Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа +2
1 кл—11 кл
30.01.2017
Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса" подготовлен для выступления на педагогическом совете школы. Применяя здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе педагог сохраняет и улучшает здоровье обучающихся. При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо придерживаться основных правил, о которых рассказано в докладе .Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Доклад.docx
В мире есть лишь две абсолютные
ценности: чистая совесть и здоровье.
Лев Николаевич Толстой
Здоровье – неоценимое счастье для каждого человека, то, о чем многие вспоминают,
к сожалению, только тогда, когда его теряют. Известно, что человек, не думающий о
своем здоровье смолоду, рискует полностью утратить его к 2530 годам и, наоборот,
соблюдая здоровый образ жизни, даже вопреки наследственности и имеющимся
болезням, можно укрепить свое физическое состояние.
Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков.
Здоровье человека зависит
на 50% от образа жизни
на 25% от состояния окружающей среды
на 15% от наследственной программы
на 10% от возможностей медицины.
Здоровье ребенка, его социальнопсихологическая адаптация, нормальный рост и
развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 15
лет этой средой является система образования, т.к. более 70 % времени его
бодрствования связаны с пребыванием в учреждениях образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная
среда порождает факторы риска нарушений здоровья обучающихся, а это около 40 %
негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, среди них можно
выделить основные:
стрессовая педагогическая тактика;
интенсификация учебного процесса;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к
организации учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления
здоровья;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового
образа жизни.
Для укрепления здоровья учащихся учителю необходимо найти резервы
собственной деятельности в сохранении их здоровья.
Применяя здоровьесберегающие технологии в учебновоспитательном процессе
педагог сохраняет и улучшает здоровье обучающихся.
При построении урока с позиции здоровьесберегающих технологий учителю надо
придерживаться основных правил. Правило 1. Правильная организация урока
Вопервых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Вовторых, главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую
информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него
интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать,
готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Задавание вопросов является:
показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно,
хорошего уровня его работоспособности;
проявлением и тренировкой познавательной активности;
показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат
одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а
также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств
индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических
функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной
организации двух полушарий мозга:
левополушарные люди – при доминировании левого полушария, для них
характерен словеснологический стиль познавательных процессов, склонность к
абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – доминирование правого полушария, у данного типа
развиты конкретнообразное мышление и воображение;
равнополушарные люди – у них отсутствует ярко выраженное доминирование
одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие;
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на
доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения
здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом
нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
525я минута — 80%; 2535я минута — 6040%;
3545я минута — 10%.
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен
приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными
формами утомления.
Правило 4. Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных
заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют
снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно
несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им
сведения развивающего и воспитательного плана, побудить к активизации
самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Хороший эффект дает использование:
интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у
школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения;
использование пословиц при изучении понятий. В этот момент процесс обучения
как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы,
что позволяет им также снять накопившееся напряжение;
введение в урок литературных или исторических отступлений способствует
психологической разгрузке, установлению и укреплению межпредметных связей.
Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому
высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку
зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной
мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление –
вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к
раскрытию способностей каждого ребенка.
Неудача ученика на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится
дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог
поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных
возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной
приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге
приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким
результатам.
Правило 6. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых
гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и
профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Необходимо научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему
здоровью. Вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов, а это позволит
показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью,
приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Правило 7. Самоанализ урока учителем с позиций здоровьесбережения
Проводить самоанализ урока с точки зрения сохранения здоровья школьников,
целесообразно обращать внимание на следующие аспекты урока:
Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных,
неприятных раздражителей.
Число видов учебной деятельности используемых учителем: опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на
вопросы, практические занятия. Нормой считается 47 видов за урок.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма: 7–10 минут.
Число видов преподавания используемых учителем: словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в
субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор
действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах,
ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и
развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и
др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для
инсценированные дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным
программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных
задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим
индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма:
механизм здоровье разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в
частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и
губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной
частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность
(норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4
повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения
упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть
урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение
учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из
критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к
занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения,
используемые учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним
из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных
школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на
здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не
было эмоциональносмысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток,
использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной
активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и
пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем
за 5–10 минут до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было
спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог
прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно
считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание
и на состояние учителя.
Ведение здорового образа жизни и знание здоровье сберегающих технологий
является приоритетным направлением не только ФГОС, но и служит предотвращению
демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её
подрастающих поколений. Необходимо личным примером демонстрировать здоровый
образ жизни. Детей надо научить с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять
свое здоровье, только в этом случае будущее поколение будет здоровым и развитым и
личностно, и интеллектуально, и духовно, и физически. Здоровый человек – это
красивый человек.
Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Доклад "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.