Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».
Оценка 4.6

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.05.2019
Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития коммуникативных умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. В него включены как теоретическая часть, так и приведены практические упражнения и задания, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ.
Одной из основных задач специальной.docx
«Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ». Одной из основных задач специальной (коррекционной) школы является социальная   адаптация   ее   выпускников.   Успешность   подготовки   к самостоятельной   жизни   в   обществе   зависят   не   только   от   приобретения определенных   знаний   по   общеобразовательным   предметам   и профессионально­трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений и умения налаживать отношения с окружающими. Исследованиями   особенностей   развития   коммуникативных   умений   у детей  занимались  различные  отечественные  и  иностранные  специалисты  по педагогике   и   психологии.   Впервые   высказал   мысль   о   единстве   основных закономерностях   развития   нормального   и   аномального   ребенка   русский психолог   и   врач   Григорий   Яковлевич   Трошин   в   1915   г.,   а   затем   четко сформулировал   и обосновал Лев Семёнович Выготский   в 1935 г.   Таким образом,   пути   и   способы   формирования   коммуникативного   умения   у здорового   ребенка,     многими   ведущими психологами   разных   стран     оказываются   приложимыми   при   рассмотрении формирования коммуникативного умения у умственно отсталых детей.   изучавшиеся   и   обобщенные   Между   тем,   как   отмечают   отечественные   психологи   и   дефектологи, наличие   интеллектуального   дефекта     отрицательно   влияет   на   развитие коммуникативного   умения,   приводит   к   существенным   недостаткам   в формировании   представлений   об   окружающих   людях   и   в   установлении полноценных контактов с ними, т.е. создают трудности социальной адаптации. Учащиеся не всегда готовы к адекватному общению:  они стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками,   взрослыми,   не   умеют   и   не   желают   признать   свою   вину   в конфликтной   ситуации   (доминируют   защитные   формы   поведения   в конфликтных   ситуациях),   не   умеют   самостоятельно   планировать   и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль; вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. Следует   отметить,   что   коммуникативные   черты   и   стиль   общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. Различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Общение девочек   выглядит   более   пассивным,   зато   более   дружественным   и избирательным. Мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового  или делового  взаимодействия, у  них  складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. Несформированность  навыков поведения в обществе, неумение общаться является одной из главных причин в дезаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.  По мнению Людмилы Михайловны Шипицыной, при социализации лиц с нарушениями   интеллекта   трудноразрешимыми   проблемами   являются отсутствие   навыков   межличностного   общения   в   среде   нормальных   людей, несформированность   потребности   в   таком   общении,   неадекватная самооценка,   негативное   восприятие   других   людей,   гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Эмоции детей с нарушением интеллекта обнаруживают относительную сохранность.   Им   доступны   такие   простые   эмоции,   как   страх,   радость, удовольствие,   гнев,   но   обычно   эмоциональные   реакции   по   глубине   не соответствуют   причине,   вызвавшей   их.   Чаще   они   выражены   недостаточно ярко,   в   то   время   как   встречаются   и   слишком   сильные   переживания   по незначительному   поводу.   Многие   из   них   чувствительны   к   оценке   своей личности   другими   людьми.   Когда   их   хвалят,   они   бурно   проявляют   свою радость, при порицании часто обидчивы, проявляют негативизм, могут быть вспыльчивы, агрессивны.   Людмила   Михайловна   Шипицына   приводит   данные   о   том,   что характерными   особенностями   детей   с   легкой   степенью   умственной отсталости являются частая смена настроения, появление аутичных черт в поведении, неустойчивый интерес к учебной и в целом к производственной деятельности.           Дети с легкой степенью умственной отсталости, в отличие от детей с сохранным интеллектом, более подражают поведению сверстников, находятся в   большей   зависимости   от   их   общего   настроения.   В   этом   случае   уместно говорить   о   недостаточном   развитии   уровня   самосознания,   что   не   всегда позволяет им адекватно оценивать качества собственной личности и личности сверстников, критически относиться к тем или иным формам поведения.                  Таким образом, у детей с легкой степенью умственной отсталости наблюдается   целый   ряд   довольно   устойчивых   признаков   искажения личностного   развития   в   целом.   Это   еще   раз   доказывает   необходимость организации   специальной   коррекционной   помощи  в  период вхождения ребёнка   в   систему   взаимоотношений   «человек­общество»,   так   как   ее отсутствие   может   привести   к   стойкому   формированию   негативных   черт личности.  