Кроме основных целей и задач внеурочной деятельности рассмотрен пример деловой игры. Представлены современные подходы для любого педагога, но упор делается на математическое направление: развитие логики, памяти, внимания, пространственного воображения, чувства коллективизма, а также индивидуальных способностей каждого ребенка, не зависимо от возраста и уровня обученности.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района
Воронежской области
ДОКЛАД
«Внеурочная деятельность
как системообразующая составляющая
воспитательнообразовательного процесса
в условиях ФГОС»
Подготовила: Рогозина Анжелика Викторовна
учитель математики 1ккс.Стадница, 2016г.
«Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка
были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.
Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком
с многогранными интересами, запросами, стремлениями»
В.А. Сухомлинский
В современном обществе растет интерес к развитию и использованию
интеллектуальных способностей человека. Эффективное применение научных
знаний и технологий требует формирования четкого понимания в необходимости
становления креативно мыслящей личности, компетентной и умеющей управлять
собственной интеллектуальной деятельностью. В связи с этим активизировалось
внимание к проблеме всестороннего развития человека, которое невозможно без
умственного прогресса. Именно школе отводится первоочередная роль в
закладывании основ самостоятельно думающего гражданина, стремящегося к
открытию нового, желающего проникнуть в самые сокровенные тайны бытия.
Любой учитель стремится вырастить интересные, грамотные, любознательные
личности. Поэтому старается сделать свою работу увлекательной и нестандартной,
применяя много занимательных моментов, используя исторические факты, необычные
приемы подхода к теме. Но встречая на уроках огромное количество информации,
ученик чаще всего усваивает ее с трудом. К тому же без закрепления дома, быстро
забывает. Да и получение оценки иногда делает ребенка напряженным, а отношение к
предмету обязательным. А общаясь с педагогом вне урока, ребенок раскрепощается
и подругому воспринимает сказанное. Именно использование внеурочной
деятельности дает возможность обыграть любой материал, показать тему с
неожиданной стороны, подробнее и не торопясь рассмотреть ее тайные моменты, дать
возможность ребенку самому поучаствовать в тематическом диспуте или в
исследовательской работе. Раскрепощенная внеурочная обстановка помогает ребятам
лучше понять то, что точные науки необходимы в повседневной жизни и как
разнообразно их влияние.
Внеурочная деятельность в современном образовании представляется как
деятельность, которую организует педагог с группой школьников во внеурочное
время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и
направлена на создание условий для неформального общения детей в классе, в
творческих объединениях. Такая деятельность имеет воспитательную и социально
педагогическую направленность, обеспечивает прекрасную возможность дляорганизации межличностных взаимоотношений педагога и обучающихся. К тому же
в группе находится не один ученик, что формирует дружеские отношения между
детьми, умение работать командой, в коллективе.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения
обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и
ответственности, искренности и открытости в реальной жизни, интереса к
совместным мероприятиям.
Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных
задач:
повышать качество обучения школьников;
развиватьустойчивый интерес к математике;
расширять и углублять знания по математике;
развивать у учащихся способности самостоятельного мышления;
развивать умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели,
добиваться результата, оценивать проделанную работу;
создавать условия для реализации приобретенных знаний.
Благотворно на весь учебный процесс влияют принципы внеурочной
деятельности:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Развитие умения учиться, самостоятельно думать.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности.
В ходе реализации требования федерального государственного
образовательного стандарта в полной мере внеклассная работа стала неотъемлемой
частью образовательного процесса и организуется для повышения качества
образования. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их
дарования. А имея математическую направленность, внеурочная работа прививает
интерес к предмету, расширяет кругозор, развивает обще интеллектуальные,
творческие и познавательные способности. Ребенок на таких занятиях чувствует
себя более раскованно, чем на уроке; не боится рассуждать, пробовать,
экспериментировать. Рассматривая ту или иную проблему, задачу можно
неторопливо и вдумчиво высказать свою гипотезу, выслушать и обсудить мнения
других учащихся. Именно вне урока возможно более глубокое развитиетворческого мышления, создание лучших условий для организации систематической
работы по формированию и развитию логического мышления.
