Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"
Оценка 4.8

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа
Взрослым
09.01.2017
Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"
Кроме основных целей и задач внеурочной деятельности рассмотрен пример деловой игры. Представлены современные подходы для любого педагога, но упор делается на математическое направление: развитие логики, памяти, внимания, пространственного воображения, чувства коллективизма, а также индивидуальных способностей каждого ребенка, не зависимо от возраста и уровня обученности.
Доклад. Внеурочная деятельность по ФГОС.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Стадницкая основная общеобразовательная школа Семилукского муниципального района Воронежской области ДОКЛАД «Внеурочная деятельность  как системообразующая  составляющая воспитательно­образовательного процесса  в условиях ФГОС»                                                       Подготовила: Рогозина Анжелика Викторовна учитель математики 1кк с.Стадница, 2016г. «Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка  были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком                          с многогранными интересами, запросами, стремлениями»     В.А. Сухомлинский В современном обществе растет интерес к развитию и использованию  интеллектуальных способностей человека. Эффективное применение научных  знаний и технологий требует формирования четкого понимания в необходимости  становления креативно мыслящей личности, компетентной и умеющей управлять  собственной интеллектуальной деятельностью. В связи с этим активизировалось  внимание к проблеме всестороннего развития человека, которое невозможно без  умственного прогресса. Именно школе отводится первоочередная роль в  закладывании основ самостоятельно думающего гражданина, стремящегося к  открытию нового, желающего проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Любой учитель стремится вырастить интересные, грамотные, любознательные  личности.  Поэтому старается сделать свою работу увлекательной и нестандартной,  применяя много занимательных моментов, используя исторические факты, необычные  приемы подхода к теме. Но встречая на уроках огромное количество информации,  ученик чаще всего усваивает ее с трудом. К тому же без закрепления дома,  быстро  забывает.  Да и получение оценки иногда делает ребенка напряженным, а отношение к  предмету ­ обязательным. А общаясь с педагогом вне урока, ребенок раскрепощается  и по­другому воспринимает сказанное. Именно использование внеурочной  деятельности дает возможность обыграть любой материал, показать тему с  неожиданной стороны, подробнее и не торопясь рассмотреть ее тайные моменты, дать  возможность ребенку самому поучаствовать в тематическом диспуте или в  исследовательской работе.  Раскрепощенная внеурочная обстановка помогает ребятам лучше понять то, что точные науки необходимы в повседневной жизни и как  разнообразно их влияние.  Внеурочная деятельность в современном образовании представляется как  деятельность, которую организует педагог с группой школьников во внеурочное  время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге и  направлена на создание условий для неформального общения детей в классе, в  творческих объединениях.  Такая деятельность имеет воспитательную и социально­ педагогическую направленность, обеспечивает прекрасную возможность для организации межличностных взаимоотношений педагога и обучающихся.  К тому же в  группе находится не один ученик, что формирует дружеские отношения между  детьми, умение работать командой, в коллективе. Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения  обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и  ответственности, искренности и открытости в реальной жизни, интереса к  совместным мероприятиям.  Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных  задач:      повышать качество обучения школьников;  развиватьустойчивый интерес к математике; расширять и углублять знания по математике; развивать у учащихся способности самостоятельного мышления; развивать умения планировать свою работу, ставить самостоятельно цели,  добиваться результата, оценивать проделанную работу; создавать условия для реализации приобретенных знаний.  Благотворно на весь учебный процесс влияют принципы внеурочной  деятельности:         Включение учащихся в активную деятельность.  Доступность и наглядность.  Связь теории с практикой.  Развитие умения учиться, самостоятельно думать. Учёт возрастных особенностей.  Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.  Целенаправленность и последовательность деятельности. В ходе реализации требования федерального государственного  образовательного стандарта в полной мере внеклассная работа стала неотъемлемой  частью образовательного процесса и организуется для повышения качества  образования.  Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их  дарования. А имея математическую направленность, внеурочная работа прививает  интерес к предмету, расширяет кругозор,  развивает обще интеллектуальные,  творческие и познавательные способности. Ребенок на таких занятиях чувствует  себя более раскованно, чем на уроке; не боится рассуждать, пробовать,  экспериментировать. Рассматривая ту или иную проблему, задачу можно  неторопливо и вдумчиво высказать свою гипотезу, выслушать и обсудить мнения  других учащихся.  Именно вне урока возможно более глубокое развитие творческого мышления, создание лучших условий для организации систематической работы по формированию и развитию логического мышления.  Во внеурочной деятельности легче развивать пространственное воображение,  способность угадывать заранее результат, искать правильный путь решения в  сложных и запутанных ситуациях. В спокойной, доброжелательной обстановке  ребенок учится выделять непригодный способ решения проблемы,  логически  подтверждая свой выбор. Большая роль во внеурочной деятельности отводится  разным видам игр. Это и дидактические игры «Найди ошибку», «Собери фигуру»,  «Прав ли я?», «Третий лишний», и деловые игры «Экологическая тропа» (с  элементами математических расчетов), «Суд над нулем». А как увлекательно и  интересно проходят математические праздники, КВН­ы, путешествия и турниры:  «Что? Где? Когда?»,  «Счастливый случай», «Математический бой», конкурс  «Смекалистых», сказка «Выбор наследника», «Приключения Шерлока Холмса».  Такие мероприятия дают возможность каждому ученику проявить свои способности хоть в какой­то степени.   Рассмотрим пример деловой игры «Производственное совещание» на тему  «Проценты» в 6 классе. Здесь прослеживается тесная связь математики с экологией  и медициной. Учащиеся учатся четко и масштабно высказывать свои доводы в  защиту животных и растений. При этом развивается их речь и мировоззрение,  формируются элементы культуры общения, приобретаются навыки совместной  деятельности, растет интерес к изучению охраны природы и улучшению  окружающей среды. Учащиеся всегда активны на таких мероприятиях, ведь каждый ребенок к этому возрасту уже много знает об окружающем мире, о том, что вредно  и что полезно для природы и человека. Поэтому детям легко высказать свое мнение  по многим вопросам темы, что придает уверенность и желание участвовать в ходе  обсуждения. И пусть сильный ученик расскажет ход решения задачи, зато слабый  может проявить свои знания о заповедниках или интересно рассказать о жизни  животного. Приводя необычные факты и используя красочные картинки природы,  учитель показывает тесную связь животного и растительного мира, а значит и связь  природы с человеком. Конечно, не обойтись на такой игре без математических  расчетов. Даже ученику, который считает с трудом, захочется узнать длину тела  бобра и выразить ее в дециметрах; используя магический квадрат, вычислить  среднюю продолжительность жизни россиян в процентах; выяснить сколько тонн  загрязняющих веществ выброшено в атмосферу со всех производственных объектах  в текущем году; рассмотреть диаграмму изменения площади посадки саженцев за  последние три года. Используя видеосюжет о муравьиной царице и семье черных и рыжих муравьев, можно заинтересовать ребят расчетами о том, сколько вредных  насекомых за свою жизнь поедают муравьи.  Или применить математические  фокусы на данную тему. Совместно ученики выполняют решения задач, а  заинтересованность в теме помогает запоминать математические правила,  вырабатывает вычислительные навыки. Игра реализует образовательные, развивающие и воспитательные цели. В ней  прослеживается связь с другими науками. Игровые моменты помогают использовать различные математические приемы, которые уже были изучены ранее. Важно  побуждать учащихся самостоятельно выбирать нужное мыслительное действие к  решению данного вопроса. Мы приучаем не просто слушать и запоминать, а  обдумывать ход решения, устанавливать взаимосвязи,  составлять мысленно схемы  и действовать по ним. Ребенок видит то, что он может использовать полученные  знания в реальной жизни. И это его всегда очень радует! Не упускаю возможности даже в пришкольном лагере постоянно проводить  логические конкурсы, математические фокусы, викторины и загадки на развитие  памяти и внимания, мышления и интуиции. Ответы всегда прячу в черном ящике,  шкатулке или комнате, что придаёт загадочность и повышает интерес. А как  счастлив ребёнок, который первым сумел найти верный путь к поставленному  вопросу! Решая нестандартные задачи, фантазируя, дети, которые хорошо успевают, еще  в большей степени могут развивать свои умственные способности, а  слабоуспевающие – учатся управлять своими действиями, учатся планировать,  искать пути решения и ответы на поставленный вопрос.  