Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."
Оценка 5

Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физика
7 кл
06.01.2017
Доклад "Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД."
Стандарты второго поколения направлены на формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Самостоятельная работа на уроке оказывает огромное влияние на качество знаний и формирование УУД. Если заинтересовать обучающихся, целенаправленно работать с ними, оказывая помощь в поисках необходимой информации, применять разнообразные формы самостоятельной работы, то все это будет способствовать формированию УУД и постепенному повышению качества знаний.
Доклад.docx
Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД                        «Важно то, что знает и делает учитель, но еще важнее,                                              что под его влиянием знают и делают  ученики» Цицерон.                   Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения ­ формирование   самостоятельности   мышления,   подготовка   к   творческой деятельности.  Это  требование  времени,  социальная  задача, которую  школа должна   решать,   прежде   всего.   Мы   должны   готовить   обучающихся   к непрерывному   образованию   и   самообразованию,   вырабатывать   навыки самостоятельно пополнять свои знания, умело и быстро ориентироваться в потоке   научной   и   политической   информации.   Поэтому   необходимо формирование   у   школьников   рациональных   методов   и   приёмов   учебной работы, воспитание в них потребности в знаниях, интереса к учёбе.     Традиционные  технологии предполагают сообщение обучающимся готовой информации   и   организацию   их   репродуктивной,   исполнительской деятельности.     Усваивая   готовые   знания,   обучающийся   учится   быть потребителем,   становится,   в   лучшем   случае,   хорошо   информированным человеком.         Самостоятельная  же  работа является средством получения глубоких и прочных знаний, средством формирования  активности и самостоятельности, как черт личности, развития умственных способностей.      Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по   возможности   самостоятельно,   а   учитель   –   руководить   этим самостоятельным трудом, давать для него материал.  Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную  ю   щихся, направленную на выполнение учителем активную деятельность    поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время, поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и раз  витие УУД      ,   обобщение и систематизацию знаний.  об   уча  Самым   доступным   способом   повышения   эффективности   урока, активизации  обучающихся  на уроке является соответствующая организация самостоятельной   учебной   работы.   Она   должна   занимать   исключительное место на уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности. На уроке  ученикам всегда должно быть ясно, что они должны делать, чтобы   научиться.   Иначе   говоря,   школьники   должны   всегда   знать,   что   они изучают,   и   владеть   методами   познания,   т.е.   прежде   всего,   иметь   яркое представление о самом этом процессе.          На всех этапах урока учителю физики очень важно так организовать учебную работу,   чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом,   выполнял   посильную   для   себя   работу,   получал   на   каждом   уроке возможность   испытать   учебный   успех.   Приступая   к   преподаванию   темы, учитель планирует не только основные цели ее изучения, но и продумывает систему   учебных   самостоятельных   заданий,   с   помощью   которых   можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели.  Анализируя   содержание   полученного   задания,   сопоставляя   его   с накопленным   в   памяти   запасом   знаний   и   предшествующим   практическим опытом,  обучающиеся    с   должной   глубиной   осознают   и   обдумывают   цель задания,   предусматривают   предстоящие   действия,   необходимые   для   его выполнения, самостоятельно намечают те результаты, которые необходимо получить и на которые нужно ориентироваться, выполняя задание.         На уроках физики  необходимо формировать УУД с помощью различных самостоятельных   работ,   которые   должны   быть   систематическими, удовлетворять определённым требованиям или принципам.        При формировании навыков самостоятельной  работы  нужно учитывать следующее: 1.   Приобретение   обучающимися  глубоких   и   прочных   знаний   должно способствовать развитию у них познавательных способностей, формированию умения   самостоятельно   приобретать,   расширять   и   углублять   знания, применять их на практике. 2. Задания должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование разнообразных УУД.  3. Последовательность выполнения домашних и классных работ должна      быть такова, чтобы  выполнение одних работ логически вытекало из    предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом  случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи.  4.Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Чётко сформулировать цель, найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у  обучающихся  интерес к работе и стремление выполнить её как можно лучше.  