МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР
ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Организация практико-ориентированного (дуального) обучения в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им.И.С.Солтыса» через социальное партнерство»
Докладчик: Котерняк Ольга Васильевна , заведующий практикой, преподаватель профессионального цикла ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Дата: 15 ноября 2022 года.
Место: дистанционно.
Уровень рассмотрения: Республиканское методическое объединение заместителей директоров по учебной работе, заведующих организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики
Каменка, 2022 г.
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема: Организация практико-ориентированного (дуального) обучения в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им.И.С.Солтыса» через социальное партнерство
Родоначальником системы дуального образования принято считать Германию. Её экономические успехи красноречиво свидетельствуют о ценности дуального обучения. В настоящее время насчитываются сотни профессий, которые можно изучить по дуальной системе, и этот список регулярно пополняется.
Подготовка квалифицированных рабочих, специалистов и служащих является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Приднестровской Молдавской Республики. В целях повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, отвечающих требованиям работодателей, с 2018 года в Приднестровской Молдавской Республике начата апробация практико-ориентированного (дуального) обучения.
Самой важной задачей профессионального образования сегодня является
обеспечение качественной подготовки квалифицированных рабочих и
специалистов в соответствии с требованиями работодателей.
Вместе с тем, система среднего профессионального образования
сталкивается с рядом проблем:
во-первых, непопулярностью рабочих профессий. Сегодня среди
молодежи стремление получить высшее образование затрудняет набор
выпускников школ на рабочие профессии, что создает дефицит рабочих кадров на промышленных предприятиях республики;
во-вторых, у организаций профессионального образования недостаточно
финансовых средств для приобретения нового дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, позволяющего осваивать современные
производственные технологии в рамках реализации основных профессиональных образовательных программ;
в-третьих, имеющееся в организациях профессионального образования
оборудование устаревает, технологические процессы производства сменяют
друг друга с огромной скоростью, в связи с этим педагогам необходимо
постоянно проходить стажировку на предприятиях, чтобы идти в ногу со
временем.
Возникает необходимость создания современных педагогических
моделей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в реальных производственных условиях, на реальных производственных местах.
Одним из таких подходов в профессиональном образовании является
система дуального обучения.
Дуальное обучение – форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в образовательной организации и практическое – на производственном предприятии, где у обучающихся вырабатываются необходимые для конкретного производства профессиональные компетенции. Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность образовательных организаций и предприятий за качество подготовки кадров. Для предприятия — это возможность подготовить себе кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию, возможность отобрать лучших выпускников, так как за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными. Для обучающихся — это шанс адаптироваться к реальным производственным условиям, развить умения работать в коллективе, сформировать профессиональные компетенции и ответственность, успешно трудоустроиться по специальности после окончания обучения.
Приказом Министерства просвещения ПМР от 30 ноября 2017 года № 1344 «Об утверждении плана мероприятий по реализации практик ориентированного (дуального) обучения в Приднестровской Молдавской Республике» утвержден план мероприятий (дорожная карта) по реализации практико-ориентированного (дуального) обучения в республике.
Первый этап - формирование нормативно-правовой базы. Подготовлены и введены в действие следующие нормативно-правовые акты:
- «Положение о порядке реализации образовательных программ с использованием сетевых форм в организациях профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (Приказ Министерства просвещения ПМР от 5 июня 2017 года № 691)»;
- «Положение о практико-ориентированной (дуальной) системе подготовки кадров (Постановление Правительства ПМР от 19 января 2018 года № 15)»;
- «Положение о базовых предприятиях государственных организаций профессионального образования Приднестровской Молдавской Республики (Постановление Правительства ПМР от 11 декабря 2018 года № 338)».
Второй этап – определение пилотных площадок и заключение договоров между организациями профессионального образования и предприятиями о взаимном сотрудничестве по подготовке кадров по практико-ориентированной (дуальной) образовательной программе.
Следующий этап – это разработка организациями профессионального образования соответствующих образовательных программ и локальных актов, регламентирующих обучение по практико-ориентированной (дуальной) системе.
Практико-ориентированное (дуальное) обучение ведется по основным профессиональным образовательным программам, обучение по которым осуществляется около 3 лет, так и по образовательным программам профессиональной подготовки, т.е. краткосрочным программам.
В настоящее время в практико-ориентированном (дуальном) обучении принимают участие наш техникум и предприятия г. Каменка и Каменского района. ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И. С. Солтыса» разработан учебный план профессиональной подготовки «Тракторист категории «С», утверждённый Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики 06 марта 2020 года, разработана основная профессиональная образовательная программа «Тракторист категории «С», Локальный акт «Положение о практико- ориентированной ( дуальной) системе подготовки кадров в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И. С. Солтыса»», заключены долгосрочные договора с предприятиями малого и среднего бизнеса г.Каменка и Каменского района.
