Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"
Оценка 4.9

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физическая культура
2 кл
26.05.2017
Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"
Физическая культура это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая культура, культура физическая - это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, образование, спорт. Как уникальный предмет учебного плана физическая культура должна быть нацелена в том числе и на развитие умственных способностей, расширение словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения физической культуре и спорту следует помнить о реализации принципа природосообразности, обоснованного Я.А.Каменским в его «Великой дидактике», суть которого заключается в наиболее полном развитии природных задатков человека при соблюдении законов природы и педагогики.Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическим развитием детей с ОВЗ. Здоровый образ жизни: роскошь или необходимость? Современная жизнь сопровождается серьезными изменениями в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей - основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны. Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) (1) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором. В структуре здорового образа жизни центральное место занимает физическая культура, диктующая необходимость совершенствования физического воспитания и обучения учащихся на основе современных научных разработок в области педагогики, психологии, физиологии и физической культуры. Физическая культура это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая культура, культура физическая - это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, образование, спорт. Как уникальный предмет учебного плана физическая культура должна быть нацелена в том числе и на развитие умственных способностей, расширение словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения физической культуре и спорту следует помнить о реализации принципа природосообразности, обоснованного Я.А.Каменским в его «Великой дидактике», суть которого заключается в наиболее полном развитии природных задатков человека при соблюдении законов природы и педагогики. Сегодня лишь на 10 - 12% удовлетворяется заложенная природой потребность людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных причин снижения резервов здоровья и социальной дееспособности граждан нашего общества. Преподавание физкультуры детям с ОВЗ Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.). Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании. Методические рекомендации по преподаванию физкультуры Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной педагогики. Актуальность этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного умственного развития человека. Устранение двигательных нарушений или их совершенствование способствует развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека. Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно направленно влиять на деятельность различных систем организма, высшие психические функции, на функции анализаторов. В свою очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений и других характеристик. Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное отношение к ним. Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического воспитания должны быть направлены, прежде всего на развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей деятельности учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние. Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении. Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение. На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп, а именно - занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое - сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005). Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием. Список использованной литературы 1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс; 200-248 с. 2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176 3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005. 4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.
АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ.docx
АФК – комплексный подход к развитию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическим развитием детей с ОВЗ. Здоровый образ жизни: роскошь или необходимость? Современная жизнь сопровождается серьезными изменениями в социальной  сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья  человека, а также спортивные достижения людей ­ основные показатели  уровня жизнеспособности и цивилизованности страны. Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%),  наследственности (15­20%), окружающей среды (15­20%), медицины (15­20%)  (1) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы  здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая  роль отводится системе образования, ориентированной на формирование  здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как  здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором. В структуре здорового образа жизни центральное место занимает  физическая культура, диктующая необходимость совершенствования  физического воспитания и обучения учащихся на основе современных научных  разработок в области педагогики, психологии, физиологии и физической  культуры. Физическая культура это не только область работы с телом, создания  физической готовности людей к жизни, средство и способ физического  совершенствования, хотя именно телесно­двигательные качества человека  являются предметом интереса в этой области. Как и всякая культура, культура  физическая ­ это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а  не внешним миром. Без сформированного истинно ценностного отношения к  телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика,  направленная на тело, образование, спорт. Как уникальный предмет учебного  плана физическая культура должна быть нацелена в том числе и на развитие умственных способностей, расширение словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения физической культуре и спорту следует помнить о  реализации принципа природосообразности, обоснованного Я.А.Каменским в  его «Великой дидактике», суть которого заключается в наиболее полном  развитии природных задатков человека при соблюдении законов природы и  педагогики. Сегодня лишь на 10 ­ 12% удовлетворяется заложенная природой потребность  людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из  важных причин снижения резервов здоровья и социальной дееспособности  граждан нашего общества.  Преподавание физкультуры детям с ОВЗ Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с  ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что  специфической направленностью в работе с этой категорией детей является  ее коррекционно­компенсаторная сторона, в том числе и процесса  физического воспитания. Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ  нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей  таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики  и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых  (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.). Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и,  представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на  исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной  реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной  реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными  становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные  возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного  подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о  приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении  дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно  развивающем образовании. Методические рекомендации по преподаванию физкультуры Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера  двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно­методические  основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания,  коррекционной педагогики. Актуальность этого положения обусловлена  важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной  деятельности и психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев рук, координации  движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются  теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект ­ нарушением  аналитико­синтетической деятельности коры больших полушарий головного  мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон  двигательно­кинестетического анализатора. Этим обусловлена первичность  двигательных нарушений в структуре заторможенного умственного развития  человека. Устранение двигательных нарушений или их совершенствование  способствует развитию аналитико­синтетической функции коры головного  мозга, интеллекта человека. Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на  состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью  изменения физического состояния моторного анализатора и его  локомоторного аппарата, можно направленно влиять на деятельность  различных систем организма, высшие психические функции, на функции  анализаторов. В свою очередь процесс физического воспитания и обучения  следует строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения,  пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять  регуляцию темпа, ритма, координации движений и других характеристик.  Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за  движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели и  задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное  отношение к ним. Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического  воспитания должны быть направлены, прежде всего на развитие и  активизацию познавательной здоровьесберегающей деятельности  учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом  образе жизни.  Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых  школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования  внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое  состояние. Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей,  является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической  культуры является: формирование потребностей занятий физическими  упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности,  интеллектуальное, психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно  необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями  здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и  физического развития, профессионально­прикладная подготовленность к  труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более  физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами  спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и  участие в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении. Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют  исключительно важное значение. На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания,  предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для  инвалидов всех возрастов и нозологических групп, а именно ­ занятия по  физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое ­  сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками  по адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005). Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно  значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся,  имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к  посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим  психофизиологическим состоянием. Список использованной литературы  1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.:  Феникс; 200­248 с. 2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.­176 3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под  редакцией С. П. Евсеева.­ М. : Советский спорт.­Том 1; 2005. 4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.­М.: Академия; 2004.

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"

Доклад по физической культуре на тему "АФК-комплексный подход для детей с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017