Во внеурочной деятельности легче развивать пространственное воображение,
способность угадывать заранее результат, искать правильный путь решения в
сложных и запутанных ситуациях. В спокойной, доброжелательной обстановке
ребенок учится выделять непригодный способ решения проблемы, логически
подтверждая свой выбор. Большая роль во внеурочной деятельности отводится
разным видам игр. Это и дидактические игры «Найди ошибку», «Собери фигуру»,
«Прав ли я?», «Третий лишний», и деловые игры «Экологическая тропа» (с
элементами математических расчетов), «Суд над нулем». А как увлекательно и
интересно проходят математические праздники, КВНы, путешествия и турниры:
«Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Математический бой», конкурс
«Смекалистых», сказка «Выбор наследника», «Приключения Шерлока Холмса».
Такие мероприятия дают возможность каждому ученику проявить свои способности
хоть в какойто степени.
Рассмотрим пример деловой игры «Производственное совещание» на тему
«Проценты» в 6 классе. Здесь прослеживается тесная связь математики с экологией
и медициной. Учащиеся учатся четко и масштабно высказывать свои доводы в
защиту животных и растений. При этом развивается их речь и мировоззрение,
формируются элементы культуры общения, приобретаются навыки совместной
деятельности, растет интерес к изучению охраны природы и улучшению
окружающей среды. Учащиеся всегда активны на таких мероприятиях, ведь каждый
ребенок к этому возрасту уже много знает об окружающем мире, о том, что вредно
и что полезно для природы и человека. Поэтому детям легко высказать свое мнение
по многим вопросам темы, что придает уверенность и желание участвовать в ходе
обсуждения. И пусть сильный ученик расскажет ход решения задачи, зато слабый
может проявить свои знания о заповедниках или интересно рассказать о жизни
животного. Приводя необычные факты и используя красочные картинки природы,
учитель показывает тесную связь животного и растительного мира, а значит и связь
природы с человеком. Конечно, не обойтись на такой игре без математических
расчетов. Даже ученику, который считает с трудом, захочется узнать длину тела
бобра и выразить ее в дециметрах; используя магический квадрат, вычислить
среднюю продолжительность жизни россиян в процентах; выяснить сколько тонн
загрязняющих веществ выброшено в атмосферу со всех производственных объектах
в текущем году; рассмотреть диаграмму изменения площади посадки саженцев за
последние три года. Используя видеосюжет о муравьиной царице и семье черных ирыжих муравьев, можно заинтересовать ребят расчетами о том, сколько вредных
насекомых за свою жизнь поедают муравьи. Или применить математические
фокусы на данную тему. Совместно ученики выполняют решения задач, а
заинтересованность в теме помогает запоминать математические правила,
вырабатывает вычислительные навыки.
Игра реализует образовательные, развивающие и воспитательные цели. В ней
прослеживается связь с другими науками. Игровые моменты помогают использовать
различные математические приемы, которые уже были изучены ранее. Важно
побуждать учащихся самостоятельно выбирать нужное мыслительное действие к
решению данного вопроса. Мы приучаем не просто слушать и запоминать, а
обдумывать ход решения, устанавливать взаимосвязи, составлять мысленно схемы
и действовать по ним. Ребенок видит то, что он может использовать полученные
знания в реальной жизни. И это его всегда очень радует!
Не упускаю возможности даже в пришкольном лагере постоянно проводить
логические конкурсы, математические фокусы, викторины и загадки на развитие
памяти и внимания, мышления и интуиции. Ответы всегда прячу в черном ящике,
шкатулке или комнате, что придаёт загадочность и повышает интерес. А как
счастлив ребёнок, который первым сумел найти верный путь к поставленному
вопросу!
Решая нестандартные задачи, фантазируя, дети, которые хорошо успевают, еще
в большей степени могут развивать свои умственные способности, а
слабоуспевающие – учатся управлять своими действиями, учатся планировать,
искать пути решения и ответы на поставленный вопрос. Здесь важно чаще хвалить и
тех и других за правильный ход рассуждения, за поиск нужного пути, подбадривать
и радоваться вместе с каждым ребенком их успехами.
