Доклад "Рейтинговая система оценивания на уроках истории и обществознания"
Оценка 5

Доклад "Рейтинговая система оценивания на уроках истории и обществознания"

Оценка 5
Документация
docx
история
10 кл
02.04.2018
Доклад "Рейтинговая система оценивания на уроках истории и обществознания"
Система оценивания знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Целью работы является обоснование изменения традиционной системы оценивания в школе и возможность перехода к рейтинговой системе оценки знаний и умений учащихсяВ работе даются рекомендации по использованию рейтинговой системы оценивания знаний учащихся на уроках истории.
Рейтинговое оценивание.docx

Муниципальное образование «Кобяйский улус (район) РС(Я)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

«Рейтинговое  оценивание знаний и умений учащихся

на уроках истории и обществознания»

 

 

 

 

                                                 Еремеева Розалия Ксенофонтовна- учитель                                                                                                                                  истории и обществознании

 

 

 

 

  Система оценивания знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы.

Сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудносовместима с требованиями модернизации образования. К наиболее серьезным недостаткам, прежде всего, относится направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, а не на поддержку улучшения результатов. Оценка как была, так и осталась авторитарной. Ее роль сейчас, как и много лет назад, сводится к постоянному принуждению. В результате этого у многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний, абсолютизация роли «отметки», чувство неприязни к педагогу.

Проблема оценки знаний учащихся весьма интенсивно обсуждалась, и обсуждается в отечественной педагогической и психологической литературе (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, Е.Д.Божович, М.В. Полонский, Г.Ю.Ксензова, К.Д.Ушинский и другие). Это связано с тем, что оценка является обязательным компонентом любой полноценной деятельности, позволяя отслеживать ее эффективность как на этапе становления (формирования деятельности). Оценка рассматривается этими учеными как развернутый процесс, или деятельность оценивания. Раскрывается роль оценки в структуре учебной деятельности, подчеркивается ее значение для развития личности школьника, прежде всего, для развития функций контроля, самоконтроля, формирования реалистичной самооценки. Практически все психологи и педагоги выражают позитивное отношение к оценке.

Отметка же, как формально-логический результат процесса (деятельности) оценивания воспринимается неоднозначно. С одной стороны, по мнению ряда психологов и педагогов, школьная отметка не отражает всей глубины процесса приобретения знаний и индивидуальных особенностей процесса усвоения, не всегда выступает стимулом к познанию, даже, напротив, может снижать познавательную активность учащихся (В.С.Кукушин, В.И.Фармаковский и другие). Так , Х. Век считал т, что отметка представляет собой настолько постороннюю всему ходу работы форму оценки , что очень скоро начинает доминировать над собственными интересами обучения , и ученик начинает учиться ради того , чтобы избежать дурной отметки или получить хорошую . С другой стороны , долгая история существования системы отметок в школе показывает их необходимость и значимость для процесса обучения . Работы исследователей истории отметки  ( М.В. Богуславский ,В.М. Полонский ) показывают , что , несмотря на попытки отменить бальную систему оценивания , в российской педагогике не найден до сих пор более четкий и адекватный способ оценивания результатов учебной деятельности .

Это противоречие порождает необходимость психологического исследования оценочной стороны обучения , и в частности , школьной отметки , которая не должна не только фиксировать , успешность усвоения школьной программы , но и во многом определять эмоциональное благополучие ребенка в школе , влиять на него отношения с родителями , педагогами и сверстниками , отношение к самому себе . В этом мы видим актуальность темы .

   И, несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время , ее основные положения до сих пор не разработаны : не решена проблема объективности школьных оценок ; система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика ; оценивания осуществляется не по всем параметрам , которые декларируются как подлежащие оценке и т.д. И так следствие этого , идет поиск других систем .

 Для изучения особенностей отношения к школьной отметке учителей , учащихся 8-10 классов и их родителей , мы использовали в Куокуйской средней школе анкету « Отметки глазами учеников, родителей и педагогов » . В анкету вошли вопросы, позволяющие получит информацию о таких аспектах изучаемой проблемы, как : особенности отношения учащихся , их родителей , педагогов к школьной отметке ; понимание роли школьной отметки всеми участниками образовательного процесса ; понимание им различий между школьной отметкой и оценкой учебной деятельности ; особенности восприятия школьной отметки в подростковом и юношеском возрасте ; оценка эффективности педагогических  отметок ; мотивирующее влияние отметок на учебную деятельность ; отношение к современной пятибалльной отметочной системе. Полученные данные анализировались по отдельным вопросам , по группам опрашиваемых , по возрастам учащихся , по показателям отношения к школьной отметке .

