Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
классное руководство
Взрослым
28.07.2019
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Литература
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань. 2000. -С. 246-309.
Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.. 2004. -С. 291 - 310.
Педагогика: наследие педагогов прошлого: Учебное пособие / Сост. И.В. Кошкина, Л.В. Горина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96 с.
Педагогика: История образования и педагогической мысли: Учебное пособие / Авт. – сост. Л.В.Горина, И.В. Кошкина, И.В. Ястер. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96.
Подласый И.П. Педагогика. - М., 2000. - С. 215 - 229.
Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2002. - С. 244 - 302.
Харламов М.Ф. Педагогика. - М., 1999. - С. 221 - 264,
Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001. -С. 115 - 122; 297 -318
ДОКЛАД-ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.doc
«Основные требования к современному уроку.
Доклад:
Анализ (самоанализ) урока».
Современный урок как основная форма организации обучения.
Существуют разнообразные формы организации учебного процесса.
Рассмотрим одну наиболее характерную для современной начальной школы
форму – это урок.
Урок — это такая форма организации учебного процесса, при
которой педагог в течение точно установленного времени организует
познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с
учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы
работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики
овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе
обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих
способностей, духовных сил обучаемых.
Обосновал классноурочную систему Ян Амос Каменский (1592 –
1670г.г.) чешский мыслительгуманист, педагог и общественный деятель.
Свои дидактические взгляды он изложил в труде «Великая дидактика».
Каменский ввёл понятие школьного года: введение четвертей, каникул,
организация учебных занятий, чёткое распределение содержания всех видов
учебной работы по годам, месяцам и дням обучения, расписание занятий,
единовозрастной состав учащихся и совместное обучение мальчиков и
девочек. Всё это используется в современном учебном процессе, и не
потеряло своей актуальности за многие столетия.
Ан Амос Каменский разработал систему дидактических принципов,
которые являются фундаментом современного урока. Каждый учитель, с
целью активизации мыслительных процессов и познавательной деятельности своих учеников использует данные принципы:
наглядности – основной (золотое правило дидактики);
системности (не делать скачков в обучении);
сознательности (не предлагать учащимся то, что не понятно разумом);
прочности (не спешить, а медленно идти вперёд);
посильности (учитывать возможности учащихся).
В каждом современном уроке можно выделить его основные
компоненты (объяснение нового материала; закрепление; повторение;
проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные
виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в
различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между
этапами урока, т.е. его структуру. Под структурой современного урока
понимают соотношение компонентов урока в их определенной
последовательности и взаимосвязи между собой. Структура урока зависит:
от дидактической цели;
содержания учебного материала;
возрастных особенностей учащихся, особенностей класса как коллектива.
Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.
Общепринятой классификации типов уроков в современной
дидактике нет. Это объясняется сложностью и многосторонностью
процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке.
Наиболее распространена классификация уроков по дидактической
цели (Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина и др.):
урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изуче
ния) новых знаний;
урок закрепления знаний;
урок выработки и закрепления умений и навыков;
обобщающий урок;
урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок). Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения
(изучения) новых знаний. Его содержанием является новый, неизвестный
учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг
вопросов и требующий значительного времени на его изучение. В
зависимости от содержания, конкретной дидактической цели и
подготовленности, учащихся к самостоятельной работе учитель сам
излагает новый материал или проводится самостоятельная работа учащихся
под его руководством. Структура урока ознакомления с новым
материалом:
повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения
нового;
объяснение учителем нового материала и работа с учебником;
проверка понимания и первичное закрепление знаний;
задание на дом.
Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы на
этом уроке является повторное осмысление ранее приобретенных знаний с
целью их более прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях
осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других
решают новые задачи на известные им правила, в третьих устно и
письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых
делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более
глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки
предполагают прохождение следующих этапов:
проверка домашнего задания;
выполнение устных и письменных упражнений;
проверка выполнения заданий;
задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и
закрепления умений и навыков. Процесс закрепления умений и навыков идет на нескольких уроках подряд. От урока к уроку материал должен
усложняться, чтобы действительно было видно, что учащиеся все успешнее
справляются с данной учебной задачей.
На обобщающих уроках (обобщения и систематизации знаний) система
тизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее прой
денного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся, и
раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в
конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обяза
тельные элементы вступление и заключение учителя. Само повторение и
обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения
отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют
учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области; ус
тановить недостатки в овладении материалом; наметить пути дальнейшей рабо
ты. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний,
умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в уст
ной, так и в письменной форме.
