Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Оценка 5
Лекции +1
docx
технология
Взрослым
26.08.2017
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Доклад о воспитании трудолюбия.docx
Воспитание трудолюбия и творческого отношения к
учению, труду, жизни.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно,
как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны
воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям
труда, готовность трудиться в любой сфере общественного
производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего
гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие
формируется в процессе воспитания.
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности.
Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но
смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, что
бы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку
высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять
радость другим — вот что должно служить мотивом,
побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который
поднимает человека на моральную высоту. Люди, сочетающие в себе
эти качества - счастливейшие люди. Потому что нет, наверное, большей
радости, чем доставлять радость другим. Такие люди не пройдут мимо
чужого горя, выручат попавшего в беду, они бескорыстны, их
действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.
Труд , творчество, созидание – естественные условие человеческой
жизни, состояние нормального человеческого существования.
Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя,
помощь другим формирует основные трудовые действия, создает
предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку
трудового взаимодействия, целеустремленность и настойчивость.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в
образовательный процесс средств и методик, помогающих детям
2 «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности
подростка становится не столько результативность в изучении
школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям
собственного познания и преобразования природы, истории, самого
себя.
Одним из важнейших преобразований в системе общего
образования является введение федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования нового поколения
(далее – ФГОС), их появление вызвано необходимостью подготовки
выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что
целью является не предметный, а личностный результат.
Исходя из основной цели духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся Российской школы, школа как воспитательная
система, определила следующую цель: эффективно содействовать
становлению и развитию духовно-нравственного, ответственного,
инициативного гражданина России, формированию его
индивидуальности, способности к личному самоопределению и
творческой реализации своих возможностей, то есть сформировать
личность гуманную, творческую, адекватно оценивающую себя,
умеющую уважать других, активную и самостоятельную.
Конкретно цель предмета «Технология» --заложить основы подготовки
учащихся к трудовой деятельности в новых условиях, способствовать
воспитанию и развитию инициативной творческой личности.
Ориентация человека на определенную профессию реализуется лишь в
ходе его собственного развития, поэтому профессиональные
намерения, соответствующие интересам и склонностям личности,
необходимо формировать, начиная с младшего школьного возраста.
Программа воспитания и социализации в соответствии с
требованиями Стандарта ориентирует на Воспитание трудолюбия,
творческого отношения к учению, труду, жизни. А ОНО
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ, ЭТО :
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,
трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
3 - элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со
сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества,
создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно
полезной и личностно значимой деятельности;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой
деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве,
познавательной и практической, общественно полезной деятельности
ЧТО ПОЛУЧАЕТ РЕБЕНОК В ПРОЦЕССЕ ТРУДА?
1. Разумно организованный труд укрепляет физические силы,
здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя,
ребёнок все лучше ориентируется в пространстве.
2. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие
ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного
восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности,
тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится
сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет
дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их
рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок
поливает, рыхлит почву.
3. Намечая известную последовательность действий, ребенок
приобщается к различным формам планирующей деятельности.
4. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о
предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и
использовании.
5. Особенно важна роль трудовой деятельности в
нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость
поведения, дисциплинированность, самостоятельность,
развивается инициатива, умение преодолевать трудности,
стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в
совместном труде формируются первоначальные навыки -
умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в
работе.
4 КАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ИДЕТ ПРОЦЕСС ПРИОБЩЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ К ТРУДУ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ ?
А ПРОИСХОДИТ ЭТО В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГАЦИИ ОСНОВНОГО И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ВО-ПЕРВЫХ, анализ учебников позволяет отметить
богатство материала, содержащегося в них, включающего знания о
различных сторонах жизни, взаимоотношений между людьми, о
профессиях, о людях труда. Учебники содержат множество терминов и
понятий профориентационного характера, названий профессий,
производств, трудовых действий, предметов труда.
ВО ВТОРЫХ, программы трудового обучения школьников
включают в себя разнообразные виды труда, в процессе которого
учащиеся занимаются обработкой различных материалов,
конструированием, моделированием, декоративно-прикладным
творчеством. Работа в классе, изготовление наглядных пособий,
подарков к праздникам закладывают у детей основы трудолюбия,
желание сделать что-то полезное своими руками, развивает трудовые
умения и навыки, интересы и увлечения школьников.
.