 Анализ данных показал, что существенными составляющими отношения к школьной отметке являются понимание необходимости школьной отметки , понимание критериев выставления отметки, эмоциональное восприятие ситуации оценивание , осознанность и включенность в процессе выставление отметки, отношение учителя и ученика, построенные на доверии и взаимопонимании .

Обобщая результаты проведенного исследования , мы выделили наиболее существенные особенности отношения всех участников образовательного процесса к школьной отметке. Полученные результаты свидетельствуют о весьма различном отношении к школьной отметке всех участником образовательного процесса.  Из данных , приведенных в таблице , видно , что большинство учащихся высказываются о необходимости школьной отметки при оценивании результатов учебной деятельности , более половины ответивших имеют информацию о критериев увеличивается . Заметим , так же , что многие из опрашиваемых , считали необходимым изменить форму оценивания .

Т.А. Громова в своей работе « Не оценивать, а мотивировать » обратила внимание на то , что смещение акцентов с  « оценки по результатам » на « оценку процесса получения результата » относится к числу новых тенденций , задающих ориентиры в развитии контрольно – оценочных систем . Поэтому рейтинговая система оценки знаний и качества всего учебного процесса может рассматриваться сегодня ка один из возможных способов , отвечающих поставленным задачам .

Г.Ю. Ксензова считает , что рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средней и старшей школе , когда учащиеся начинают рассматривать учебу как способ проявить себя , выделиться , обратить на себя внимание .

В данной работе мы попытаемся проследить изменение подхода к системе оценивания, через рейтинговую систему оценивания знаний и умений учащихся .

Анализ современной литературы показал Что рейтинговая система оценивания применяется в основном в ВУЗах, и лишь немногие школы , из – за трудности применения и отсутствия методической литературы ,  частично ввели данную систему оценивания . Все это обуславливает необходимость разработки и внедрения рейтинговой системы оценивания в школе , что определяет новизну данной работы .

 Методологическую основу исследования составляют: теоретические подходы к проблеме оценивания, развивающий и личностно- ориентированный походы к обучению, а так же опыт работ по применению рейтинговой системы оценивания.

В ходе работы применялись следующие методы:

- Теоретический (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования);

- Социолого - педагогический (изучение и обобщение педагогического опыта по применению рейтинговой системы оценивания)

- Статистический (анализ результатов анкетирования и устных ответов всех участников образовательного процесса)

Объектом исследования  является система оценивания знаний и умений учащихся через рейтинговую оценку.

Предмет исследования – активизации самостоятельной работы учащихся на разных уровнях познавательной деятельности .

Целью работы является обоснование изменения традиционной системы оценивания в школе, и возможность перехода к рейтинговой системе оценки знаний и умений учащихся

 В соответствии  с целью исследования мы ставим следующие задачи:

1.     Изучение методической литературы с целью анализа современного оценивание знаний и умений учащихся;

2.     Анализ применения рейтинговой системы оценивания в современной школе;

3.     Разработка и внедрение рейтинговой системы оценивания в Куокуйской средней школе

Основная цель и задачи введения рейтинговой системы: повысить ответственность учеников за результаты своего обучения;

·        развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;

·        уменьшить число отстающих учеников;

·        обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.

Для реализации рейтинговой системы в старших классах разрабатываем подробную шкалу оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему

В начале учебного года по истории и обществознанию предлагаем учащимся старших классов методическое пособие по предмету, в котором прописывается тема урока, краткое содержание темы, домашнее задание обязательное для выполнения всеми учащимися и домашнее задание для дополнительного выполнения желающими. Каждый большой блок уроков заканчивается зачетом, вопросы для которого также прописаны в методическом пособии

Начиная с первого сентября, учащиеся набирают рейтинг по каждому блоку уроков. В рейтинг учитываются все достижения учащегося, начиная с простого посещения уроков, за каждый посещенный урок учащийся получает 3 балла, эта цифра позволяет контролировать и поведение учащегося на уроке и уменьшать количество баллов за опоздание, нарушение дисциплины и т.д. Устный ответ, подготовка письменных заданий, решение контрольных работ, подготовка сообщений, участие в олимпиадах и конкурсах, или просто дополнения на уроках по предмету учитываются в рейтинге учащегося. Заинтересованные в высоком рейтинге учащиеся могут готовить дополнительные задания к уроку, читать материал вперед, вступать на уроке в дискуссии с учителем и одноклассниками. Все полученные учащимися баллы учитель прописывает в специальном бланке

