Доклад на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.05.2019
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
доклад АЙЕШОВ С. Т. 2019 г.doc
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Айешов Сагат Толеуович
КГКП «Дворец детей и юношества»
В период глубоких социальноэкономических изменений, когда
происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные
изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью
нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание,
иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.
Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе
образования.
Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования,
как системы общего образования.
Дополнительное образование,
являясь полноправным партнером
школьного образования, частью общей системы образования, выступает как
необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю
профессиональную ориентацию.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию
обучающихся. А главное в условиях дополнительного образования дети могут
развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном
обществе и получают возможность полноценной организации свободного
времени.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования
детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая
является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте
инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль
педагога как непосредственного участника всех преобразований.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования
становится обязательным компонентом личной педагогической системы и
приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает
переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы
традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно
поисковую, рефлексивноаналитическую, отвечающую запросам общества и
создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом
коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении
образовательных и социальных функции педагога. Вышеизложенное определяет
актуальность выбранной темы исследовательской работы. Цель рассмотреть использование инновационных технологии в системе дополнительного
образования детей.
Достижение сформулированной цели потребовало
постановки и решения следующих задач:
рассмотреть источники инноваций в сфере дополнительного образования;
направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного
образования детей;
содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном
процессе;
описать опыт работы по внедрению в практику деятельности;
Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного
развитие
информационнокоммуникационных
образования это:
социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как
условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения
качества образовательного процесса,
повышения эффективности
профориентационной работы;
развитие межрегиональных и международных проектов как средство
повышения открытости образования,
знакомства воспитанников со
сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности,
патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как
следствие, мотивации воспитанников к творчеству;
командная работа как средство выработки норм совместной деятельности,
умения работать в коллективе, социализации воспитанников;
и
телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь
повышения доступности образования,
развития цифровой культуры
воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности
образовательных программ компьютерными технологиями, формирование
«блогосферы» дополнительного образования;
преемственность образовательных программ разного уровня, создание
непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до
серьезной предпрофессиональной подготовки;
обновление содержания образования с учетом новых направлений,
возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.;
применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
развитие комплексной информационной системы дополнительного образования
на основе специализированного интернетпортала,
моделируемого
квалифицированными специалистами и предоставляющими системную
информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;
развитие интегрированных образовательных технологий – проектно
исследовательской деятельности,
личностно
ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они
традиционно не применялись;
игровой технологии,
технологий анализ и выявление возможной социально востребованной тематики
творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме,
территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику
образовательных программ дополнительного образования;
создание
внедренческих комплексов;
системное использование психологической ауры различных профессий
(романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников.
Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного
образования детей:
совершенствование содержания образования;
изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
создание системы работы с одаренными детьми;
совершенствование системы управления;
информатизация образовательного процесса.
Содержание педагогической деятельности в инновационном
образовательном процессе существенно отличается от традиционной. Во
первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и
технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая
основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов
работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают
дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.
Вовторых, особенностью современного педагогического процесса
является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве
центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на
ребенка – его активность, избирательность, креативность.
Важной функцией педагога дополнительного образования становится
умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному
продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить
разнообразную информацию.
Втретьих, представление познавательного материала и способы передачи
опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в
современном дополнительном образовании более активных и интересных
взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе
обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а
взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.
Таким образом,
необходимыми предпосылками инновационной
деятельности в дополнительном образовании выступают потенциал и поведение
педагога, его чувствительность к новому, открытость.
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной
метода проектов. Проектная деятельность внедряется в
деятельности
объединения социальнопедагогической направленности, начиная с дошкольного
возраста. В процессе организации исследовательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы; развитию умения определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию
умения применять данные методы, способствующие решению поставленной
задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться
специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе
совместной исследовательской деятельности.
Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в
работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него
различные методики и технологии.
В практике можно использвать следующие виды проектов:
исследовательские творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а
затем результаты оформляют в виде газет, драматизации;
ролево игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают посвоему поставленные проблемы);
информационно – практико ориентированные проекты: дети собирают
информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;
творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника,
детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу
всего воспитательнообразовательного процесса способствует внесению новых
идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих
эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Многими исследователями развитие дополнительного образования
связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и
освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его
качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности
дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и
продиктована уровнем инновационности общего школьного образования.
Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть
потребность в изменениях и возможность их реализации.
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования
определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования:
положительно влияют на качество обучения и воспитания в учреждениях
дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень
педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для
духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно
ориентированный подход к ним. Список источников:
1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.
2. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и
стратегии развития//Дошкольное воспитание. 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5,
10, 11. 1999. №3, 12.
3. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое
пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
4. Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости
исследования //Советская педагогика. 1988. №11.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт.сост.: Л.С. Киселева,
Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ,
2005.
Доклад на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Доклад на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Доклад на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Доклад на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Доклад на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.