Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 09.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кроме основных целей и задач внеурочной деятельности рассмотрен пример деловой игры. Представлены современные подходы для любого педагога, но упор делается на математическое направление: развитие логики, памяти, внимания, пространственного воображения, чувства коллективизма, а также индивидуальных способностей каждого ребенка, не зависимо от возраста и уровня обученности.
Иконка файла материала Доклад. Внеурочная деятельность по ФГОС.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Стадницкая основная общеобразовательная школа Семилукского муниципального района Воронежской области ДОКЛАД «Внеурочная деятельность  как системообразующая  составляющая воспитательно­образовательного процесса  в условиях ФГОС»                                                       Подготовила: Рогозина Анжелика Викторовна учитель математики 1ккс.Стадница, 2016г. «Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка  были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком                          с многогранными интересами, запросами, стремлениями»     В.А. Сухомлинский В современном обществе растет интерес к развитию и использованию  интеллектуальных способностей человека. Эффективное применение научных  знаний и технологий требует формирования четкого понимания в необходимости  становления креативно мыслящей личности, компетентной и умеющей управлять  собственной интеллектуальной деятельностью. В связи с этим активизировалось  внимание к проблеме всестороннего развития человека, которое невозможно без  умственного прогресса. Именно школе отводится первоочередная роль в  закладывании основ самостоятельно думающего гражданина, стремящегося к  открытию нового, желающего проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Любой учитель стремится вырастить интересные, грамотные, любознательные  личности.  Поэтому старается сделать свою работу увлекательной и нестандартной,  применяя много занимательных моментов, используя исторические факты, необычные  приемы подхода к теме. Но встречая на уроках огромное количество информации,  ученик чаще всего усваивает ее с трудом. К тому же без закрепления дома,  быстро  забывает.  Да и получение оценки иногда делает ребенка напряженным, а отношение к  предмету ­ обязательным. А общаясь с педагогом вне урока, ребенок раскрепощается  и по­другому воспринимает сказанное. Именно использование внеурочной  деятельности дает возможность обыграть любой материал, показать тему с  неожиданной стороны, подробнее и не торопясь рассмотреть ее тайные моменты, дать  возможность ребенку самому поучаствовать в тематическом диспуте или в  исследовательской работе.  Раскрепощенная внеурочная обстановка помогает ребятам лучше понять то, что точные науки необходимы в повседневной жизни и как  разнообразно их влияние.  Внеурочная деятельность в современном образовании представляется как  деятельность, которую организует педагог с группой школьников во внеурочное  время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и  направлена на создание условий для неформального общения детей в классе, в  творческих объединениях.  Такая деятельность имеет воспитательную и социально­ педагогическую направленность, обеспечивает прекрасную возможность дляорганизации межличностных взаимоотношений педагога и обучающихся.  К тому же в  группе находится не один ученик, что формирует дружеские отношения между  детьми, умение работать командой, в коллективе. Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения  обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и  ответственности, искренности и открытости в реальной жизни, интереса к  совместным мероприятиям.  Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных  задач:      повышать качество обучения школьников;  развиватьустойчивый интерес к математике; расширять и углублять знания по математике; развивать у учащихся способности самостоятельного мышления; развивать умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели,  добиваться результата, оценивать проделанную работу; создавать условия для реализации приобретенных знаний.  Благотворно на весь учебный процесс влияют принципы внеурочной  деятельности:         Включение учащихся в активную деятельность.  Доступность и наглядность.  Связь теории с практикой.  Развитие умения учиться, самостоятельно думать. Учёт возрастных особенностей.  Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.  Целенаправленность и последовательность деятельности. В ходе реализации требования федерального государственного  образовательного стандарта в полной мере внеклассная работа стала неотъемлемой  частью образовательного процесса и организуется для повышения качества  образования.  Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их  дарования. А имея математическую направленность, внеурочная работа прививает  интерес к предмету, расширяет кругозор,  развивает обще интеллектуальные,  творческие и познавательные способности. Ребенок на таких занятиях чувствует  себя более раскованно, чем на уроке; не боится рассуждать, пробовать,  экспериментировать. Рассматривая ту или иную проблему, задачу можно  неторопливо и вдумчиво высказать свою гипотезу, выслушать и обсудить мнения  других учащихся.  Именно вне урока возможно более глубокое развитиетворческого мышления, создание лучших условий для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления.  Во внеурочной деятельности легче развивать пространственное воображение,  способность угадывать заранее результат, искать правильный путь решения в  сложных и запутанных ситуациях. В спокойной, доброжелательной обстановке  ребенок учится выделять непригодный способ решения проблемы,  логически  подтверждая свой выбор. Большая роль во внеурочной деятельности отводится  разным видам игр. Это и дидактические игры «Найди ошибку», «Собери фигуру»,  «Прав ли я?», «Третий лишний», и деловые игры «Экологическая тропа» (с  элементами математических расчетов), «Суд над нулем». А как увлекательно и  интересно проходят математические праздники, КВН­ы, путешествия и турниры:  «Что? Где? Когда?»,  «Счастливый случай», «Математический бой», конкурс  «Смекалистых», сказка «Выбор наследника», «Приключения Шерлока Холмса».  Такие мероприятия дают возможность каждому ученику проявить свои способности хоть в какой­то степени.   Рассмотрим пример деловой игры «Производственное совещание» на тему  «Проценты» в 6 классе. Здесь прослеживается тесная связь математики с экологией  и медициной. Учащиеся учатся четко и масштабно высказывать свои доводы в  защиту животных и растений. При этом развивается их речь и мировоззрение,  формируются элементы культуры общения, приобретаются навыки совместной  деятельности, растет интерес к изучению охраны природы и улучшению  окружающей среды. Учащиеся всегда активны на таких мероприятиях, ведь каждый ребенок к этому возрасту уже много знает об окружающем мире, о том, что вредно  и что полезно для природы и человека. Поэтому детям легко высказать свое мнение  по многим вопросам темы, что придает уверенность и желание участвовать в ходе  обсуждения. И пусть сильный ученик расскажет ход решения задачи, зато слабый  может проявить свои знания о заповедниках или интересно рассказать о жизни  животного. Приводя необычные факты и используя красочные картинки природы,  учитель показывает тесную связь животного и растительного мира, а значит и связь  природы с человеком. Конечно, не обойтись на такой игре без математических  расчетов. Даже ученику, который считает с трудом, захочется узнать длину тела  бобра и выразить ее в дециметрах; используя магический квадрат, вычислить  среднюю продолжительность жизни россиян в процентах; выяснить сколько тонн  загрязняющих веществ выброшено в атмосферу со всех производственных объектах  в текущем году; рассмотреть диаграмму изменения площади посадки саженцев за  последние три года. Используя видеосюжет о муравьиной царице и семье черных ирыжих муравьев, можно заинтересовать ребят расчетами о том, сколько вредных  насекомых за свою жизнь поедают муравьи.  Или применить математические  фокусы на данную тему. Совместно ученики выполняют решения задач, а  заинтересованность в теме помогает запоминать математические правила,  вырабатывает вычислительные навыки. Игра реализует образовательные, развивающие и воспитательные цели. В ней  прослеживается связь с другими науками. Игровые моменты помогают использовать различные математические приемы, которые уже были изучены ранее. Важно  побуждать учащихся самостоятельно выбирать нужное мыслительное действие к  решению данного вопроса. Мы приучаем не просто слушать и запоминать, а  обдумывать ход решения, устанавливать взаимосвязи,  составлять мысленно схемы  и действовать по ним. Ребенок видит то, что он может использовать полученные  знания в реальной жизни. И это его всегда очень радует! Не упускаю возможности даже в пришкольном лагере постоянно проводить  логические конкурсы, математические фокусы, викторины и загадки на развитие  памяти и внимания, мышления и интуиции. Ответы всегда прячу в черном ящике,  шкатулке или комнате, что придаёт загадочность и повышает интерес. А как  счастлив ребёнок, который первым сумел найти верный путь к поставленному  вопросу! Решая нестандартные задачи, фантазируя, дети, которые хорошо успевают, еще  в большей степени могут развивать свои умственные способности, а  слабоуспевающие – учатся управлять своими действиями, учатся планировать,  искать пути решения и ответы на поставленный вопрос.  