 К концу каждого блока уроков учитель суммирует рейтинг каждого учащегося, на уроке-зачете подводит итоги. Учащиеся набравшие низкий рейтинг сдают зачет, то есть из предложенных им вопросов к зачету, они должны ответить на два вопроса, заранее подготовленных учителем в виде билетов. Учащиеся, набравшие высокий рейтинг освобождаются от сдачи зачета и автоматически получают оценки «5». Те учащиеся, которые активно работали на всех занятиях, но в силу каких-то обстоятельств не добрали до высокого рейтинга, получают полуавтомат, то есть должны ответить на один вопрос из билета на выбор.

Использование рейтинговой системы помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, мероприятиях по предмету, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, игр, тестов и др. 

Опрос выпускников школ, продолживших обучение в высших учебных заведениях показал, что использование рейтинговой системы в школе позволило им быстрее адаптироваться к новым условиям обучения, тем более, что большинство ВУЗов уже давно используют рейтинговую систему. Выпускники отмечают, что им легче готовиться к экзаменам и зачетам, чем тем студентам, у которых данная система в школе не использовалась.

Таким образом, рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его  рейтингу.

Анализ психолого-педагогической литературы по истории существования и изменения отметок и оценок, а так же отношение педагогов к оценочной системе.  Рассматривается рейтинговая система оценивания и методика ее применения в Куокуйской средней школе.  Общие выводы и даны рекомендации по применению рейтинговой системы оценивания знаний и умений учащихся.

Рассмотрев в данной работе тему «Рейтинговая система оценивания знаний и умений учащихся», еще раз убеждаемся в необходимости преобразования по сравнению с существующей традиционной системой оценивания.

  Работа по рейтинговой системе оценивания можно быстро определить познавательный уровень учащихся. К тому же, такая система стимулирует и мотивирует всех участников образовательного процесса. Ведь каждый пытается выделиться. А при обычной системе оценивания явного преимущества кого-либо не сразу видно.

Главный результат применения рейтинговой системы оценивания- улучшение качества знаний учащихся, которые обучались по данной системе. К сожалению, не всегда в современной практике, получается, использовать рейтинговую систему, так как ее применение затрудняется следующие факторами: в педагогических вузах уделяется слишком мало времени методике применения рейтинговой системы оценивания; если учитель стремится к самообразованию, то по данной теме сталкивается с отсутствием методической литературы.

Редкое применение рейтинга как инструмент оценивания знаний и умений учащихся, объясняется и тем, что учителю необходимо отслеживать результаты работы каждого ученика, по каждой теме, после каждого урока. Также нужна большая предварительная подготовка. Необходимо составить план и критерии применения рейтинговой системы оценивания. Подготовить задания с учетом дифференциации познавательной деятельности. А при нынешней нагрузке учителей, у них просто нет времени на все это. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Школьники утверждают, что с введением рейтинговой системы у них расширилось поле образовательных возможностей. «Не получается выступать с докладом – не беда, можно попробовать себя в другой деятельности, в составлении тестов например,- говорят дети, можно придумать какие-то учебные, интеллектуальные игры вместе с одноклассниками. Ведь игра - это всегда весело и увлекательно. У нас даже были планы организовать игру, похожую на  « Кто хочет стать миллионером?», но пока не получилось.         Очень интересно выступать в роли педагога, проводя диктант. Сразу начинаешь понимать, как это непросто- быть учителем, задумываешься над тем, как сам ведешь себя в классе ».

Внедрение рейтинга в оценивании знаний и умений в Куокуйской средней школе позволят нам дать некоторые рекомендации, которые помогут учителям других школ, организовать этот очень интересный и необходимый способ оценивания знаний и умений учащихся:

- В начале классах рейтинг в качестве официальной системы оценивания вводить не рекомендуется. Так как еще не сформированы умения для самостоятельной работы. К тому же, дети психологически не готовы к ситуации жесткой конкуренции, да и спектр видов деятельности еще не настолько велик, чтобы показать себя «во всей красе». Элемент рейтинга лучше вводить с 5-6 классов. В 7 классе может быть введен рейтинг, так как самостоятельной работы, такие как: выделять главное, составлять различные планы, работать с картой, составлять тезисы, подбирать к ним аргументы, работать с документами, составлять характеристики исторических деятелей и др. Что касается старшеклассников, то они, стремятся к независимости и настаивают на самостоятельном выборе своего образовательного маршрута. Здоровая конкуренция держит их в тонуса и готовит к продвижению во взрослой жизни. Введение рейтинга, таким образом, способствует во всем этом;