Педагогу важно умело построить свою деятельность так, чтобы каждый ребенок
почувствовал уверенность в своих силах. Разными способами управлять ситуацией,
сглаживать острые углы, подбирать каждому нужное слово, быть
доброжелательными. Никакой, даже самый слабый ученик не должен чувствовать
себя беспомощным, не подвергаться насмешкам одноклассников и упрекам
взрослого. Именно мастерству и такту учителя здесь отводится главная роль.
Изучение математики, как и любого другого предмета должно приносить радость и
удовлетворение.
Память у детей – яркая и эмоциональная. А запоминать факты, не связанные с
эмоциями, они пока не умеют. Дети, конечно, научатся. А пока учителю нужно им
помочь – создать эмоциональноассоциативную «зацепку», чтобы удержать
внимание ребят. Вот и приходится нам, педагогам, систематически укреплятьпознавательный интерес учащихся, развивая положительное отношение к учению
вообще и к предмету математики в частности. На занятиях у ученика должно
возникнуть желание захотеть добывать нужный материал, отбирать полезную
информацию из разных источников. Целенаправленно управляя мыслительной
деятельностью учащихся, педагог активизирует ее, помогает ученику стремиться
идти к поиску новой информации.
Формы внеурочной деятельности должны быть разнообразны. Детей важно
заинтриговывать и удивлять новыми видами постановки задачи. И никак неуместен
в работе учителя формализм. Важно, чтобы каждое занятие носило
целенаправленный, развивающий и яркий характер. Именно продуманная система
внеурочных занятий повышает интерес школьников к предмету, способствует более
глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
Благотворно сказывается внеклассная работа и на качестве уроков, ведь учитель
теперь более тесно связан эмоционально с учащимися, расширен круг познания в
математике.
Математические кружки и математические встречи развивают память,
воображение, сообразительность, волю, усидчивость и интеллект, а еще беглость
мысли, оригинальность и эрудицию. Получается, что для развития у человека
важных качеств и способностей следует глубоко и серьезно изучать математику,
используя различные виды деятельности. Имея больше возможностей в
индивидуальном подходе во внеурочной работе, учитель приучает ребенка излагать
свою мысль кратко, последовательно и полноценно, развивает умение
систематизировать отдельные факты. Все эти качества пригодятся каждому
ребенку во взрослой жизни, неважно какую профессию он изберет. Умение
планировать и сопоставлять, выбирать рациональный путь решения нужно при
любой деятельности в повседневной жизни практически каждый день. И пусть
многое забудется и не используется, но останется умение рассуждать, объяснять и
доказывать не только другим, но и самому себе какието истины. Главное, ребенок
во взрослой жизни сможет делать это самостоятельно!
Дорогие учителя!
Хочу Вам нежно пожелать
Здоровья, радости и счастья!
Чтобы минули Вас ненастья,
В душе лишь были мир и благодать!
Пусть иногда задуманное не сбывалось,
Но Вы всегда полны надежд, идей и оптимизма!
Благодаря таким, как ВыЖива Россия, славится Отчизна!
Литература:
1.
И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. «За страницами учебника математики:
Пособие для учащихся 5–6 классов средних школ». Москва: «Просвещение», 2004
год.
2.
Я. И. Перельман. «Живая математика. Математические рассказы и
головоломки». Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год.
3.
Я. И. Перельман. «Весёлые задачи». Москва: АСТ: Астрель:
ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год.
4.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук,
Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – Москва:
Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения).
5.
А. В. Фарков. «Математические олимпиады в школе. 5–11 класс» – 4е
изд. Москва: Айриспресс, 2005 год.
6.
А. Фарков. «Внеклассная работа по математике. 5–11 классы». Москва:
«АйрисПресс», 2007 год.
7.
Р. Вайблун. «Занимательный мир математики». СанктПетербург:
«Дельта», 1998 год.
8.
И.И. Баврин, Е.А. Фрибус «Занимательные задачи по математике».
Москва: «ВЛАДОС», 1999 год.
9.
М.А. Иченская. «Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа по
математике в 511 классах». Волгоград: «Учитель», 2006 год.
10.
И.Б. Ремчукова. «Математика. 58 классы. Игровые технологии на
уроках». Волгоград: «Учитель», 2007 год.