Доклад по физике на тему: «Организация работы с рисунками учебника»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика +1
Взрослым
30.04.2018
Рисунки составляют неотъемлемую часть любого учебника. Задача учителя заключается в том, чтобы выработать у учащихся внимательное к ним отношение. Нужно приучать учеников к тому, чтобы при чтении текста учебника они рассматривали каждый рисунок и умели извлекать из него информацию. Такая работа имеет большое значение для развития мышления учащихся, для понимания и усвоения текста. С физиологической точки зрения значение работы с рисунками для правильного понимания окружающего мира объясняется учением академика И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах, согласно которому верное познание мира возможно только на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
Доклад по физике по теме ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С РИСУНКАМИ УЧЕБНИКА.docx
Доклад по физике на тему:
«Организация работы с рисунками
учебника»
Докладчик:
Алексеева Л.Н. Рисунки составляют неотъемлемую часть любого учебника.
Задача учителя заключается в том, чтобы выработать у
учащихся внимательное к ним отношение. Нужно приучать
учеников к тому, чтобы при чтении текста учебника они
рассматривали каждый рисунок и умели извлекать из него
информацию. Такая работа имеет большое значение для
развития мышления учащихся, для понимания и усвоения
текста. С физиологической точки зрения значение работы с
рисунками для правильного понимания окружающего мира
объясняется учением академика И.П.Павлова о первой и
второй сигнальных системах, согласно которому верное
познание мира возможно только на основе взаимодействия
первой и второй сигнальных систем. Заучивание словесных
формулировок без явного понимания того, какие именно
стороны действительности в них отражены, приводит к
формальным и бесполезным знаниям. Опыт учителей физики
показал, что наиболее распространенным видом работы с
рисунками учебника является их рассматривание и анализ по
вопросам учителя, что учит учеников общему восприятию
рисунка и разбору его содержания. Например, на уроке по
теме «Действие жидкости и газа на погруженное в них
тело» эта работа может проходить так. Учитель говорит:
«Чтобы наглядно представить себе действия жидкости на
погруженное в нее тело, посмотрите рисунок. Что на нем
изображено? Какие силы действуют на тело которое
погружено в жидкость? Дальше учитель спрашивает « Ребята
внимательно посмотрите на рисунок и выясните равны ли
действующие на тело силы со стороны жидкости? После того
как рассмотрят все силы учитель спрашивает: « Как же
доказать существование выталкивающей силы?» Ученики
дают верный ответ. Из проведенного фрагмента урока видно,
что вопросы учителя, задаваемые в процессе
рассматривания школьниками рисунка, направляют
внимание учащихся на то, что существенно для уяснения
физического смысла учебного текста, учат понимать рисунок,
извлекать из него важные сведения. Это имеет большое
дидактическое значение, так как, направляя внимание
учащегося на главные элементы рисунка, учитель помогает ему овладеть навыками, которыми он в силу своего возраста
еще практически не обладает.
Иногда учитель сам излагает содержание предлагаемого
для рассмотрения рисунка, включая его в объяснение нового
материала .Например: рассказывая о строении атомов и
привлекая для этой цели рисунок :протон, нейтрон ,электрон.
Таким образом, учитель дает образец того, как нужно
рассматривать рисунок, и показывает, что он служит
источником физических знаний, они просто украшением
учебника. Проводить такую работу целесообразно в начале
изучения курса физики, когда учащиеся только начинают
приобретать навыки правильного пользования материала
учебника; это способствует также и верного понимания
терминов и тем самым готовит учащихся к сознательному
чтению текста. В учебниках физики имеются рисунки,
изображающие схемы различных устройств. Работа с такими
рисунками желательно сопровождать демонстрацией модели
изображенного устройства. Это можно использовать при
рассмотрении двигателя внутреннего сгорания. Например,
«Я буду объяснять и показывать модель двигателя ,а вы
находите на рисунках то ,о чем услышите. Найдите на
рисунке клапаны. Правильно клапаны обозначены цифрами 1
и 2.Все нашли? Работа с рисунками учебниками может
заключаться и в их сравнении например, на уроке изучения
закона Паскаля учитель предлагает рассмотреть все рисунки
, сравнить их и сделать вывод о расположении частиц
вещества. Такое сравнение помогает учителю четче и
убедительнее изложить новый материал, а учащимся легче
и глубже осмыслить его. Еще один эффективный способ
использовать рисунок учебника - чтение текста учебника, в
котором описывается то ,что изображено на рисунке.
В этом случае учащиеся осознают, что рисунок и текст
учебника единое целое. Учатся точно соотносить их,
находить в тексте учебника то, что изображено на рисунке и
наоборот. В Практике учителей физики такой вид работы
проводится по-разному. Иногда разобраться по вопросам
содержания рисунка ,после чего учитель предлагает в учебнике найти текст к нему и прочитать его. В иных случаях
учащиеся самостоятельно знакомятся с рисунком , находят к
нему текст и с помощью последнего продолжают его
изучение .
Возникает вопрос: эквивалентна ли по своим
педагогическим результатам описанная работа учащихся с
рисунками учебника физики проведению самих опытов и
наблюдений? На этот вопрос ответ может быть дан только
один: конечно, не эквивалентна, но в качестве дополнения к
ним выполняют важную дидактическую роль.
Доклад по физике на тему: «Организация работы с рисунками учебника»
Доклад по физике на тему: «Организация работы с рисунками учебника»
Доклад по физике на тему: «Организация работы с рисунками учебника»
Доклад по физике на тему: «Организация работы с рисунками учебника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.