Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Ростова-на-Дону «Детский сад № 111»
Долгосрочный проект «Времена года» группа раннего возраста №13
Воспитатели: Бородина Л.С.
2024-2025 г. |
Творчесое название проекта |
«Времена года» |
Тип проекта |
Информационно - практико - ориентированный |
Возраст детей |
Младший дошкольный возраст |
Исполнители |
Дети группы раннего возраста, воспитатели |
Продолжительность |
Долгосрочный проект с 1 сентября 2024г. - 31 мая 2025г. |
Актуальность |
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны |
Цель |
Формирование начальных представлений о временах года. |
Задачи |
Формирование первичных представлений об особенностях природы. Формирование позитивных установок к различным видам труда. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Владение речью как средством общения, развитие связной речи. |
Этапы реализации проекта |
1 этап – организационно - диагностический |
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
- У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;
- Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;
- Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
«Любовь к Родине,
к родному краю начинается с любви к природе».
Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.
Заложить любовь к Родине,
к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое
сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Само ценность дошкольного детства очевидна:
первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе
дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания. Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе
можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.
ü Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
ü Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
ü Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию основ экологической культуры у дошкольников.
ü Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса к ближайшему окружению.
Формирование начальных представлений о временах года.
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.
Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.
Знакомство со свойствами обычных веществ - воды, воздуха и почвы - одно из возможных направлений экологического воспитания
1. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: АйрисНиколаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
2. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез.
3. Материал книги – это технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада.
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.
5. Статьи из журналов
· Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика.
· Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. В статье рассмотрены основные идеи технологии «Добро пожаловать в экологию», методы экологического образования, организация работы, экологические игры с элементами моделирования.
6. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика.
В статье говорится о том, как важно сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности.
7. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. Модель включает в себя основные параметры экологического воспитания: цель, содержание, формы и методы,
технологии, критерии экологической воспитанности, организационно- управленческие действия.
·
Принцип детоцентризма
- в центре творческой деятельности находится
воспитанник, который проявляет
свою активность. У него имеются замечательные возможности
реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
· Принцип кооперации - в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
·
Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников
- каждый, работая над заданием, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
· Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности.
· Принцип связи исследования с реальной жизнью происходит соединение знаний и практических действий
· Принцип трудной цели легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором.
·
1 этап – организационно – диагностический
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – формирующий
Цель: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.
3
этап- заключительный
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.
· Личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
· Развивающего обучения.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка
· Индивидуального обучения.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
· Информационно-коммуникационные.
В современном мире при всём нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно- коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры.
· Развития творчества.
· Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
· Проблемно – поисковая.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
· Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования
совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
ФОРМЫ РАБОТЫ
· с детьми:
ü Беседы;
ü занятия;
ü рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
ü выставки детских работ по проекту «Осень разноцветная»;
ü дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
ü заучивание стихов, пословиц, поговорок;
ü творческая речевая деятельность;
ü утренники, развлечения;
ü конкурсы;
ü театрализованная деятельность;
ü сочинение рассказов и сказок о природе;
ü видео просмотры.
ü наглядная пропаганда;
ü беседы и консультации.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Сформированы начальные представления о природном мире.
2. Сформировано положительное отношение к различным видам труда.
3. Обеспечено активное общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми
4. Владение связной речью, как средством общения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Лучше научить замечать красоту родной природы.
2. У детей возникло желание отображать увиденное при помощи рисования, лепки.
3. Дети стали чаще прибегать к активной речи, как средству общения и выражения своих чувств.
4. Станут получать удовольствие от заботы об объектах как живой, так и неживой природы.
5. Родители получат новые знания об некоторых методиках проведения целевых прогулок и применят полученные знания на практике.
Дорожная карта долгосрочного проекта
«Времена года»
Блок № 1 «Осень
разноцветная»
Программное содержание:
формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям увидеть
красоту и разнообразие осенний природы; развитие
познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание
любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности
|
Срок реализации и тема |
Взаимодействие педагога с детьми |
Интеграция О.О.:
|
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы. |
Сентябрь Рисование ( нетрадиционная техника) «Разноцветный осенний листик», |
Чтение художественной литературы: И. Бунин «Листопад», Беседы: «Осень в гости к нам пришла». Аппликация «Осеннее дерево». Д/игра «Что нам осень принесла». П/ игра: «Листья»
|
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие |
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы |
Октябрь Знакомство с осенней порой. |
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Рисование П/игра «Солнышко и дождик» |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие. |
Коммуникативная, двигательная, изобразительная |
Ноябрь Животные |
Беседа на тему: «Как животные готовятся к зиме» Рассматривание картин зайчиха с зайчатами. П/игра «Зайка беленький….». Раскрашивание «Морковка для зайчика». |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие |
Блок № 2 «Волшебница – зима»
Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности
|
Срок реализации и тема |
Взаимодействие педагога с детьми |
Интеграция О.О.:
|
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. |
Декабрь Пришла зима |
Беседы на тему: «Пришел мороз- береги ухо и нос». Рисование: «Закружила вьюга». Коллективная аппликация «Елочка красавица» Рисование: «Следы на снегу» (рисование ватными палочками)» П/и «Два Мороза», Дыхательная гимнастика «Сдуй с ладошки». |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие |
Коммуникативная, двигательная, конструирование, восприятие художественной литературы |
Январь. Зимующие птицы. |
Чтение художественной литературы: З. Александрова «Дождик». Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку». Рисование П/игра «Солнышко и дождик». |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие. |
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. |
Февраль. Зимние забавы |
Рассматривание альбома: «Зимующие птицы». П\И «Зайка беленький», Чтение: М. Познанская «Снег идет», О. Высоцская «Холодно» Аппликация «Украсим рукавичку». Коллективная работа «Веселые снеговечки» |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие |
Блок № 3 «Весна-красна»
Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Пути реализации
Вид деятельности
|
Срок реализации и тема |
Взаимодействие педагога с детьми |
Интеграция О.О.:
|
Коммуникативная, двигательная, изобразительная. |
Март. Пришла весна |
Рисование «Травка зеленеет, солнышко блестит». Аппликация «Одуванчики». Чтение В.Берестов «Март». Рисование «Вот такие у нас сосульки». Словесно-речевые игры «Вот пришла весна». Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна» |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие |
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. |
Апрель. Прилет птиц
|
Словесно-речевые игры «Что весной бывает». Рисование: «Дождик, дождик кап-кап-кап» Д/и «Перелетные птицы» Знакомство с птицами Донского края». Раскрашивание «Птичка-невеличка» |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие. |
Коммуникативная, двигательная, изобразительная, познавательно- исследовательская. |
Май. Наш цветник. |
Словесно-речевые игры «Солнечный зайчик», п/и «Шарик» Дыхательная гимнастика «Лети бабочка, лети!» Рисование «Солнышко лучистое» Аппликация «Первые цветы» Рисование «Тюльпаны для мамы» |
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.