Под   коммуникативными   умениями   понимаются   умения,   связанные   с правильным   выстраиванием   своего   поведения,   пониманием   психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других   людях,   умение   сопереживать   собеседнику,   поставить   себя   на   его место, предугадать реакцию собеседника, слушать и слышать, выбирать по отношению   к   каждому   из   собеседников   наиболее   правильный   способ обращения. Социальная среда, общество предъявляют к таким детям требования, касающиеся   умения   адекватного   восприятия   и   понимания   людей,   их деятельности.   Кроме   того,   ему   необходимо   уметь   по   внешней   экспрессии понимать поведение другого человека, оценивать людей, ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать свой социальный опыт, принимать правильные решения в различных ситуациях.  Отсутствие   элементарных   коммуникативных   умений   затрудняет контактирование   не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми. Они часто не видят отличий в разговоре со взрослыми и сверстниками, не умеют   задавать   вопросы,   при   ответах   теряются.   Их   речь   косноязычна   и засорена словами «паразитами». Дети с легкой степенью умственной отсталости не умеет внимательно слушать и слышать собеседника, взаимодействовать с партнером, доносить до партнера   информацию,   достойно   выходить   из   конфликтной   ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Не пройдя  «школы»  общения со сверстниками, он выпадает из устоявшейся   детской   культурной   среды   с   ее   неписаными   законами   и правилами, не умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. Для преодоления этих трудностей, необходимо использовать комплекс упражнений, включающий в себя различные методы и формы работы, такие как беседа, игра, сказкотерапия, прогулки, экскурсии и т.д. Коммуникативные   умения   должны     сначала   со знакомым педагогом, со сверстниками, а затем уже в общественных местах с незнакомыми людьми.   отрабатываются   Умение   быть   внимательным   к   сообщениям   педагога   и   товарищей, умение начать разговор, слушать и слышать партнера, понимать сказанное, вникать в суть услышанного, умение донести до партнера свою мысль так, чтоб   его   услышали   и   поняли,   умение  концентрировать   внимание   своего собеседника,   заинтересовывать,     давать   собеседнику   адекватную   обратную связь, умение выразить намерение, просьбу, полнота сообщения, стабильность процесса   принятия   информации,     (т.е.   умение   принимать   и   передавать информацию)   отрабатывается   через   групповые   дискуссии,   обсуждение различных ситуаций, беседы, тренировочные упражнения, анализ посредством простых упражнений, усложнение задания. Умение   совместно   планировать   предстоящую   деятельность, ориентироваться   на   партнера,   не   создавать   или   правильно   выходить   из конфликтных   ситуаций,   принимать   комплименты   и   выслушивать   критику, правильно задавать и отвечать на вопросы, вести переговоры со знакомыми и незнакомыми   людьми, вести  разговор  по  телефону,  желание  согласовывать собственные   коммуникативные   действия   с   потребностями   партнеров   и требованиями   коммуникативных   ситуаций,   преодоление   эмоциональных барьеров в межличностном общении  развиваются на экскурсиях, через работу со сказкой, литературным произведением, в процессе театрализованных игр, ролевого проигрывания.                   Важное   значение   для   развития   коммуникативных   умений   имеют экскурсии на природу и в общественные места (в магазин, аптеку, на почту и т.д.), а также привлечение детей к участию в школьных делах.                   На  экскурсиях  в  общественные  места (почту,  магазин,  больницу, кинотеатр,   музей   и   т.д.)   отрабатывается     умение   вести   переговоры   со служащими   этих   заведений.   Но   перед   посещением   этих   мест   похожие ситуации отрабатываются  в группе. Прогулки, экскурсии приучают детей к взаимопомощи, вниманию друг к другу,   организованности,   очень   полезны   для   развития   коммуникативных навыков.            И так, давайте обобщим всё вышесказанное.  Коммуникативные   умения   и   складывающиеся   в   их     ходе   межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации.  Дети   с   интеллектуальной   недостаточностью   в   большей   мере,   чем   их сверстники   с   нормальным   интеллектом,   испытывают   недостаточность коммуникативных   умений.   Отсутствие   речевой   инициативы   и   выраженная дефицитарность  речемыслительных средств  способствуют  возникновению  у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.   Эмоции   отличаются Одной из причин слабых коммуникативных умений  у таких детей является недоразвитие эмоционально­волевой сферы. недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребенка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.   Вопросы влияния общения детей со взрослыми и со сверстниками   на   общее   развитие   ребенка   оказывались   в центре   внимания   многих   видных   представителей дефектологической науки, таких как Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова, Д.И. Бойкова и др. По наблюдениям Дмитрия   Игоревича   Бойкова,     в   общении   умственно отсталых детей, независимо от того, воспитывается ребенок в   интернате   или   в   семье,   прослеживаются   тенденции   к внешне   обвиняющим       реакциям,       агрессивности       в решении   тех   или   иных   конфликтных   ситуаций.   