|
Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №14 «Зеленый шум» г. Волжский Волгоградской области.
Программа элективного курса, в рамках внеурочной деятельности«Исторический портрет» для учащихся 9 класса.
Выполнена учителем истории МОУ СШ №14 «Зеленый шум» Ковалько Ольгой Александровной.
г. Волжский 2024г. |
Пояснительная записка.
Целью данного курса является детальное и расширенное изучение материалов (библиографий, мемуаров) из жизни выдающихся людей в изучении отечественной истории в 9 классе.
Изучение данного курса основано на изучении курса «История государства и народов России». В базовом курсе истории многие личности лишь упомянуты, оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью и зачастую на уроке не хватает времени, чтобы более детально рассмотреть и изучить жизнь и деятельность исторических деятелей ( правителей, полководцев, художников, архитекторов и т.д.), поэтому осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые:
1) необходимы для восприятия деятельности исторических фигур, для адекватной оценки их жизни и роли в истории ;
2) способствуют более полному освоению программного материала по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Исходя из поставленных целей, можно сформулировать основные задачи этого курса:
Если учащиеся смогут понять людей, которые управляли государством, выигрывали или проигрывали сражения, участвовали в восстаниях, в культурной жизни общества, в социальных преобразованиях, происходивших в нашей стране, если смогут понять причины тех или иных действий отдельных людей, то у них сложится свой взгляд на нашу историю, свое представление о ее героических и трагических страницах, и, может быть, учащиеся сделают для себя выводы об «уроках истории» из наших дней.
Программа рассчитана на 17 часов при нагрузке 1час в неделю. При реализации данного курса занятия могут проходить в форме:
Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:
· анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки);
· составление типологических таблиц: «Полководцы», «Реформаторы»;
· устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
· написание эссе;
· составление хрестоматий («Последний российский император», «Герои ВОВ» и т. п.);
· составление карт ( «Гражданская война 1917г.», «Советская армия и ее победа в 1945г.» и т. п.);
· семинарские занятия;
· работа с дополнительной литературой (хрестоматиями, справочниками);
· практические работы (в том числе на компьютере);
· составление проектов из цикла «Жизнь замечательных людей».
В результате изучения основных вопросов курса учащиеся 9 класса должны приобрести: знания :
· о роли личности в историческом процессе;
· о правилах работы с дополнительной справочной литературой.
Умения:
Программа обеспечивает воспитательный эффект, через знакомство с историческими личностями, принесшими славу нашему Отечеству, внесшими неоценимый вклад в мировое искусство и культуры. Исторические события и явления тесно связаны с личностями – человеком. Историческое событие происходит не только во времени, но и на конкретном этапе развития человеческого общества, поэтому важно уметь отнести событие к конкретной личности. Важно показать учащимся, что историю творит сам человек и в его власти предотвратить многие негативные события, которые окажут влияние на будущее развитие человеческого общества.
Основными формами контроля знаний и умений, полученных после изучения курса являются:
· выполнение не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению;
· дополнительные баллы выставляются за качественно выполненное задание по собственной инициативе, использование Интернет- технологии, инициативную публичную презентацию своей работы в школе (конкурс, смотр, публикация и т.п.);
· текущий контроль осуществлять на зачетах и во время семинарских занятий;
· итоги подвести в форме конференции с сопутствующей выставкой работ учащихся.
Содержание программы.
|
№ п\п |
ТЕМА
|
Кол- во часов |
В том числе на: |
Пример. кол-во часов на см. работы уч-ся. |
|||
|
уроки |
Практ. занятия |
Семинар. занятия |
Контр. работы, зачеты.
|
||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Введение.
Николай 11 – последний российский император.
Они ковали нашу победу. .
Деятели русской культуры.
Итоговый контроль. (конференция)
. |
1
2
6
6
2
|
1
1
|
|
1
|
|
Определяется индивид. при работе с уч-ся и при подготовке творческих работ. |
Содержание тем учебного курса для 9 класса:
1. Введение (1 час).
Вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с новым курсом по истории. Раскрываются цели и задачи курса, его особенности – это изучение жизни и деятельности исторических личностей.
2. Николай 11 – последний российский император (2 часа).
Продолжение знакомства и более детальное рассмотрение жизнеописания монарха и его семьи. Подробности его государственно-политической деятельности.
3. Они ковали нашу победу (6 часов).
Рассмотрение основных вех жизни главнокомандующих советской армией, знакомство с героической судьбой генералов и биографией героев Великой Отечественной войны
1941 – 1945гг., таких как: Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников, Р.Я. Малиновский, В.И. Чуйков, А.М. Василевский, М. Паникаха, А. Матросов, Ф.П. Головатый, Я. Павлов, Д.М. Карбышев.
4. Деятели русской культуры ХХ века (6часа).
Более полное рассмотрение выдающихся деятелей советской и российской культуры. Таких, как: А. Блок, М Цветаева, Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Горький, А.П. Чехов, А.А. Солженицын, М. Шолохов, Б. Васильев, Э. Неизвестный, А. Вучетич и т. д.
5. Итоговый контроль (2 часа).
Итоговая конференция с выставкой работ учащихся.
Литература для учащихся:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. учебник История государства и народов России
9 класс, Москва 2002г.
2. История России в лицах. 5 – 20вв.: библиографический словарь. Москва 1997г.
3. История России в портретах: в 2т. Смоленск 1996г.
4. Карр Э. История Советской России, Москва 1990г.
5. Ненароков А.П. Политическая история России в лицах, Москва 1993г.
6. Чулков Г.И. Императоры. Психологические портреты, Москва 1993г.
7. Энциклопедия для детей. Т.6. История России: от дворцовых переворотов до эпохи
великих реформ, Москва 1997г.
8. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство, архитектура, изобразительное искусство
17 – 20 веков, Москва 1999г.
9. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература 19в., Москва 2000г.
10. Энциклопедия школьника по истории Отечества, Москва 2000г.
11. Ушаков А.В. Справочник школьника по отечественной истории Х1Х –ХХ века,
Москва 1997г.
Литература для учителя:
1) Журнал «Завуч» №4. 2000г., статья «Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса» автор: Н.В. Шаронова.
2) Журнал «Практика административной работы в школе», №5. 2003г., статья «Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ» автор: Е.Е. Шестернинов, М.Н. Арцев.
3) Алиева С.К. Архивы раскрывают тайны, Москва 1990г.
4) Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники, Москва 1990г.
5) Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры ХХвека, Москва 1985г.
6) Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории, Москва 2000г.
7) Сивова Н.А. История и современность, Москва 2003г.
8) Платонов С.Ф. Русская история, Санкт-Петербург 1994г.
9) Хрестоматия по истории СССР. ХХ век., Москва 1991г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.