Здесь важно чаще хвалить и тех и других за правильный ход рассуждения, за поиск нужного пути, подбадривать  и радоваться вместе с каждым ребенком их успехами.  Педагогу важно умело построить свою деятельность так, чтобы каждый ребенок  почувствовал уверенность в своих силах. Разными способами управлять ситуацией,  сглаживать острые углы, подбирать каждому нужное слово, быть  доброжелательными. Никакой, даже самый слабый ученик не должен чувствовать  себя беспомощным, не подвергаться насмешкам одноклассников и упрекам  взрослого. Именно мастерству и такту учителя здесь отводится главная роль.  Изучение математики, как и любого другого предмета должно приносить радость и  удовлетворение. Память у детей – яркая и эмоциональная. А запоминать факты, не связанные с  эмоциями, они пока не умеют. Дети, конечно, научатся. А пока учителю нужно им  помочь – создать эмоционально­ассоциативную «зацепку», чтобы удержать  внимание ребят. Вот и приходится нам, педагогам, систематически укреплятьпознавательный интерес учащихся, развивая положительное отношение к учению  вообще и к предмету математики в частности. На занятиях у ученика должно  возникнуть желание захотеть добывать нужный материал, отбирать полезную  информацию из разных источников. Целенаправленно управляя мыслительной  деятельностью учащихся, педагог активизирует ее,  помогает ученику стремиться  идти к поиску новой информации. Формы внеурочной деятельности должны быть разнообразны. Детей важно  заинтриговывать и удивлять новыми видами постановки задачи. И никак неуместен  в работе учителя формализм. Важно, чтобы каждое занятие носило  целенаправленный, развивающий и яркий характер. Именно продуманная система  внеурочных занятий повышает интерес школьников к предмету, способствует более  глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.  Благотворно сказывается внеклассная работа и на качестве уроков, ведь учитель  теперь более тесно связан эмоционально с учащимися, расширен круг познания в  математике. Математические кружки и математические встречи развивают память,  воображение, сообразительность, волю, усидчивость и интеллект, а еще беглость  мысли, оригинальность и эрудицию. Получается, что для развития у человека  важных качеств и способностей следует глубоко и серьезно изучать математику,  используя различные виды деятельности. Имея больше возможностей в  индивидуальном подходе во внеурочной работе, учитель приучает ребенка излагать  свою мысль кратко, последовательно и полноценно, развивает умение  систематизировать отдельные факты. Все эти качества пригодятся каждому  ребенку во взрослой жизни, неважно какую профессию он изберет. Умение  планировать и сопоставлять, выбирать рациональный путь решения нужно при  любой деятельности в повседневной жизни практически каждый день. И пусть  многое забудется и не используется, но останется умение рассуждать, объяснять и  доказывать не только другим, но и самому себе какие­то истины. Главное, ребенок  во взрослой жизни сможет делать это самостоятельно! Дорогие учителя! Хочу Вам нежно пожелать  Здоровья, радости и счастья! Чтобы минули Вас ненастья, В душе лишь были мир и благодать! Пусть иногда задуманное не сбывалось, Но Вы всегда полны надежд, идей и оптимизма! Благодаря таким, как ВыЖива Россия, славится Отчизна! Литература: 1. И.   Я.   Депман,   Н.   Я.   Виленкин.   «За   страницами   учебника   математики: Пособие для учащихся 5–6 классов средних школ». Москва: «Просвещение», 2004 год. 2. Я.   И.   Перельман.   «Живая   математика.   Математические   рассказы   и головоломки».  Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год. 3. Я.   И.   Перельман.   «Весёлые   задачи».   Москва:   АСТ:   Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос.   акад.   образования;   под   ред.   В.   В.   Козлова,   А.   М.   Кондакова.   –   Москва: Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения). 5. А. В. Фарков.  «Математические  олимпиады  в  школе. 5–11 класс» – 4­е изд. Москва:  Айрис­пресс,  2005 год. 6. А. Фарков. «Внеклассная работа по математике. 5–11 классы». Москва: «Айрис­Пресс», 2007 год. 7. Р.   Вайблун.   «Занимательный   мир   математики».   Санкт­Петербург: «Дельта», 1998 год. 8. И.И.   Баврин,   Е.А.   Фрибус   «Занимательные   задачи   по   математике». Москва: «ВЛАДОС», 1999 год. 9. М.А.   Иченская.   «Отдыхаем   с   математикой.   Внеклассная   работа   по математике в 5­11 классах». Волгоград: «Учитель», 2006 год. 10.   И.Б.   Ремчукова.   «Математика.   5­8   классы.   Игровые   технологии   на уроках». Волгоград: «Учитель», 2007 год.