Уровень самостоятельности при взаимодействии, как с взрослыми, так   и     проявляется   на неудовлетворительном уровне.  сверстниками, со   Нарушения коммуникативной сферы в совокупности порождают проблемы связанные с успешностью социальной адаптации.   Затруднения   в   установлении   контактов   с людьми   как   в   сфере   делового,   так   и   личного   общения, становятся   причиной   неуверенности,   беспокойства, неудовлетворенности   индивида   собой   и   окружающим миром. Такое состояние усугубляет существующие и может стать   причиной   новых   конфликтов,   что   осложняет деятельность   человека,   его   отношения   с   окружающими людьми. Дети с умственной отсталостью развиваются по тем же законам, что и дети с нормальными интеллектуальными возможностями, их жизнь и социальный опыт складываются под влиянием общественных отношений и связей, поэтому направленное формирование речи у этой категории детей следует также рассматривать в контексте развития навыков коммуникации. Для такого ребенка чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание   ситуации,   в   которой   осуществляются   способы воздействия   участников   коммуникативного   процесса.   Без направленного создания ситуаций общения (только за счет формального   усвоения   основ   языка)   добиться   успешных результатов в коммуникативных (ситуативных) умениях у детей   с   интеллектуальным   недоразвитием   вряд   ли получится.   Таким   образом,   очевидна   необходимость обучения   детей   с   недостатками   интеллекта   технологиям общения,   направленного   формирования   у   них коммуникативных умений и навыков. Для   преодоления   трудностей   в   общении   используются   игровые коррекционно­развивающие упражнения, направленные на умение принимать и передавать информацию, принимать самого себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки, умение не создавать или безболезненно входить из конфликтных ситуаций. Т.е. упражнения и игры, направленные на формирование   эффективных   коммуникативных умений и навыков. Мы в своей работе используем различные формы и методы. К основным методам обучения детей в младшем школьном возрасте относится обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинкам), которые решают следующие задачи: ­закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; ­формирование     навыков     построения     связных     монологических высказываний; ­развитие  навыков  контроля  и  самоконтроля  за  построением связных высказываний; ­целенаправленное   воздействие   на   активизацию   и   развитие   ряда психических процессов (восприятия, памяти,  воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения; ­ обогащение словарного запаса. Формирование   у   детей   навыков   построения   связных   развернутых высказываний в свою очередь включает: ­усвоение   норм   построения   такого   высказывания   (тематическое единство, соблюдения  последовательности  в передаче  событий, логическая связь   между   частями­фрагментами   рассказа,   завершенность   каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения); ­формирование   навыков   планирования   развернутых   высказываний; обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа­сообщения. Примеры заданий: Инструкция: Ребенку предлагаются три предметные карты, по которым он должен составить предложение. Оборудование: три картинки следующего содержания: 1) «Девочка»; 2) «Корзинка»; 3) «Лес». Ход выполнения: воспитатель предлагает ребенку 3 картинки, просит назвать их, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех   трех   предметах.   Для   облегчения   задания   предлагается   вопрос   «Что делала девочка?». Если ребенок составил  предложением  с учетом одной ­ двух картинок, задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Инструкция: разложить  перед ребенком серию сюжетных картинок и предложить ему самостоятельно составить по ним рассказ. Оборудование: серия картинок. Ход   работы:   воспитатель   перед   ребенком   последовательно раскладывает картинки сюжетного содержания, разбирая каждую из них. Затем   предлагает   ребенку   составить   рассказ:   «Расскажи,   что изображено на этих картинках?» При       затруднении,      помимо     наводящих     вопросов      применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.  Инструкция: воспитатель предлагает любую тему «Мы в школе», «Мы на улице» и т.д. Участвуют двое детей. Диалог ведется самостоятельно. Так   же   во   время   воспитательных   часов   мы   используем   различные упражнения и игры. Для   установления   дружеских   симпатий,   снятия   скованности,   умение   социального понимать   друг   друга   вербально   и   невербально,   навыков взаимодействия (слушать, формулировать и высказывать свою точку зрения и т. д.), вначале в качестве можно провести игру­приветствие. Например: «Твое имя» Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя. «Комплемент» Дети   садятся   в   круг.   Каждый   участник   говорит   соседу   справа   (или слева)   фразу,   которая   начинается   со   слов:   «Мне   нравится   в   тебе…». Упражнение   помогает   ребенку   увидеть   свои   положительные   стороны   и почувствовать, что он принимаем другими детьми.  « Дотронься до…» Все играющие становятся в круг. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все   участники   должны   быстро   сориентироваться,   обнаружить   у   кого   есть названный признак и нежно дотронуться. «Давайте поздороваемся» Дети   по   сигналу   ведущего   начинают   хаотично   передвигаться   по   классу   и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто­либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).   