В практике работы школы наибольшее распространение получили уроки,
на которых решаются сразу несколько дидактических задач. Такой тип урока
называется комбинированным, или смешанным. Примерная структура комби
нированного урока:
повторение ранее изученного в виде беседы;
проверка домашней работы и опрос учащихся;
изучение нового материала;
первичная проверка усвоения;
закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;
обобщение изученного материала;
задание на дом.
Обязательными элементами
всех охарактеризованных выше современных уроков являются организационный момент и подведение итогов.
Организационный момент предполагает:
постановку целей и обеспечение их принятия учащимися;
создание рабочей обстановки;
актуализацию мотивов учебной деятельности и установок на
восприятие, осмысление, запоминание материала.
На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение
целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности,
оценивание работы учащихся, определение перспективы дальнейшей работы.
Великий писатель и педагог Л. Н. Толстой утверждал: «Для того чтобы
ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он
учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
Чтобы душевные силы ученика были в самых выгодных условиях, к
любому типу современного урока предъявляются определенные требования,
наиболее общими из которых являются следующие:
1) единство образовательной, воспитательной и развивающей целей урока;
2) «использование новейших достижений науки, передовой педагогической
практики;
3) реализация на уроке дидактических принципов (перечисленных выше);
4) организационная чёткость урока;
5) целесообразный отбор учебного материала в соответствии с требования
ми стандарта и учебной программы по предмету, а также целями урока, с
учетом возраста и уровня подготовки учащихся;
6) выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения,
обеспечивающих разнообразную деятельность учащихся;
7) формирование у учащихся на основе приобретенных знаний научного
мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов; 8) развитие психологических особенностей учащихся (мышления, памяти,
внимания, воображения, эмоций и др.);
9) формирование познавательных интересов, положительных мотивов учеб
ной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения зна
ниями;
10) развитие творческой инициативы и активности учащихся.
Нельзя не вспомнить слова Льва Николаевича Толстого в статье
«Общие замечания для учителя»: «Чем легче учителю учить, тем труднее
ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше
будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с
силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем
больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик».
Составной частью процесса обучения на уроке – это домашняя
самостоятельная работа. Относится к внеаудиторным занятиям. Роль этого
вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда
перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся
потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной
познавательной деятельности.
Дидактические цели домашней самостоятельной работы:
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных
во время аудиторных занятий;
самостоятельное овладение новым учебным материалом;
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда,
самостоятельности мышления.
Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учеб
ных программ, а также интересов и потребностей учащихся, уровня их разви
тия. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты време
ни на выполнение этой работы не регламентируются. Режим и продолжитель
ность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий, что требует от него не только умственной, но и органи
зационной самостоятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю,
характер обучающегося.
Условия успешности домашней работы:
наличие навыков самостоятельной работы,
педагогическое руководство и контроль за выполнением домашних зада
ний, что требует целесообразного дозирования, ограничения объема до
машних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций по выполнению,
своевременной проверки и оценки.
Василий Александрович Сухомлинский в педагогическом труде»
Сердце отдаю детям», писал: «Урок – важнейшая организационная форма
процесса познания мира учащимися. От того, как дети познают мир, какие
убеждения формируются у них, зависит весь строй их духовной жизни. Но
познание мира не сводится к усвоению знаний. Беда многих учителей в том,
что они измеряют и оценивают духовный мир ребёнка только оценками и
баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат
или не учат уроки».
«…жизнь в стенах школы,
ограничивающаяся учением,
регламентированная звонками, как бы нивелирует… (младших школьников),
подгоняет их под одну мерку, не позволяет раскрыться богатству
индивидуального мира». Следовательно, современный урок необходимо
строить так, чтобы каждая индивидуальность была раскрыта и замечена
учителем.
Именно современному учителю предстоит внедрять в жизнь, обобщив
опыт предыдущих поколений педагогов, новые формы, методы и средства
обучения, повышающие познавательную активность и мыслительную
деятельность учащихся, применяя новые технологии обучения, для того чтобы
воспитать образованного коммуникабельного творческого и инициативного
человека будущего. Литература
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.
Казань. 2000. С. 246309.
Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М.. 2004. С. 291 310.
Педагогика: наследие педагогов прошлого: Учебное пособие / Сост. И.В.
Кошкина, Л.В. Горина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96 с.
Педагогика: История образования и педагогической мысли: Учебное
пособие / Авт. – сост. Л.В.Горина, И.В. Кошкина, И.В. Ястер. – Саратов: ИЦ
«Наука», 2008. – 96.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2000. С. 215 229.
Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. С. 244 302.
Харламов М.Ф. Педагогика. М., 1999. С. 221 264,
Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001. С. 115
122; 297 318
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Доклад: «Основные требования к современному уроку. Анализ (самоанализ) урока».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.