доклад "Новый взгляд на оценивание обучения"

  • Научные работы
  • doc
  • 04.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно - деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей.Требования к результатам обучения предполагают значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно - деятельностный подход в обучении и новые подходы в оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы управления качеством образования, а значит, именно учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется, чтобы оценка соответствовала полученным знаниям, а также удовлетворяла как детей, так и их родителей.
Иконка файла материала Садвакасова Г Ж Новый взгляд на оценивание обучения.doc
Г.Ж.Садвакасова  КГУ « средняя общеобразовательная  школа – лицей № 38» Город Семей, ВКо Новый взгляд на оценивание обучения. «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» Майкл Барбер, профессор, эксперт в области международных исследований в сфере образования Не секрет, что проблемы оценивания, является одной из ключевых проблем   современного   образования.   Современные   мировые   тенденции   в оценке образовательных достижений направлены не на определение уровня освоения   школьных   программ,   а   на   оценку   способности   учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Это   ключевой   вопрос   международного   исследования   оценки образовательных достижений учащихся PISA . Требования   к   результатам   обучения   предполагают   значительные изменения в организации образовательного процесса: переход на системно ­ деятельностный   подход   в   обучении   и   новые   подходы   в   оценивании результатов обучения. Функция контроля является неотъемлемой частью системы   управления   качеством   образования,   а   значит,   именно   учитель организует контроль и оценивание каждого ученика. Нам, учителям всегда хочется,   чтобы   оценка   соответствовала   полученным   знаниям,   а   также удовлетворяла как детей, так и их родителей. Понимание правильности и объективности   поставленных   оценок,   всегда   стоит   на   первом   месте. Насколько современны средства оценки с целями, содержанием и методами обучения,   во   многом   зависит   успешное   функционирование   процесса образования.   Известно,   что   цель   проверки   и   оценки   знаний   учащихся   ­ обеспечить качество их знаний, уровень их развития. Все существующие в современном   образовании,   классификации   методов   оценивания предполагают   проверку   знаний   учащихся,   оценку   характера   их деятельности, коррекцию этой деятельности. « Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями   для   определения   этапа,   на   котором   находятся   обучаемые   впроцессе   обучения,   направления,   в   котором   следует   разваться,   и установления,   как   лучше   достигнуть   необходимого   уровня.»[1,   с.163]. Модуль   «Оценивание     обучения   и   оценивание   для   обучения»,изученные ресурсы первого этапа «Лицом к лицу»,  виды оценивания – суммативное оценивание (оценивание обучения) и формативное оценивание (оценивание для обучения), помогли  изменить мое представление о системе оценивания. Это две главные стороны   процесса обучения, которые подтолкнули меня на   необходимость   поиска   принципиально   иных   подходов   к   оцениванию, которые   позволили   бы   устранить   негативные   моменты   в   обучении, способствовали   бы   повышению   учебной   мотивации   и   учебной самостоятельности   учащихся   в   обучении.  При   проведении   моих   уроков истории, необходимо стало использовать оба вида оценивания, стремясь к тому, чтобы они помогали  реализовывать идеи Программы Кембриджского проекта в процессе обучения. Для начала, я определила для своей работы, первый   приоритет   ­  система   оценивания   должна   выстраиваться   таким образом,   чтобы   сами   учащиеся   включались   в   контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. При   формировании   самооценки   и   взаимооценки   создаются   хорошие условия работы. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими самими,   взаимопроверкам   и,   обучающими   устройствами,   учителем),   тем интереснее им работать. Взаимооценивание и самооценивание дает широкие возможности   для   формирования   ключевых   компетентностей   учащихся, способствует повышению уровня активности школьников, позволяет более активный   подход   к   каждому,   проявление   самостоятельности   в планировании дальнейшего обучения. Самооценивание и взаимооценивание вырабатывают   у   учащихся:   ­способность   и   готовность   к   освоению систематических   знаний,  их   самостоятельном   у   пополнению,   переносу   и интеграции; ­способность   к   решению   личностно   и   социально   значимых   проблем   и воплощению практику; ­способность   и   готовность   к   использованию   ИКТ   в   целях   обучения   и развития; ­способность к самоорганизации , саморегуляции и рефлексии. На этапе рефлексии   учитель   и   ученик   оценивают   собственную   деятельность   по достижению   цели,   а   значит,   оценивают   предметные,   метапредметные   и личностные   результаты   обучения.А   что   может   быть   важнее   при выставлении оценки.  дифференцированной найденных для           решений   в   Второй приоритет в оценивании – наблюдение – при котором может быть   оценено   достижение   таких   коммуникативных   и   регулятивных действий,   которые   трудно   или   нецелесообразно   проверить   в   ходестандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно при наблюдении можно отслеживать уровень сформированности такого умения, как   «взаимодействие   с   партнёром»:   ориентация   на   партнёра,   умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Главная функция учителя на данном этапе заключается  не только в том, чтобы  обеспечить условия  для развития личности, сделать  этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.   Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания. Во­первых, отметка в массовой школе по­прежнему выставляется за урок, за   упражнение,   самостоятельную   работу,   устный   ответ   и   т.д.,   а   не   за достигнутый   учащимся   результат   деятельности,   иными   словами, отсутствует   практика   использования   критериального   подхода   к оцениванию   результатов   деятельности.   Кроме   того,   при   такой   системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения,   компетентности   он   реально   получил   отметку.  Установлено,   что одной   из   причин   отставания   учащихся   в  учении   является  слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При внедрении новых подходов в обучении,  критерии оценивания и алгоритм выставления   отметки   заранее   известны и   педагогам,   и   учащимся.   Они вырабатываются   ими   совместно.  Критериями   являются  планируемые результаты, соответствующие учебным целям  на каждом из этапов урока, которые развивают объективность и критичность  мышления у учащихся, контроль   и   коррекцию,   которые   формируют   ряд   регулятивных, коммуникативных   и   познавательных   универсальных   действий,   т.е.   таких умственных   действий   учащихся,   которые   направлены   на   анализ   и управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать себя,  критически   оценивать   свою  деятельность,  устанавливать   ошибки   и находить   пути   их   устранения. Система   оценивания   выстраивается   таким образом,   чтобы   учащиеся   включались   в   контрольно­оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.  Самоанализ результатов   учебной   деятельности   для   обучающихся   является необходимым   условием   достижения   личностных   результатов,   развития учебно­познавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуяиндивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с помощью   такого   вида   оценивания,   учится   самостоятельно   определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности. После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося.  Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная   самооценка   ученика   помогает   решить   эту   задачу   достаточно эффективно.    Четвертый   приоритет­  комплексный   подход   к   оценке   и использование   разнообразных   методов   и   форм   оценивания.  Только применение   различных   современных   методов   оценивания   деятельности обучающихся может обеспечить им интерес к обучению. Для реализации идей   Программы   «Новых   подходов   в   обучении»,   оценивание   провожу используя   различные   формы:   лист   оценивания,   «Экран   успеваемости» устные   комментарии,   стикеры,   игра   «   Светафор»,   которые   помогают реализовать идеи модуля « ОдО и ОО» [2, с 165] Пятый приоритет ­ интерпретация, наглядность, гласность. Рейтинг  каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования носит  наглядный, сравниваемый характер. Принцип гласности требует также  оглашения и мотивации оценок. Оценка ­ ориентир, по которому учащиеся  судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога.  Необходимым условием реализации принципа является объявление  результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием  заинтересованных сторон учебного процесса, составление перспективных  планов ликвидации пробелов. «Назовем несколько способов оценивания: 1. Учитель отмечает в слух или жестом каждый успех ученика  (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки ­  стимулировать познание. Человеку нужен успех. Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание  работать. 2. Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала  качества и количества). 3. Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу  отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется длядокладов тренировочных контрольных работ, сочинений,  лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых  домашних заданий). 4. Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в  "кредит". 5. Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у  учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не  выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки,  необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что  учащиеся незнакомы с критериями.» [3] В заключении своего выступлении, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас задумался   вот   над   эпиграфом   моего   выступления«Качество   системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Так   как   мы   учим   оценивать   наших   учащихся   на   уроке,   так   они   умеют оценивать.   Таким   образом,   оценка   очень   важное   средство   воспитания   у детей   способности   к   самооцениванию,   к   нравственно   достойному признанию своих недостатков и критическому оцениванию своих успехов.  Вывод: Современная система оценивания должна позволять:   сравнивать и давать характеристику возможностям,  способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со  стандартами, либо собственными целями;   быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного  процесса;  способствовать самооцениванию, развитию самопознания и  самосовершенствованию личности.   Главным в работе учитель считать личностный критерий,  применение индивидуальных эталонов.  Примененять различные виды оценочных шкал, широкое  использование тестов и других методик оценивания.  Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих достижений. Литература: 1.Руководство для учителя. www.cpm.kz.2. Ресурсы: неделя 3, день 1­2   3.WWW.ukoz.ru.  Иванова   Е.Н.     Современные   подходы   к   проблеме оценивания в средней школе.  4.WWW. ukoz.ru.Сидоркова Е.А. «Контроль качества образования и оценивание   результатов   обучения   в   соответствии   требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.»