Первый пилотный проект по подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Тракторист категории «С» успешно реализован с 14 декабря 2020 г. по 26 марта 2021 года на основании заключённых договоров с ООО «Колос», Колхоз «Путь Ленина», КФХ «Сердунь», КФХ «Павленко», ООО «Калина», ПСК «Подойма», КФХ «Северин». 11 слушателям, обучающимся по практико- ориентированной (дуальной) образовательной программе, присвоена квалификация «Тракторист категории «С» и выдано свидетельство о профессиональной подготовке.
Также с 11 ноября 2021 года по 18 февраля 2022 года 5 слушателям присвоена квалификация «Тракторист категории «С». Социальным партнёром выступило ООО «Мега фрукт». Таким образом, ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им.И.С.Солтыса» совместно с предприятиями подготовлено 16 слушателей.
Весь учебный процесс основан на технологии концентрированного обучения. Первоначально обучающиеся сосредотачиваются на более глубоком изучении каждого предмета общепрофессионального и профессионального циклов и после этого направляются на учебную и производственную практику. Практика проводится концентрировано на всех этапах обучения с учетом требований работодателя. Практика максимально приближена к реальным условиям предприятия, проходит в производственных подразделениях под руководством наставников предприятия. Социальные партнеры включаются в образовательный процесс ещё на этапе формирования учебного плана, графика учебного процесса, согласования рабочих программ, разработки фондов оценочных средств. Оценка профессиональной подготовленности и пригодности должна быть независимой и объективной. Поэтому в итоговой аттестации участвуют наши представители кпт и Председатель комиссии Мазур В. Н., начальник отделения ГТИ по г. Каменка и Каменскому району.
В настоящее время осуществляется набор в группу «Тракторист категории «С»». План набора - 15 человек. Обучение будет проводиться по практико-ориентированной (дуальной) образовательной программе профессиональной подготовки кадров. Открытие планируется 15 ноября 2022 года. На 17 марта 2023г. запланирована итоговая аттестация в виде квалификационного экзамена.
В этом учебном году согласно контрольным цифрам набрана группа «Лесное и лесопарковое хозяйство» по практико-ориентированной (дуальной) образовательной программе.
Второе направление по подготовке кадров для предприятий общественного питания района планируется реализовать на базе нашего учебного заведения по профессии «Повар». В 2022-2023 уч. году оформляются договора о взаимном сотрудничестве по подготовке кадров по практико-ориентированной (дуальной) образовательной программе между ООО «Общепит», ООО «Весна», МУП «Каменский рынок» кафе Визит, ресторан «Колизей», Каменское УНО, ГУ «Каменская ЦРБ», ЗАО «Каменский консервный завод», ООО «Каменский санаторий Днестр», разработан пакет документов.
В заключение хотелось бы отметить, что опыт дуального образования привлекателен своей конкретностью. В процессе дуального обучения теория сразу же подкрепляется практикой, практика проходит непосредственно на будущем рабочем месте и специалиста готовят к конкретной должности. У предприятий появляется возможность снизить финансовые затраты на переобучение персонала, сэкономить время на подбор кадров. У слушателей повышается мотивация к качественному обучению, они чувствуют заинтересованность будущего работодателя и собственную ответственность обучающихся не возникает необходимости в поиске работы, ряды безработных или работающих не по профессии молодых специалистов не пополняются. Образовательные учреждения имеют возможность укомплектоваться профессиональными кадрами за счет привлечения к педагогической деятельности сотрудников предприятия и развития института наставничества, повысить квалификацию своих педагогов путем проведения стажировок на предприятии, а также использовать материальные ресурсы предприятия, организовывая учебные мастерские, лаборатории, образовательные центры.
Применение дуального обучения как основы практико-ориентированной модели образования – это одно из эффективных средств повышения качества профессионального образования. Таковы результаты совместной деятельности социальных партнеров на сегодняшний день. Многое достигнуто, а для того, чтобы были новые достижения, нужно основательно поработать, что мы и будем делать. Подводя итоги вышесказанному, процитирую слова философа, в свое время сказавшего: «Как лодку назовешь, так она и поплывет». Если говорить образно, имя нашей лодки – СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, а это - тесное сотрудничество, взаимодействие, конструктивный диалог, общая деятельность, направленная на благо подрастающего поколения. И значит, такой лодке суждено плыть долго и держаться на волнах уверенно, надежно, не сбиваясь с выбранного курса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.