В-ТРЕТЬИХ, ЛЮБОВЬ К ТРУДУ И ТВОРЧЕСТВУ ПРИВИВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ
ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Программы кружков
предусматривают включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько содержанием, сколько новизной и
необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной
компетенции, формированию умения работать в условиях поиска,
развитию сообразительности, любознательности. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями
рассуждений, позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих Силах. Таким образом, духовно-
нравственное развитие и воспитание школьников через программы
дополнительного образования формируют и развивают качества
личности соответственно определенному возрасту ребенка.
-Эти занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их
художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности,
подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.
-Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество
- чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.
5 -Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые
связывают свою судьбу с профессиональным искусством.
-Они определяют педагогические и организаторские способности
детей.
На протяжении всех занятий в кружках воспитывается трудолюбие и
творческое отношение к жизни, учащиеся знакомятся с
художественными идеалами, ценностями, получают опыт
самореализации в художественном творчестве, организуются выставки
собственных творческих работ. Гражданско–патриотическое
воспитание учащихся здесь осуществляется посредством знакомства с
культурой, традициями своего народа.
Таким образом мы видим, на занятиях кружков происходит духовно-
нравственное развитие и воспитание у учащихся школьного возраста.
В-ЧЕТВЕРТЫХ, В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ОЧЕНЬ ВАЖЕН ОПЫТ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ТО ЕСТЬ ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ. Опыт принесения практической
пользы своим трудом и творчеством, например:
– украшение и наведение порядка в пространстве своего класса,
школы, улицы;
– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и
устройству быта близких, товарищей дома, в школе и т.д ( накрыть на
стол в столовой, приготовление пищи, уборка после еды, приведение в
порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);
– работа на пришкольном участке, в том числе и на платной и
бесплатной практике, в творческих и учебно-производственных
мастерских (посещение кружков и студий в учреждениях
дополнительного образования ДДТ) ;
– отдельные трудовые акции на исключительно добровольной,
сознательной основе (участие в субботниках, посадке цветов и
деревьев, покраске общественных заборов, уборке мест захоронений и
т.д.)
В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ ОСОБО ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ РОЛЬ В ТРУДОВОМ
ВОСПИТАНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-
исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы среднего общего
6 образования. Современные развивающие программы среднего общего
образования включают проектную деятельность в содержание
различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность ОПД (основ проектной деятельности) также обусловлены
их методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем
станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Изучая курс ОПД, обучающиеся приобретают новые знания, опыт
решения проектных ПРАКТИЧЕСКИХ задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути
проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. У
детей развивается позитивное отношение к базовым ценностям
общества, в частности к образованию и самообразованию.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное
становление личности ребёнка через активные способы действий.
Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования,
анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не
только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и
групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и
умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение
различных точек зрения на одну проблему, организация
взаимодействия между участниками проекта.
В Программе много места занимает тема профессионального
самоопределения как поиска смысла труда.
Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и
нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже
выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в
самом процессе самоопределения
ТАКИМ ОБРАЗОМ , в процессе изучения ВСЕХ учебных дисциплин и
проведения внеурочных мероприятий учащиеся школы получают
представления о роли знаний, труда и значении творчества в
жизни человека и общества:
получают навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в учебно-трудовой деятельности
7 (экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по
мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий
( ярмарки, конкурсы, города мастеров, и т.д.), раскрывающих перед
детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
приобретают опыт уважительного и творческого отношения к
учебному труду (посредством презентации учебных и творческих
достижений, стимулирования творческого учебного труда,
предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в
учебном труде);
учатся творчески применять знания, полученные при изучении
учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология»),
участия в разработке и реализации различных проектов);
приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно
полезной деятельности на базе школы и других учреждений;
приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы,
знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные
примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду
и жизни.
КАК ОЦЕНИТЬ ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ К ТРУДУ ?
Как уже отмечалось, подготовка к жизни и труду включает в себя
различные стороны. Мы рассмотрим ее с точки зрения трудового
воспитания. Учитывая то, что механизм трудового воспитания
содержит в себе такие компоненты, как формирование знаний,
отношения и поведения, в качестве эталонных показателей, с которыми
сравниваются достигнутые результаты, могут быть использованы
следующие критерии:
когнитивный – знания учащихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностный – отношение к труду, интерес к
профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной
деятельностью;
поведенческий – навыки трудовой деятельности, ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Каждый из критериев включает в себя ряд показателей,
конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня
готовности школьников к труду и жизни осуществляется посредством
использования методик диагностики.
