Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
классное руководство
7 кл
30.03.2019
дети – зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
на МО КЛ РУК.docx
Работа классного руководителя с трудными семьями.
Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный»
именно по отношению к подростку?
Вопервых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях.
Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны,
подросток старается казаться взрослым, а с другой – сохраняет детские
черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям.
Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к
ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говорю о том, что
подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и
торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис
возраста.
Вовторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные»
семьи – эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно
связан с неблагополучной семьей. Многие социальные, преступность,
алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вырастают
из семьи.
И это тоже доказано: дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.
«Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические
причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной
воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и
потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за
совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря
эмоциональных контактов, распад семьи.
Существо поведения подростка – это эмоциональнонравственная атмосфера,
которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо
начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношении. Классный
руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с
целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины,
порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные
черты.
Предлагаем подразделить семьи на пять типов. Это позволит классному
руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны
семейного воспитания. 1. Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой
ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье
характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного
контакта.
Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может
применить следующую стратегию:
расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется
настороженно, не спешить обижаться;
попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять
и контролировать свое к ней отношение;
заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее,
матери, будущее;
деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному
желанию матери устроить свою личную жизнь пробудить в ней потребность в
душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении
повседневных жизненный проблем.
попробовать открыться ребенку, рассказать ему о планах своей личной
жизни.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как
правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная
ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача классного руководителя – терпеливо, без назидания и упреков
доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность,
обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и
обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей
пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в
изменении опыта, условий жизни.
Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими
людьми, морально поддержать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В
такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания,
подрывают авторитет школы и учителей.
Задача классного руководителя – сформировать у родителей потребность в
педагогических знаниях через проведение с ними консультации, включение в
систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся.
Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. И еще:
внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над
духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами,
излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей
поощряют.
Задача классного руководителя – изменить ориентацию родителей только на
материальные ценности, заинтересовать внутренним духовным миром
подростка. Хорошо помогает «дипломатический подход»: при встречах с
родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на
их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей, на
служение людям, доброту, благородство поступков.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования,
граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто
физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут
жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя – доказать родителям, что с ребенком
необходимо обращаться как с равным, отказаться от действии с позиции силы,
относиться к нему как к человеку, который имеет права на самостоятельность
и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в
воспитании.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием
включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное
участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению
ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
Основные функции классного руководителя в работе с неблагополучной
семьёй и детьми из неблагополучных семей. 1. Создать благоприятную обстановку в классе вокруг учащегося из
неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной
семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из
неблагополучных семей, обучающихся в классе.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей
из неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка
из неблагополучной семьи.
7. Быть инициатором создания индивидуальных программ обучения детей из
неблагополучных семей.
8. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по
интересам, в том числе в занятость выходного дня.
9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите
прав ребенка.
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с
неблагополучными семьями.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом
настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает
семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели это,
прежде всего их цели.
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте
родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей,
разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые
незначительные успехи. 5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и
сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на
оплошности родителей.
При работе с неблагополучными семьями классному руководителю
необходимо:
1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики
социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта
материального обследования).
2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что
семейное воспитание это не морали, нотации или физические наказания, а
весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей,
поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции
гуманности.
Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные
праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в
управлении школой).
3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению
к своим детям формировать правовую культуру родителей.
4. Проведение контрольнокоррекционной работы с родителями
(анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности
детей, индивидуальные беседы и т.д.).
5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на
положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех
субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность. ГОКУ СКШ №6 г.Иркутска
Доклад на метод объединении классных
руководителей на тему:
«Работа классного руководителя с трудными
семьями»
Подготовила: классный руководитель
Наталья Александровна Слабоднюк Март, 2017г.
Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Доклад "Работа классного руководителя с трудными семьями."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.