Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно - деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей.Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно - деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей.
Г.Ж.Садвакасова
КГУ « средняя общеобразовательная школа – лицей № 38»
Город Семей, ВКо
Новый взгляд на оценивание обучения.
«Качество системы образования не может быть
выше качества работающих в ней учителей»
Майкл Барбер, профессор,
эксперт в области международных
исследований в сфере образования
Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых
проблем современного образования. Современные мировые тенденции в
оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня
освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся
применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Это ключевой вопрос международного исследования оценки
образовательных достижений учащихся PISA .
Требования к результатам обучения предполагают значительные
изменения в организации образовательного процесса: переход на системно
деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании
результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью
системы управления качеством образования, а значит, именно учитель
организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда
хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также
удовлетворяла как детей, так и их родителей. Понимание правильности и
объективности поставленных оценок, всегда стоит на первом месте.
Насколько современны средства оценки с целями, содержанием и методами
обучения, во многом зависит успешное функционирование процесса
образования. Известно, что цель проверки и оценки знаний учащихся
обеспечить качество их знаний, уровень их развития. Все существующие в
современном образовании,
классификации методов оценивания
предполагают проверку знаний учащихся, оценку характера их
деятельности, коррекцию этой деятельности. « Оценивание для обучения –
это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их
учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые впроцессе обучения, направления, в котором следует разваться, и
установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.»[1, с.163].
Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения»,изученные
ресурсы первого этапа «Лицом к лицу», виды оценивания – суммативное
оценивание (оценивание обучения) и формативное оценивание (оценивание
для обучения), помогли изменить мое представление о системе оценивания.
Это две главные стороны процесса обучения, которые подтолкнули меня
на необходимость поиска принципиально иных подходов к оцениванию,
которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении,
способствовали бы повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности учащихся в обучении. При проведении моих уроков
истории, необходимо стало использовать оба вида оценивания, стремясь к
тому, чтобы они помогали реализовывать идеи Программы Кембриджского
проекта в процессе обучения. Для начала, я определила для своей работы,
первый приоритет система оценивания должна выстраиваться таким
образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольнооценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
При формировании самооценки и взаимооценки создаются хорошие
условия
работы.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими
самими, взаимопроверкам и, обучающими устройствами, учителем), тем
интереснее им работать. Взаимооценивание и самооценивание дает широкие
возможности для формирования ключевых компетентностей учащихся,
способствует повышению уровня активности школьников, позволяет более
активный подход к каждому, проявление самостоятельности в
планировании дальнейшего обучения. Самооценивание и взаимооценивание
вырабатывают у учащихся: способность и готовность к освоению
систематических знаний, их самостоятельном у пополнению, переносу и
интеграции;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению
практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
способность к самоорганизации , саморегуляции и рефлексии. На этапе
рефлексии учитель и ученик оценивают собственную деятельность по
достижению цели, а значит, оценивают предметные, метапредметные и
личностные результаты обучения.А что может быть важнее при
выставлении оценки.
дифференцированной
найденных
для
решений
в
Второй приоритет в оценивании – наблюдение – при котором может
быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных
действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходестандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно при
наблюдении можно отслеживать уровень сформированности такого умения,
как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение
слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать
различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Главная функция учителя на данном этапе заключается не только в том,
чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс
отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся,
сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной
ситуации.
Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания.
Вопервых, отметка в массовой школе попрежнему выставляется за урок,
за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за
достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами,
отсутствует практика использования критериального подхода к
оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе
оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания,
умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что
одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое
умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При
внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм
выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они
вырабатываются ими совместно.
Критериями являются планируемые
результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока,
которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся,
контроль и коррекцию, которые формируют ряд регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких
умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и
управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем
встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать
себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и
находить пути их устранения. Система оценивания выстраивается таким
образом,
чтобы учащиеся включались в контрольнооценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ
результатов учебной деятельности для обучающихся является
необходимым условием достижения личностных результатов, развития
учебнопознавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей
работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный
лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный
лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень
формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуяиндивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет
себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные
рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с
помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять
работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности.
После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист
является дополнительным и более подробным источником информации о
достижениях или проблемах учащегося. Моя задача как учителя, прежде
всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а
адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно
эффективно.
Четвертый приоритет
комплексный подход к оценке и
использование разнообразных методов и форм оценивания. Только
применение различных современных методов оценивания деятельности
обучающихся может обеспечить им интерес к обучению. Для реализации
идей Программы «Новых подходов в обучении», оценивание провожу
используя различные формы: лист оценивания, «Экран успеваемости»
устные комментарии, стикеры, игра « Светафор», которые помогают
реализовать идеи модуля « ОдО и ОО» [2, с 165]
Пятый приоритет интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг
каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит
наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также
оглашения и мотивации оценок. Оценка ориентир, по которому учащиеся
судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога.
Необходимым условием реализации принципа является объявление
результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием
заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных
планов ликвидации пробелов.
«Назовем несколько способов оценивания:
1. Учитель отмечает в слух или жестом каждый успех ученика
(интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки
стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности
во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание
работать.
2. Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала
качества и количества).
3. Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу
отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется длядокладов тренировочных контрольных работ, сочинений,
лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых
домашних заданий).
4. Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в
"кредит".
5. Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у
учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не
выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки,
необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что
учащиеся незнакомы с критериями.» [3]
В заключении своего выступлении, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас
задумался вот над эпиграфом моего выступления«Качество системы
образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».
Так как мы учим оценивать наших учащихся на уроке, так они умеют
оценивать. Таким образом, оценка очень важное средство воспитания у
детей способности к самооцениванию, к нравственно достойному
признанию своих недостатков и критическому оцениванию своих успехов.
Вывод: Современная система оценивания должна позволять:
сравнивать и давать характеристику возможностям,
способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со
стандартами, либо собственными целями;
быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного
процесса;
способствовать самооцениванию, развитию самопознания и
самосовершенствованию личности.
Главным в работе учитель считать личностный критерий,
применение индивидуальных эталонов.
Примененять различные виды оценочных шкал, широкое
использование тестов и других методик оценивания.
Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих
достижений.
Литература:
1.Руководство для учителя. www.cpm.kz.2. Ресурсы: неделя 3, день 12
3.WWW.ukoz.ru. Иванова Е.Н. Современные подходы к проблеме
оценивания в средней школе.
4.WWW. ukoz.ru.Сидоркова Е.А. «Контроль качества образования и
оценивание результатов обучения в соответствии требованиям
федеральных государственных образовательных стандартов.»