8 Когнитивный ЭТО:
1.Знания о труде.
2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого человека.
3. Знания об основных профессиях, их особенностях.
Мотивационно-личностный ЭТО:
1.Отношение к труду и людям труда
2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.
3. Желание овладеть какой-либо профессией
Поведенческий ЭТО:
1.Навыки трудовой деятельности.
2.Проявление трудолюбия, старательности на уроках трудового
обучения.
3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.
Исходя из характеристики уровней готовности школьников к
жизни и труду,
Высоким уровнем подготовки можно считать такой когда:
У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности
людей, о значении труда в жизни каждого человека и общества в
целом. Учащиеся знают основные профессии, предлагаемые тестом, их
особенности, понимают значимость данной профессии для людей.
Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых
людей, у них выражены интересы к профессиональной деятельности,
они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут
объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют
трудолюбие на уроках трудового обучения. Активны, ответственны,
помогают товарищам в процессе труда.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:
Трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок
коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем
мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется
под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь
меняет авторитет школьника в классе.
9 В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки
школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды
мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает
навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию
ребенка в обществе.
Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять
собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность,
имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую
возрастные психофизиологические особенности учеников.
Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся
дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить
творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать
нового человека.
В работу, которую человек любит, можно вложить не только свое
мастерство, но и чувства, что важно каждой творческой личности.
Трудовая деятельность , выбранная человекам по интересам,
возвышает, улучшает жизнь, делает человека счастливым и вне
работы. Нудная и нелюбимая работа способна вызвать глубокую
неудовлетворенность и раздражительность.
НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ТРУДОМ ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВО, ПОЭТОМУ
ОСОБО ХОЧЕТСЯ ОСТАНОВИТЬСЯ НА ПОНЯТИИ ТВОРЧЕСТВО И НА ЕГО
ВЛИЯНИИ НА ЧЕЛОВЕКА.
На Земле найдётся не так уж много людей, которые никогда не
испытывают состояние полной апатии, когда нет ни сил, ни
настроения делать что-либо. Тяжело выходить из этого состояния.
Но все неудачи, свалившиеся на голову, не будут вечными. Пройдёт
месяц, другой – и всё покажется мелким и смешным, в крайнем случае
немного грустным, но не трагичным. Надо творить свою будущую
счастливую жизнь, мечтать о ней, рисовать яркими разноцветными
красками. Нужна максимальная концентрация и позитивный настрой.
Если ругать себя за то, что сегодня не сделали то-то и то-то – завтра вы
опять это не сделаете! Лучше простить себя от всего сердца и
настроиться на будущий день – я обязательно сделаю всё, что надо, у
меня хватит сил…
Что может помочь сохранять достаточно долгое время чувство
здорового оптимизма? Что во все времена двигало человеком в его
жизни? Творчество! Творчество в жизни человека играет огромную
роль. Именно оно может спасти нас в беде, вывести из самых
тупиковых жизненных ситуаций, поддержать, когда нет сил, указать
10 путь, если мы теряемся в непростой жизни. Именно творчество придаёт
смысл нашему существованию. Если человек способен относиться к
жизни творчески – он будет жить!
Творчество – это действие, и действие самостоятельное.
Делайте что-то, создавайте! Фантазируйте! Рисуйте картины,
вышивайте бисером, лепите из глины, стройте замки из спичек,
создавайте модели машин, танков, самолётов – всё что угодно, лишь бы
вам это увлечение приносило удовольствие. Даже если вас пока не
понимают близкие, считают, что вы занимаетесь ерундой и это никому
не нужно. Это нужно вам! Когда человек творит, создаёт что-то новое,
ему и болеть-то некогда, отступают болезни. Когда вы занимаетесь
любимым делом, отступают даже самые тяжёлые мысли, отдыхает
разум, тело. А отдохнувший мозг обязательно найдёт правильное
решение .
КТО- ТО ИЗ ДРЕВНИХ СКАЗАЛ: « ХОТИТЕ ВЫРАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА
СЧАСТЛИВЫМ, НЕ ГОТОВЬТЕ ЕГО К СЧАСТЬЮ, НАУЧИТЕ ТРУДИТЬСЯ , И
СЧАСТЬЕ ПРИДЕТ САМО».
11
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Доклад "Воспитание трудолюбия и творческого отношения к учению, труду, жизни".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.