороны, на уроках
всегда формировалось и умение работать с информацией,
и
способность производить логические операции, и многое другое.
Учитель всегда воспитывал и развивал ребёнка. Однако в карте всё
приведено в систему и в чётком порядке показано, что, когда и как
делать.
Осмыслите формы работы в графе «Содержание деятельности
учителя»: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска
информации или демонстрации достижений. Это поможет расширить
границы использования ресурсов, к которым относятся и УМК «Школа
России и наглядные пособия, имеющиеся в школе, и интерактивные или
просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и т.д. На первом этапе, мотивируя учащихся к изучению темы, используйте
задание, данное в учебнике, либо предложите свое.
На каждом этапе придерживайтесь алгоритма работы, предложенного в
карте. Это поможет не пропустить ни одного элемента в достижении
поставленной цели, а главное – добиться эффективного и качественного
освоения темы.
Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите, и соотносите их с
дальнейшим алгоритмом прохождения темы.
Убедитесь, что ученик понимает изучаемый материал, знает способ
выполнения задания, и только после этого переходите к следующему
этапу.
На завершающем этапе изучения темы постарайтесь выполнить все
предложенные задания. Тогда вы с уверенностью сможете сказать: «Эта
тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся
дальше».
При использовании технологической карты поурочное планирование вряд ли
понадобится.
Таким образом, при правильном использовании технологической карты в
вашей работе:
должна произойти переориентация от планирования одного урока к
проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);
должны быть эффективно реализованы предметные и метапредметные
цели;
должна появиться возможность видеть логику реализации поставленных
целей через алгоритм освоения материала;
у ребёнка должно появиться стремление к активной и самостоятельной
деятельности;
должны обозначиться очевидные межпредметные связи по содержанию,
способам деятельности и по формированию личности ребёнка;
должно произойти расширение выбора предлагаемых форм работы;
должна появиться возможность проведения диагностики и контроля на
каждом этапе усвоения темы;
должна появиться возможность целостного и системного освоения
учебного материала;
должна появиться возможность реализовать региональный и школьный
материал, основываясь на УМК «Школа России»;
должна появиться возможность прогнозировать и рефлексировать путь
прохождения материала по всему курсу начальной школы.
Как известно, приоритетное направление УМК «Школа России»
обучение проектной деятельности, поэтому одним из обязательных типов
урока является урокпроект. Технологическая карта уроков – проектов предполагает детальное изложение этапов: предпроектное исследование,
выполнение проекта (индивидуально, в паре и в группе), подготовка
презентации проекта, выступление с презентацией, коллективное подведение
итогов, оформление выставок, ведение папок «Мои достижения» и др.
Технологические карты открывают перед учителем большие возможности
для творчества.
Доклад на тему "Структура технологической карты и требования к ней по учебному предмету"
Доклад на тему "Структура технологической карты и требования к ней по учебному предмету"
Доклад на тему "Структура технологической карты и требования к ней по учебному предмету"
Доклад на тему "Структура технологической карты и требования к ней по учебному предмету"
Доклад на тему "Структура технологической карты и требования к ней по учебному предмету"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.