Если   не   ясна   цель   работы,   то   они   затрудняются   выполнить   её   и многократно   обращаются   к   учителю   за   разъяснением.   Это   приводит   к нерациональной трате времени. 5.  Самостоятельная работа  должна  быть  действительно  самостоятельной   и побуждать   ученика   при   её   выполнении   работать   напряжённо.  Нельзя допускать крайностей: содержание и объём самостоятельной работы должны быть   посильными   для  обучающихся  ,   а   сами   ученики   подготовлены   к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.    На первых порах у  обучающихся нужно формировать простейшие навыки самостоятельной   работы   (выполнение   схем,   чертежей,   простых   измерений, решения несложных задач…). Этой работе должен предшествовать наглядный показ приёмов работы учителем, сопровождаемый чёткими объяснениями и записями  на доске. Это имеет значение для формирования более сложных умений и навыков. 1. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение   которых   не   допускает   действия   по   готовым   рецептам   и шаблонам,   а   требует   применения   знаний   в   новой   ситуации. Самостоятельную   работу   нельзя   ограничивать   упражнениями   по выработке   и   закреплению   навыков   (повторить   опыт,   который демонстрировал   учитель   при   объяснении   нового   материала,   собрать электрическую   цепь   подобную   собранной   на   демонстрационном   столе, решить задачу, подобную решённой на доске). При выполнении только таких   заданий   учащийся   не   научится   самостоятельно   думать   и самостоятельно применять знания на практике. Пренебрегать такого рода упражнениями тоже нельзя, т.к. без овладения простейшими умениями и навыками нельзя овладеть более сложными. 2. При   организации   самостоятельной   работы   необходимо   учитывать,   что для   овладения   знаниями,   умениями,   навыками   различным   требуется различное время. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных обучающихся  необходимо вовремя переключать успешно справившихся с заданием на выполнение более сложных.  3. Задания,  предлагаемые   для   самостоятельной   работы   должны   вызывать интерес  у учащихся,  он  достигается новизной   задач, необычностью  их содержания,   раскрытием   перед   учащимися   практического   значения, предлагаемого метода или задачи которыми нужно овладеть. Наибольший интерес   проявляется   к   работам,   где   они   сами   исследуют   предметы   и явления, открывают новые методы измерения физических величин. 4. 5. 9. Самостоятельную  работу учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии будут вырабатываться твёрдые умения и навыки. При   организации   самостоятельной   работы   необходимо осуществлять   разумное   сочетание    изложения   материала   учителем   с самостоятельной работой учащихся для формирования УУД. Чрезмерное увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения вперёд. При выполнении  обучающимися самостоятельной работы любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. В соответствии с уровнями самостоятельно – продуктивной деятельности обучающихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: ­ воспроизводящие (необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях, формирования  УУД и их прочного закрепления.) ­ реконструктивно­вариативные  (позволяет на основе полученных ранее знаний   и   данной   учителем   общей   идеи   найти   самостоятельно   конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания) ­   эвристические   (формируют   умение   и   навыки   поиска   ответа  за пределами известного образца) ­ творческие (позволяют учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний) Каждый   тип   самостоятельной   работы   представлен   большим разнообразием видов работ, которые можно использовать в системе урочных и внеурочных занятий. 1.       Работа с книгой.   На первых уроках в 7 классе    я    знакомлю    рябят с учебником,   по   которому   они   будут   учиться.    Рассматриваем   форзацы учебника, листаем страницы. Отмечаю, что весь материал разбит на главы, главы   на   параграфы.   В   тексте   каждого   параграфа   есть   выделенные предложения,   которые   помогут   разобраться   в   сути   изучаемого   материала. После каждого параграфа есть вопросы, на которые отвечают после того, как внимательно прочитали параграф. Находим в учебнике лабораторные работы, материал   для   дополнительного   чтения.   Рассказываю   о   том,   как   надо пользоваться   предметно­именным   указателем   и   оглавлением,  отрабатываем эти   умения   и   закрепляем   при   самостоятельной   работе   в    парах.   После объяснения   нового   материала   вновь   возвращаемся   к   параграфу   учебника, предлагаю   учащимся   найти   в   тексте   выделенные   предложения,   сравнить   с записями в тетради и дописать недостающее.         На этом же уроке необходимо рассказать о другой литературе, которой могут пользоваться учащиеся при подготовке к урокам.                