Здороваться   надо   определенным   образом:   один   хлопок   – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами.   Разнообразие   тактильных   ощущений,   сопутствующих   проведению этой   игры,   даст   ребенку   почувствовать   свое   тело,   снять   мышечное напряжение.   Смена   партнеров   по   игре   помогает   избавиться   от   ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры. Так же во время занятий используются и другие упражнения:   Игроки   делятся   на   несколько   групп   от   3   ­   до   5   человек.   Каждая   группа выбирает того кто будет – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний   вид.   Например,   можно   взять   чужую   сумочку   себе   на   плечо   или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, «Что изменилось?» поменяться   местами,   изменить   прическу.   Когда   игроки   готовы,   они   зовут товарищей в класс. Они должны отгадать что изменилось. «Разговор через стекло». Играют парой. Один игрок как будто   находится в магазине. А второй – на улице.   Но   они   забыли   договориться   о   том,   что   нужно   купить   в   магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине»,   что ему нужно купить.   Кричать   бесполезно:   стекло   толстое,   не   услышат.   Можно объясняться   только   жестами.   В   конце   игры   игроки   обмениваются информацией  –  что   нужно  было   купить,   что   понял  покупатель   из  жестов своего товарища по игре. «Конкурс хвастунов». Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам   нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств. Игры­ситуации Цель: развить   умение   вступать   в   разговор,   обмениваться   чувствами, переживаниями,   эмоционально   и   содержательно   выражать   свои   мысли, используя мимику и пантомимику. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: 1. Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел  своего  друга – попробуй попросить  у него  прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7.   Ты   пришёл   в   библиотеку   –   попроси   интересующеюся   тебя   книгу   у библиотекаря. 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребёнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13.   Ты   пришёл   с   прогулки   проголодавшийся   –   что   ты   скажешь   маме   или бабушке. 14.   Дети   завтракают.   Витя   взял   кусочек   хлеба,   скатал   из   него   шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил. «Горячий стул» Проводится   в   старших   классах.   В   центре   круга   ставится   стул,   на   него приглашают сесть кого­то из класса. Там должны будут побывать все. Когда первый   доброволец   найдётся   и   займёт   место,   воспитатель   предлагает остальной группе высказать  свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.  Упражнение «Очередь» Дети   становятся   в   одну   колонну,   т.е.   как­будто   в   очереди   (количество человек от 3 и больше – человек). Представьте, что вы уже долгое время стоите в очереди в магазине, все очень устали, многие торопятся, опаздывают. И   вот   этот   гражданин   (показывая   на   другого   выбранного   одноклассника) хочет   пройти   к   прилавку   магазина   без   очереди.   Ваша   игровая   задача   не пропустить «нахала» к покупке. А твоя задача «нахала» завязать разговор с каждым стоящим в очереди, попытаться любыми способами достичь своей цели. Остальные  наблюдают. Затем производится общее обсуждение. Скажите, какие средства были применены (называю имя 8­го участника) для достижении цели (просьба, угроза, шантаж и т. п.)? Кто как реагировал (из очереди)? Какие методы достижения цели были эффективными? Коммуникативное упражнение «Знаменитости» Одному   из   участников   на спину   прикрепляется   листок   бумаги   с именем знаменитости (певца, политика, актёра и т. д.). После этого участник получает следующую   инструкцию:   «у   тебя   на спине   прикреплен   листок   бумаги с именем   знаменитости.   Твоя   задача —   узнать,   как   зовут   знаменитость, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», например «Это женщина?», «Это политик?» и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить «да» и «нет»». «Поговорим»   Дети   делятся   по   парам,   один   выполняет   роль   звонящего,   другой   – принимающего звонки. При этом выполнялись разные задания. Задания: ­ вы звоните по номеру «скорая помощь» и вызываете врача для больного; ­ вы звоните другу и спрашиваете домашнее задание; ­ вы звоните и ошибаетесь номером. «Угадай эмоцию» Ведущий вызывает к себе одного учащегося и шёпотом говорит ему эмоцию, которую он должен показать так, чтобы все остальные отгадали её. Упражнение «Испорченный телефон». Все   (или   несколько   человек)   выходят   из   класса.   Заходит   первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник   сообщает   ему   ту   же   фразу.   И   так   каждый,   входя,   выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате,   не   должны   помогать   или   выражать   свои   эмоции   по   поводу услышанного. Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картинка,   рассмотрев   которую,   он   словесно   описывает   ее   следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший передает (не видя картинки) следующему услышанное описание.

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».

Доклад «Развитие коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2019