Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.
Часто педагог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие.
Часто педагог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
Роль сказкотерапии в развитии самосознания
дошкольников.
Пономарева И. В.
ГККП я/с № 27
г. Костанай
Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована
жизнь ребенка. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и
авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и
многие другие.
Часто педагог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение
сказок ребёнком и для ребёнка основа сказкотерапии.
В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того
сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда
Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут
его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какиминибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще
всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к
выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль,
раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые
сказки, только ориентированы на какуюлибо проблему. Это рассказ об
определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем
описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с
совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием
образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их
в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той
действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с
помощью сказки. Четырепять лет апогей сказочного мышления. Сказка это такая
знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую
действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 35 лет наиболее
понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко
перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок
идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами,
Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим
удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях
содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 56 лет ребенок
предпочитает волшебные сказки.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации,
характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка,
доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в
сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой,
приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал
«выхода из сказки».
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении
ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е.
все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно
выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста
самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Что могут дать такие сказки для детей?
Вопервых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы.
Вовторых, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда,
надо только его поискать.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему
так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать
необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить
образами и представлениями, формирующими воображение.
Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какаято эмоциональная проблема
(например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать
сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту
проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и
характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жилбыл
мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так,чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия это
индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в
главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную
ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чегото боится,
чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша
(конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для
преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок)
начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему
приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяцхвастун", легкомысленному и
шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет
полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому "О
трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с
ребёнком малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут
на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои
впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать
любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по
настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить
извлеченный из сказки опыт.
Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть
надо только его поискать.
Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей,
импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем
волшебную силу творчества!