- для разработки рейтинговой системы оценивания необходима специальная подготовка учителя, в плане как методическом, так и в общеобразовательном (историческом). Учитель должен свободно оперировать понятиями, фактами, аргументами, основанными на постоянном изучении исторического материала;

- в подготовке учителя, также необходимо учитывать знания разнообразных приемов и средств обучения, которые могут быть в основе разработки заданий для учащихся. При этом, должны учитываться возрастные особенности учащихся, познавательные возможности, на основе которых составляются дифференцированные задания;

- необходимо мотивация применения рейтинговой системы оценивания для учеников и формирование интересов к самостоятельному добыванию знаний, чтению дополнительных источников. Такая подготовительная работа должна проводиться в 5-6 классах, где можно использовать элементы рейтинга;

- немаловажное значение имеет своевременная проверка и рецензирование выполненных заданий, что побуждает их к рефлексии, то есть самооценка совей образовательной деятельности.

Разумеется, данная система, основные положения которой были в общих чертах изложены выше, не лишена недостатков, а процесс ее внедрения встречал серьезные трудности, в первую очередь психологического характера. Рискну предположить, что определяющим препятствием здесь была непривычность системы для учителей, заключавшаяся в отношениях между учителем и учащимися, совершенно отличных от тех, к которым мы привыкли. Даная система может работать только при условии субъект - субъектной модели взаимодействия учителя и учеников, когда учитель спускается с «Олимпа», на котором он привычно расположился, самовластно решая проблемы и вопросы в течение урока, и становится не вершителем судеб, а скорее консультантом, помогающим учащимся при продвижении по дороге знаний.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1.Дашкевич И.П. Внутри школьный контроль за качеством знаний учащихся    // Народное образоване.1992. №5/6.

2. Коротаева, Е.В. / Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Директор школы. 2003. №2

3. Коротаева, Е.В. / Активизация познавательной деятельности учащихся  (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995

4.  Коротаева, Е.В. / Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации.  Директор школы. 2002. №2.

5. Короткова М.В.,Студенкин М.Т.Методика обучения истории в схемах,таблицах,описаниях.-,1999.

6.   Ксензова, Г.Ю. / Оценочная деятельность учителя - М., 2001

7.  Симонов, В.П., Черненко, Е.Г. / Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам -  М., 2002

8.    Солдатов Г.В. Оценки и отметки // Начальная школа.1998.№2.

9.   Сергеева, В.П. / Современные средства оценивания результатов обучения. - М., 2008.

10.   Шамова, Т.И. /  Современные средства оценивания результатов обучения  в школе. -   М.

 


 

Муниципальное образование «Кобяйский улус (район)

Муниципальное образование «Кобяйский улус (район)

Система оценивания знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы

Система оценивания знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы

Полученные данные анализировались по отдельным вопросам , по группам опрашиваемых , по возрастам учащихся , по показателям отношения к школьной отметке

Полученные данные анализировались по отдельным вопросам , по группам опрашиваемых , по возрастам учащихся , по показателям отношения к школьной отметке

Г.Ю. Ксензова считает , что рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средней и старшей школе , когда учащиеся начинают рассматривать учебу как способ…

Г.Ю. Ксензова считает , что рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средней и старшей школе , когда учащиеся начинают рассматривать учебу как способ…

Статистический (анализ результатов анкетирования и устных ответов всех участников образовательного процесса)

Статистический (анализ результатов анкетирования и устных ответов всех участников образовательного процесса)

Для реализации рейтинговой системы в старших классах разрабатываем подробную шкалу оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему

Для реализации рейтинговой системы в старших классах разрабатываем подробную шкалу оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему

Использование рейтинговой системы помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость

Использование рейтинговой системы помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость

Работа по рейтинговой системе оценивания можно быстро определить познавательный уровень учащихся

Работа по рейтинговой системе оценивания можно быстро определить познавательный уровень учащихся

Очень интересно выступать в роли педагога, проводя диктант

Очень интересно выступать в роли педагога, проводя диктант

Такая подготовительная работа должна проводиться в 5-6 классах, где можно использовать элементы рейтинга; - немаловажное значение имеет своевременная проверка и рецензирование выполненных заданий, что побуждает…

Такая подготовительная работа должна проводиться в 5-6 классах, где можно использовать элементы рейтинга; - немаловажное значение имеет своевременная проверка и рецензирование выполненных заданий, что побуждает…

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018