Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».
Оценка 4.9

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
математика
3 кл
18.11.2018
Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».
Доклад отражает возрастные особенности развития регулятивных. познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. Знание возрастных особенностей детей поможет учителю грамотно подбирать учебный материал для проведения уроков по всем предметам в начальных классах. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
доклад.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Закопская средняя школа» Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных,  познавательных и коммуникативных УУД у младших  школьников». Автор: учитель начальных классов Неделяева Наталья Валерьевна, 1  квалификационная категория. 2015­ 2016 учебный год Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и  коммуникативных универсальных учебных действий у младших  школьников. В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций  начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных  действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося,  которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью  повышения качества своего образования. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный  подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном  только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания,  заучивает основные правила,  но сталкиваясь с реальными жизненными  ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не  участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в  ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение  интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний,  объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования  должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях  информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится  основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.  Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной  школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его  мировоззрение, желание учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию   системы универсальных учебных действий ( УУД ), овладение которыми дает  учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,  умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.  В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: 1.Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное  самоопределение, действие смысла образования, действие нравственно­ этического оценивания. 2.Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные,  логические, постановки и решения проблем. 3 Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного  сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управления  поведения партнера, умение выражать свои мысли. 4.Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности. Возрастные особенности развития регулятивных универсальных учебных  действий у младших школьников Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности  поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности  обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности  соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях  прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и  деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и  осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий,  используя соответствующие средства. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить  следующие показатели сформированности регулятивных универсальных  учебных действий:  умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умение сохранять заданную цель;  умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;  умение контролировать свою деятельность по результату;  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Критериями оценки ориентировочной части являются:  наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый  продукт, соотносит ли его с образцом);  характер ориентировки (свернутый — развернутый, хаотический —  организованный);   размер шага ориентировки (мелкий — пооперационный — блоками; есть ли  предвосхищение будущего промежуточного результата и на сколько шагов  вперед; есть ли предвосхищение конечного результата);   характер сотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве со  взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия). Критерии оценки исполнительной части:   степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа  результата и соотнесения с условиями выполнения действия или  произвольное выполнение действия в соответствии с планом);   характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное —  самостоятельное выполнение действия). Критерии контрольной части:   степень произвольности контроля (хаотичный — в соответствии с планом  контроля, наличие средств контроля и характер их использования);  характер контроля (свернутый — развернутый, констатирующий —  предвосхищающий);   характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное —  самостоятельное выполнение действия). Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии  оценки сформированности регулятивных универсальных учебных  действий:  принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в  определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);  план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение  действия в соотнесении с определенными условиями;  контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана  и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение  соответствующих исправлений);  оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения  к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);  мера разделенности действия (совместное или разделенное); Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к  саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной  школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия,  которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего  школьного возраста: 1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности  (планирование, контроль, оценка):  способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной  деятельности;  умение действовать по плану и планировать свою деятельность;  преодоление импульсивности, непроизвольности;  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая  осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и  сверстниками;  умение адекватно воспринимать оценки и отметки;  умение различать объективную трудность задачи и субъективную  сложность;  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной  деятельности. 2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении  целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:  целеустремленность и настойчивость в достижении целей;  готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск  способов разрешения трудностей (стратегия совладания);  формирование основ оптимистического восприятия мира.  