Здесь важно чаще хвалить и тех и других за правильный ход рассуждения, за поиск нужного пути, подбадривать  и радоваться вместе с каждым ребенком их успехами.  Педагогу важно умело построить свою деятельность так, чтобы каждый ребенок  почувствовал уверенность в своих силах. Разными способами управлять ситуацией,  сглаживать острые углы, подбирать каждому нужное слово, быть  доброжелательными. Никакой, даже самый слабый ученик не должен чувствовать  себя беспомощным, не подвергаться насмешкам одноклассников и упрекам  взрослого. Именно мастерству и такту учителя здесь отводится главная роль.  Изучение математики, как и любого другого предмета должно приносить радость и  удовлетворение. Память у детей – яркая и эмоциональная. А запоминать факты, не связанные с  эмоциями, они пока не умеют. Дети, конечно, научатся. А пока учителю нужно им  помочь – создать эмоционально­ассоциативную «зацепку», чтобы удержать  внимание ребят. Вот и приходится нам, педагогам, систематически укреплять познавательный интерес учащихся, развивая положительное отношение к учению  вообще и к предмету математики в частности. На занятиях у ученика должно  возникнуть желание захотеть добывать нужный материал, отбирать полезную  информацию из разных источников. Целенаправленно управляя мыслительной  деятельностью учащихся, педагог активизирует ее,  помогает ученику стремиться  идти к поиску новой информации. Формы внеурочной деятельности должны быть разнообразны. Детей важно  заинтриговывать и удивлять новыми видами постановки задачи. И никак неуместен  в работе учителя формализм. Важно, чтобы каждое занятие носило  целенаправленный, развивающий и яркий характер. Именно продуманная система  внеурочных занятий повышает интерес школьников к предмету, способствует более  глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.  Благотворно сказывается внеклассная работа и на качестве уроков, ведь учитель  теперь более тесно связан эмоционально с учащимися, расширен круг познания в  математике. Математические кружки и математические встречи развивают память,  воображение, сообразительность, волю, усидчивость и интеллект, а еще беглость  мысли, оригинальность и эрудицию. Получается, что для развития у человека  важных качеств и способностей следует глубоко и серьезно изучать математику,  используя различные виды деятельности. Имея больше возможностей в  индивидуальном подходе во внеурочной работе, учитель приучает ребенка излагать  свою мысль кратко, последовательно и полноценно, развивает умение  систематизировать отдельные факты. Все эти качества пригодятся каждому  ребенку во взрослой жизни, неважно какую профессию он изберет. Умение  планировать и сопоставлять, выбирать рациональный путь решения нужно при  любой деятельности в повседневной жизни практически каждый день. И пусть  многое забудется и не используется, но останется умение рассуждать, объяснять и  доказывать не только другим, но и самому себе какие­то истины. Главное, ребенок  во взрослой жизни сможет делать это самостоятельно! Дорогие учителя! Хочу Вам нежно пожелать  Здоровья, радости и счастья! Чтобы минули Вас ненастья, В душе лишь были мир и благодать! Пусть иногда задуманное не сбывалось, Но Вы всегда полны надежд, идей и оптимизма! Благодаря таким, как Вы Жива Россия, славится Отчизна! Литература: 1. И.   Я.   Депман,   Н.   Я.   Виленкин.   «За   страницами   учебника   математики: Пособие для учащихся 5–6 классов средних школ». Москва: «Просвещение», 2004 год. 2. Я.   И.   Перельман.   «Живая   математика.   Математические   рассказы   и головоломки».  Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год. 3. Я.   И.   Перельман.   «Весёлые   задачи».   Москва:   АСТ:   Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 год. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос.акад. наук, Рос.   акад.   образования;   под   ред.   В.   В.   Козлова,   А.   М.   Кондакова.   –   Москва: Просвещение, 2011год (Стандарты второго поколения). 5. А. В. Фарков.  «Математические  олимпиады  в  школе. 5–11 класс» – 4­е изд. Москва:  Айрис­пресс,  2005 год. 6. А. Фарков. «Внеклассная работа по математике. 5–11 классы». Москва: «Айрис­Пресс», 2007 год. 7. Р.   Вайблун.   «Занимательный   мир   математики».   Санкт­Петербург: «Дельта», 1998 год. 8. И.И.   Баврин,   Е.А.   Фрибус   «Занимательные   задачи   по   математике». Москва: «ВЛАДОС», 1999 год. 9. М.А.   Иченская.   «Отдыхаем   с   математикой.   Внеклассная   работа   по математике в 5­11 классах». Волгоград: «Учитель», 2006 год. 10.   И.Б.   Ремчукова.   «Математика.   5­8   классы.   Игровые   технологии   на уроках». Волгоград: «Учитель», 2007 год.

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"

Доклад "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательного процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017