На   последующих   уроках   –   это    работа   с   текстом   и   графическим материалом; пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответов на заранее   поставленные   к   тексту   вопросы;   анализ,   сравнение,   обобщение   и систематизация   материала   нескольких   параграфов.   Работа   с   научно­популярной   литературой, первоисточниками, конспектирование и реферирование прочитанного.   2.   Упражнения тренировочные, воспроизводящие по образцу; составление различных задач и вопросов и их решения; рецензирование ответов других учеников;   оценка   их   деятельности   на   уроке;   различные   упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.   справочниками, 3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.  4.      Различные   творческие   самостоятельные   работы,   контрольные   работы, диктанты, сочинения. 5.   Подготовка докладов и рефератов. 6. наблюдениями в быту и природе. 7.   Домашние лабораторные опыты  и  наблюдения. 8.   Техническое моделирование и конструирование. 9.   Создание тематических  презентаций. 10. Конструирование физических приборов, моделей физических приборов.   Выполнение   индивидуальных   и   групповых   заданий,   связанных   с  В   своей   работе     я   систематически   использую   следующие   формы         самостоятельной работы обучающихся:   работа с учебной литературой на различных этапах урока;  решение задач;  лабораторные и практические работы;  работа с таблицами и справочной литературой.                     Изучаемый материал можно укрупнять, давать его блоками, а затем поэтапно закреплять на уроках – практикумах.  Большую   самостоятельную   работу  обучающиеся   выполняют   при   подготовке   к   урокам   –   конференциям.  Им  заранее   сообщается   тема   и поставленные вопросы (за две недели). Ученик готовит доклад по выбранному вопросу,   находит   нужную   литературу,   отбирает   материал,   готовит эксперимент.   Учитель   контролирует   подготовительную   работу,   если необходимо помогает отобрать нужный материал.           В формировании  умения самостоятельно мыслить и   применять знания важную роль играет систематическая организация самостоятельной   работы учащихся   по   решению   задач.   Эту   работу   необходимо   осуществлять   в последовательности, соответствующей постепенному нарастанию трудностей. 1. Научить школьников самостоятельно анализировать содержание задач, познакомить с рациональными способами краткой записи содержания  и способами их решения. 2. Выработать умение выполнять решение в общем виде и проверять его правильность, производя операции с наименованиями единиц измерения физических величин. 3. Выработать умение производить приближенные вычисления.  4. Включение в самостоятельную работу поиска решения задач. 5. Выработать умение находить наиболее рациональные решения. По мере приобретения учащимися умений и навыков по решению задач для самостоятельной работы им нужно предлагать все более сложные задания. При   этом   необходимо   осуществлять   дифференцированный   подход   к учащимся при организации самостоятельного решения задач. Часто на уроках решения задач я использую работу в группах. При такой организации работы осуществляется   процесс   взаимопомощи   и   сохраняется   относительная самостоятельность. Учитель должен тщательно продумывать методику лабораторных работ, предоставлять  обучающимся проявлять инициативу и самостоятельность при их выполнении. При правильной организации работы ученик должен приобрести умения: 1. Самостоятельно работать с инструкцией.. 2. Правильно организовать свое рабочее место. 3. Рационально спланировать работу по выполнению учебного задания. 4. Находить   наиболее   рациональные   способы   решения   поставленных задач. 5. Умение правильно зафиксировать результаты выполненных опытов и описать их. 6. Сформулировать выводы.            Самостоятельная   работа   на   уроке   оказывает   огромное   влияние   на качество знаний и формирование  УУД.         Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний   по   сравнению   с   теми,   которые   они   приобретают   при   сообщении учителем готовых знаний.            Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактическим целям   и   содержанию   самостоятельных   работ   способствует   развитию   их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.    При   тщательно   продуманной     методике   самостоятельных   работ ускоряются   темпы   формирования   у   учащихся   умственных   навыков практического   характера,   а   это   в   свою   очередь   оказывает   положительное влияние на формирование УУД.    Я  убеждена в том, что, если заинтересовать обучающихся, целенаправленно работать   с   ними,   оказывая   помощь   в   поисках   необходимой   информации, применять разнообразные формы самостоятельной  работы, то все это будет способствовать   формированию УУД и постепенному повышению качества знаний. Это как раз то, на что нацеливает нас Стандарт второго поколения.

Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования УУД."

Доклад "Технология  формирования навыков самостоятельной работы обучающихся  как необходимое условие формирования УУД."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017