Доклад: "Роль сказкотерапии в развитии самосознания дошкольников".

  • Документация
  • docx
  • 26.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто педагог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто педагог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
Иконка файла материала Роль сказкотерапии.docx
Роль сказкотерапии в развитии самосознания дошкольников.                                                                Пономарева И. В.                                                                                           ГККП я/с № 27                                                                                           г. Костанай  Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована  жизнь ребенка. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и  авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.  Часто педагог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение  сказок ребёнком и для ребёнка ­ основа сказкотерапии.  В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того  сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда  Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут  его взгляды на жизнь.  Дети сталкиваются с какими­нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к  выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль,  раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?  И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые  сказки, только ориентированы на какую­либо проблему. Это рассказ об  определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем  описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с  совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.  Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием  образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их  в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той  действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с  помощью сказки. Четыре­пять лет ­ апогей сказочного мышления. Сказка ­ это такая  знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую  действительность.  У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3­5 лет наиболее  понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко  перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок  идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами,  Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим  удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях  содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5­6 лет ребенок  предпочитает волшебные сказки.  Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации,  характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка,  доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.  Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в  сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой,  приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал  «выхода из сказки».  Работа со сказкой строится следующим образом: 1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении  ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.  2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;  3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно  выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста  самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны. Что могут дать такие  сказки для детей? Во­первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы.  Во­вторых, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда,  надо только его поискать. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать  необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить  образами и представлениями, формирующими воображение.  Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая­то эмоциональная проблема  (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать  сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту  проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и  характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил­был  мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так,чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия ­ это  индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в  главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную  ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего­то боится,  чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша  (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для  преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок)  начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.   Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему  приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц­хвастун", легкомысленному и  шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет  полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому ­ "О  трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с  ребёнком ­ малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои  впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать  любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по  настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить  извлеченный из сказки опыт.  Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть ­  надо только его поискать.  Сказки  разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей,  импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем  волшебную силу творчества!