Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно - деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей.Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно - деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей.
Садвакасова Г Ж Новый взгляд на оценивание обучения.doc
Г.Ж.Садвакасова
КГУ « средняя общеобразовательная школа – лицей № 38»
Город Семей, ВКо
Новый взгляд на оценивание обучения.
«Качество системы образования не может быть
выше качества работающих в ней учителей»
Майкл Барбер, профессор,
эксперт в области международных
исследований в сфере образования
Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых
проблем современного образования. Современные мировые тенденции в
оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня
освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся
применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Это ключевой вопрос международного исследования оценки
образовательных достижений учащихся PISA .
Требования к результатам обучения предполагают значительные
изменения в организации образовательного процесса: переход на системно
деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании
результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью
системы управления качеством образования, а значит, именно учитель
организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда
хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также
удовлетворяла как детей, так и их родителей. Понимание правильности и
объективности поставленных оценок, всегда стоит на первом месте.
Насколько современны средства оценки с целями, содержанием и методами
обучения, во многом зависит успешное функционирование процесса
образования. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся
обеспечить качество их знаний, уровень их развития. Все существующие в
современном образовании,
классификации методов оценивания
предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их
деятельности, коррекцию этой деятельности. « Оценивание для обучения –
это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их
учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе обучения, направления, в котором следует разваться, и
установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.»[1, с.163].
Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения»,изученные
ресурсы первого этапа «Лицом к лицу», виды оценивания – суммативное
оценивание (оценивание обучения) и формативное оценивание (оценивание
для обучения), помогли изменить мое представление о системе оценивания.
Это две главные стороны процесса обучения, которые подтолкнули меня
на необходимость поиска принципиально иных подходов к оцениванию,
которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении,
способствовали бы повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности учащихся в обучении. При проведении моих уроков
истории, необходимо стало использовать оба вида оценивания, стремясь к
тому, чтобы они помогали реализовывать идеи Программы Кембриджского
проекта в процессе обучения. Для начала, я определила для своей работы,
первый приоритет система оценивания должна выстраиваться таким
образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольнооценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
При формировании самооценки и взаимооценки создаются хорошие
условия
работы.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими
самими, взаимопроверкам и, обучающими устройствами, учителем), тем
интереснее им работать. Взаимооценивание и самооценивание дает широкие
возможности для формирования ключевых компетентностей учащихся,
способствует повышению уровня активности школьников, позволяет более
активный подход к каждому, проявление самостоятельности в
планировании дальнейшего обучения. Самооценивание и взаимооценивание
вырабатывают у учащихся: способность и готовность к освоению
систематических знаний, их самостоятельном у пополнению, переносу и
интеграции;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению
практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
способность к самоорганизации , саморегуляции и рефлексии. На этапе
рефлексии учитель и ученик оценивают собственную деятельность по
достижению цели, а значит, оценивают предметные, метапредметные и
личностные результаты обучения.А что может быть важнее при
выставлении оценки.
дифференцированной
найденных
для
решений
в
Второй приоритет в оценивании – наблюдение – при котором может
быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных
действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно при
наблюдении можно отслеживать уровень сформированности такого умения,
как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение
слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать
различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Главная функция учителя на данном этапе заключается не только в том,
чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс
отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся,
сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной
ситуации.
Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания.
Вопервых, отметка в массовой школе попрежнему выставляется за урок,
за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за
достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами,
отсутствует практика использования критериального подхода к
оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе
оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания,
умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что
одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое
умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При
внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм
выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они
вырабатываются ими совместно.
Критериями являются планируемые
результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока,
которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся,
контроль и коррекцию, которые формируют ряд регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и
управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем
встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать
себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и
находить пути их устранения. Система оценивания выстраивается таким
образом,
чтобы учащиеся включались в контрольнооценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ
результатов учебной деятельности для обучающихся является
необходимым условием достижения личностных результатов, развития
учебнопознавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей
работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный
лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный
лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень
формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуя индивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет
себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные
рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с
помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять
работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности.
После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист
является дополнительным и более подробным источником информации о
достижениях или проблемах учащегося. Моя задача как учителя, прежде
всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а
адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно
эффективно.
Четвертый приоритет
комплексный подход к оценке и
использование разнообразных методов и форм оценивания. Только
применение различных современных методов оценивания деятельности
обучающихся может обеспечить им интерес к обучению. Для реализации
идей Программы «Новых подходов в обучении», оценивание провожу
используя различные формы: лист оценивания, «Экран успеваемости»
устные комментарии, стикеры, игра « Светафор», которые помогают
реализовать идеи модуля « ОдО и ОО» [2, с 165]
Пятый приоритет интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг
каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит
наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также
оглашения и мотивации оценок. Оценка ориентир, по которому учащиеся
судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога.
Необходимым условием реализации принципа является объявление
результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием
заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных
планов ликвидации пробелов.
«Назовем несколько способов оценивания:
1. Учитель отмечает в слух или жестом каждый успех ученика
(интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки
стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности
во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание
работать.
2. Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала
качества и количества).
3. Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу
отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений,
лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых
домашних заданий).
4. Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в
"кредит".
5. Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у
учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не
выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки,
необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что
учащиеся незнакомы с критериями.» [3]
В заключении своего выступлении, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас
задумался вот над эпиграфом моего выступления«Качество системы
образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».
Так как мы учим оценивать наших учащихся на уроке, так они умеют
оценивать. Таким образом, оценка очень важное средство воспитания у
детей способности к самооцениванию, к нравственно достойному
признанию своих недостатков и критическому оцениванию своих успехов.
Вывод: Современная система оценивания должна позволять:
сравнивать и давать характеристику возможностям,
способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со
стандартами, либо собственными целями;
быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного
процесса;
способствовать самооцениванию, развитию самопознания и
самосовершенствованию личности.
Главным в работе учитель считать личностный критерий,
применение индивидуальных эталонов.
Примененять различные виды оценочных шкал, широкое
использование тестов и других методик оценивания.
Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих
достижений.
Литература:
1.Руководство для учителя. www.cpm.kz. 2. Ресурсы: неделя 3, день 12
3.WWW.ukoz.ru. Иванова Е.Н. Современные подходы к проблеме
оценивания в средней школе.
4.WWW. ukoz.ru.Сидоркова Е.А. «Контроль качества образования и
оценивание результатов обучения в соответствии требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов.»
Доклад "Новый взгляд на оценивание обучения"
Доклад "Новый взгляд на оценивание обучения"
Доклад "Новый взгляд на оценивание обучения"
Доклад "Новый взгляд на оценивание обучения"
Доклад "Новый взгляд на оценивание обучения"
Доклад "Новый взгляд на оценивание обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.