Для развития регулирующей речи учащихся начальной школы необходимы  психологические условия:  организация форм совместной учебной деятельности для обеспечения  осмысленности регулирующей речи учащихся на начальном этапе ее  становления и трансформации из речи коммуникативной в речь  регулирующую;  адекватное отражение в речи цели усвоения (учебной задачи), исходных  данных и вопросов задания, учебных действий (например, «чтобы вставить  пропущенные безударные гласные, необходимо подобрать такое  однокоренное слово, в котором эта гласная была бы под ударением»),  полученный результат;  выполнение в речи всех частных функций регуляции совместной  деятельности: внешнеречевое планирование действия партнера по решению  учебной задачи; стимуляция действий партнера, контроль за качеством  выполняемых партнером действий, оценка этого качества и полученного  результата; коррекция допущенных партнером в процессе деятельности  ошибок;  ориентирование регулирующих высказываний на партнера (с учетом его  особенностей) и представление их в форме контекстной речи;  формирование произвольной и осознанной речи, отраженной в подборе  речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных  учебных действий у младших школьников Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту  поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных  и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно­речевой стороне готовности  детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя  уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников  весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает  разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего  образования считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не  факультативных задач школьного образования. Напомним, что в контексте предлагаемой концепции универсальных учебных  действий коммуникация рассматривается не узко прагматически как обмен  информацией, например учебной, а в своем полноценном значении. Другими  словами, она рассматривается как смысловой аспект общения и социального  взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности),  налаживания межличностных отношений и др. Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно  многогранный характер, необходимо выделение основного состава  коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют  наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования,  обозначенных в новом проекте стандартов.  Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для  психического и личностного развития ребенка: содействие и сотрудничество  выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы  психического развития и становления личности. Кроме того, благодаря своей  знаковой (вербальной) природе общение изначально связано с обобщением  (мышлением): возникая как средство общения, слово становится средством  обобщения и становления индивидуального сознания. В соответствии с этими положениями были выделены три базовых аспекта  коммуникативной деятельности, а также необходимые характеристики общего уровня развития общения у детей, поступающих в начальную школу. Представим   далее   кратко   возрастные   особенности   развития   выделенных аспектов. При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития  общения.  В состав базовых (т. е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в  школе) предпосылок входят следующие компоненты:  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;  владение определенными вербальными и невербальными средствами  общения;  приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное)  отношение к процессу сотрудничества;  ориентация на партнера по общению;  умение слушать собеседника. Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных  компетенций у детей, поступающих в школу? В соответствии с нормативно протекающим развитием к концу дошкольного  возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и  незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную  степень уверенности и инициативности (например, задают вопросы и  обращаются за поддержкой в случае затруднений). К 6—6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь  (необязательно обращенную к ним), а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи. Они должны владеть  такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др., уметь выражать свои  чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть  элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. В общении дошкольников зарождается осознание собственной ценности и  ценности других людей, возникают проявления эмпатии и толерантности. Важной характеристикой коммуникативной готовности 6—7­летних детей к  школьному обучению считается появление к концу дошкольного возраста  произвольных форм общения со взрослыми — это контекстное общение, где  сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а  опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно­ соревновательное общение со сверстниками. На их основе у ребенка постепенно складывается более объективное,  опосредствованное отношение к себе. Подчеркнем, что перечисленные выше компетенции характеризуют лишь  базисный уровень развития общения ребенка, без достижения которого теряет  смысл какой­либо разговор о конкретных коммуникативных действиях. Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован  по­старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не  ставя его в активную позицию, не обращая во внимание развивающие задачи.  Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…  «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными  учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в  которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Так, меняется роль учителя ­ теперь он организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок  для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных  действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями,  он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения  предметными знаниями!  Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса:  ­ проблемно­диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении; ­ организация учебного сотрудничества; ­ работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности; ­ проектно­исследовательская деятельность; ­ использование интерактивных возможностей ИКТ; Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в  контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой  градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения  конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов  возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию  одних видов УУД, в других на формирование других УУД. Но в целом, на  современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных  учебных действий.  С  первой  минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной  деятельности (регулятивные УУД)  К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи  (Каким бы вы хотели видеть  наш урок?  Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?)  Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая  проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо  выбрать верные утверждения и ответить на вопрос. Каждый из детей думает по разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с  комментированием). Таким образом, дети  самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развивались УУД во  всех сферах: ­ личностные (формирование интереса) ­ регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения,  самооценка) ­ познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником,  использование простейших предметов для проведения опыта) ­ коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и  понимали речь других); Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как  рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.  (Например: ­ Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было  скучно на уроке. ­ А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на  голубую тучку.)  Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения),  при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех  учащихся.  Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в  наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются  результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.  Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на  всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении  учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь  педагогический коллектив в целом.

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему: «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».

Доклад на тему:  «Возрастные особенности развития регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД у младших школьников».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018