В данном докладе идет речь о сотрудничестве семьи и школы , которое сегодня становится все более актуальным и востребованным. Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. В докладе приводятся формы и методы работы с родителями , которые должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.Данный файл содержит текстовый документ
работа с родителями(1).docx
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это
«Система работы с родителями»
работа с их родителями».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители
часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в
учебновоспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту,
который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия
педагогу необходимо сделать учебновоспитательный процесс максимально открытым,
информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе
показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со
школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в
совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать
организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы, а для
этого просто необходимо всестороннее систематическое изучение семьи, семейных
ценностей, особенностей семейного воспитания ребенка.
Сотрудничество семьи и школы сегодня становится все более актуальным и
востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так
учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей,
порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же
в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога,
взаимоотношениями в детском коллективе. Процесс образования и воспитания будет
успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет
результат. Но как этого добиться?
Хочу поделиться опытом организации работы с родителями, накопленным в нашей
школе.
Прежде всего, необходимо помнить, что в работе с родителями учитель должен
руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители
должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и
способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный
процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив
школы. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность
за воспитание подрастающего поколения возможно лишь в результате систематически,
последовательно организуемой работы по формированию педагогических умений и
навыков. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе
сделать родителей активными участниками учебно – воспитательного процесса. В
нашем учреждении сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей:
общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации,
беседы, лекции, конференции, посещения семей учащихся, оформление различных по
форме и содержанию текстовых материалов, презентации, выставки работ учащихся.
Родители привлекаются к участию в организации учебновоспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и
участие в проведении внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
родительское собрание.
Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное
Первое, что необходимо помнить – классные собрания должны проводиться
регулярно, по мере необходимости приглашать на собрание учителейпредметников,
психолога, администрацию школы. Родительские собрания сближают учителей и
родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные
пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Каждое классное собрание
должно воспитывать у родителей сознание значимости взаимодействия со школой,
необходимости личного активного участия в работе.
Обязательная часть любого родительского собрания родительский лекторий,
ориентированный на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем. К
подготовке лектория необходимо привлекать родителей, чтобы они делились своим
опытом воспитания детей.
Родительский комитет — одна из устоявшихся форм содружества семьи и школы.
Члены родительского комитета – первые помощники классного руководителя,
совместно с которым они посещают семьи, оказывают повседневную практическую
помощь ребенку или его родителям, если надо — то и моральное воздействие на
ученика или нерадивого родителя. Целесообразно, чтобы через работу в родительском
комитете прошли все родители, а не только их актив.
По мере необходимости регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями,
осуществляется постоянное информирование родителей о результатах учёбы,
достижениях внеурочной деятельности, душевного состояния, развития ребёнка. Если
в классе есть дети так называемой «группы риска», встречи с родителями проводятся
систематически, обязательно замечаются все, даже самые небольшие, изменения в
поведении и учебе такого ребенка. Воспитывая культуру отношений между детьми,
между учителем и родителями, мы четко соблюдаем главное правило: нельзя
разговаривать с трудным ребёнком и его родителями в иной манере, чем с детьми
благополучными. Это не говорит о том, что не нужно быть требовательным. Но
требовать нужно так, чтобы родители в индивидуальной беседе о поведении или
неуспехах своего ребёнка видели правоту учителя, а не предвзятость.
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в
нравственном воспитании школьников являются классные и общешкольные праздники.
Их совместное проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные
подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как
на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную
атмосферу. В нашей школе проводятся такие мероприятия как
«День Знаний», «Осенний марафон», «День матери», «Прием в школу Юнг»,
«Праздник мам», «Праздник Букваря», «9 мая», «Прощание с начальной школой» и
«Последний звонок». Родители с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, переживают вместе с детьми. А на Новогодний праздник родители превращаются в
Деда Мороза и Снегурочку и поздравляют детей.
В каждом классе есть свои традиционные праздники: «Арбузник», «День
именинника», «Праздник первой отметки» «А, нука, девочки», походы, путешествия,
чаепития, совместные поездки в театры и музеи НСО Часто родители сами
предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать
помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали
(оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень
участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не
только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками.
В нашей школе поддерживается тесная связь с родителями через группы в
социальных сетях, WhatsApp, до этого – электронный дневник. Такая работа
позволяет родителям и педагогам моментально получать информацию. Так же через
интернет учителя и родители пишут друг другу письма. Этот вид работы снимает
напряжённость между родителем и учителем, т.к. не всегда родитель может задать
вопрос напрямую, глядя в глаза. И, кроме того, даёт учителю возможность не быть
застигнутым врасплох, а подготовиться к ответу на интересующий родителя вопрос.
Помогает, так же, вносить необходимые коррективы в свою учебновоспитательную
деятельность и в план работы с родителями.
Но никто не отменяет простой дневник, который является официальным
школьным документом. Мы уделяем ему большое внимание. В современных
дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для
родителей и прочее. Администрация школы проводит контроль над соблюдением
правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по
осуществлению связи с родителями.
У нас создан и активно работает общешкольный родительский комитет.
Родители каждого класса делегируют полномочия одному родителю, который и
входит в этот комитет. Заседания такого комитета помогают подготовиться к
общешкольным родительским собраниям, часто вынося на его обсуждение уже
готовый проект решения. А также хочется отметить участие родительской
общественности в работе совета школы, совета профилактики.
Труд родителей, активно участвующих в работе школы, не должен остаться
незамеченным. В нашей школе традиционным стало награждение родителей в
классах,на общешкольных родительских собраниях, общешкольных праздниках,
посвященных Дню матери и 8 марта. В конце года – обязательно благодарственные
письма. Родители чувствуют, что они востребованы, т.к. часто председатели
родительских комитетов как раз неработающие, так как у них много свободного
времени.
Таким образом, формы и методы работы с родителями должны быть направлены
на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия
школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Доклад «Система работы с родителями»
Доклад «Система работы с родителями»
Доклад «Система работы с родителями»
Доклад «Система работы с родителями»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.