Доля величины: половина, четверть в практической ситуации, сравнение величин, выраженных долями.

  • docx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект Доля величины (3 класс).docx

Предмет: Математика                                                                                                                                 

Класс: 3                                                                                                                                                         Дата: 29.01.2025

Тема:  Доля величины: половина, четверть в практической ситуации, сравнение величин, выраженных долями.

Цель: Первичное знакомство с тем, как в математике учат делить на части или доли.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать, как образуются, называются доли

Уметь сравнивать доли

Решать текстовые задачи

Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки

Познавательные УУД

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

Коммуникативные УУД

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач.

 

Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения.

1) находить и читать информацию, представленную различными способами;

2) использовать элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

3) строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами

1) понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

2) планировать своё высказывание

планировать свои действия в течение урока;

3) фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке 

1) включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

2) формулировать ответы на вопросы;

высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

3) понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

4) строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм) 

Этапы урока

Содержание этапов

Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной

Содержание учебной деятельности (деятельность ученика)

1.      Мотивационно-целевой этап:

1.1              Создание мотивационной основы учебной деятельности

Учитель настраивает учащихся на работу, обращает внимание на готовность рабочего места.

 

 

На карточках записаны примеры. Учитель предлагает решить примеры. На обратной стороне написан ответ и буква.

8*4=                15:5=                  9*7=              46+54=

82-35=             39+28=               42:6=             3*7=

-Каждому ответу соответствует буква:

7

21

3

47

32

67

63

100

п

е

а

ь

л

и

с

н

Учитель предлагает поставить эти числа в порядке возрастания и прочитать слово, которое получилось.

 

 

Учитель предлагает просмотреть фрагмент м/ф, чтобы определить  тему урока.

Приветствие. Положительный настрой на урок.

 

Дети решают примеры на карточках, на обратной стороне написана буква.

 

 

 

Расставляют буквы в порядке возрастания ответа.

Читают слово: АПЕЛЬСИН

 

Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

1.2. Организация целеполагания

Учитель задает вопросы классу, способствует актуализации знаний.

- Что пришлось делить героям сказки?

- Почему надо было делить этот целый апельсин? 

- Как в сказке называлась каждая часть апельсина?

 - Где в жизни вы встречали это слово?

- Приходилось ли вам делить что-то на части? Что?

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

 

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

1.3. Цель как результат деятельности

Учитель предлагает обучающимся познакомиться с понятием «Доля», научиться называть, записывать, сравнивать доли.

Дети участвуют в формулировке цели урока.

2.      Этап актуализации знаний:

 

2.1. Актуализация имеющихся знаний и поиск способов выхода из затруднения, составление коллективного плана решения учебной задачи, способов проверки выдвинутых гипотез, совместное планирование деятельности в группах и распределение ролей и др. Планирование деятельности – определение возможного протекания деятельности, способов (шагов), обеспечивающих результат, выбор ресурсов и их распределение для реализации цели.

Выявления места и причины затруднения

Учитель предлагает решить задачи.
Задача. 
4 яблока   разделили между двумя братьями. Сколько яблок получил каждый брат?
Задача. 2 брата разделили между собой 1 яблоко. Сколько получил каждый? (половину)

–А как это сказать на языке математики? Вы можете?

Итак, у нас возникло затруднение.

Построение проекта выхода из затруднения.

Приходилось ли вам делить что-то на части? Что?

 

Дети решают задачи, отвечают на вопросы.

 

 

 

Фиксируют затруднение

 

 

2.2. Фиксация плана письменной форме или проговаривание этапов работы устно

Учитель помогает составить план работы на уроке, способствует актуализации опыта планирования деятельности по решению аналогичных учебных задач

 

Составляют план:

1. Узнать, что такое доля

2. Учиться образовывать и называть доли

3.Сравнивать доли

3. Этап изучения нового/ Практический этап

3.1. Организация открытия «нового» знания, применение новых знаний, формирование предметных способов действий, создание алгоритма  предметного способа действия, моделирование вывода и др.

Учитель предлагает практическим путем разделить на части яблоко.

-А как это разделить на доли? Что такое доля?

На доске:

                   http://festival.1september.ru/articles/559930/2.gif 

(Доля – это часть.)

Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

(Разрезать)

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

(Нет)

-Получились доли?

(Нет)

-Почему?

(Части неравные)

-А как правильно разрезать?

(Части должны быть равные.)

-Какой вывод можно сделать?

(Доля – это равная часть)

На доске: http://festival.1september.ru/articles/559930/3.gif

 

-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

(Сначала разрезать пополам)

Держу в руках две половинки и спрашиваю:

-На сколько равных долей разрезано яблоко?

(На две)

-А если я возьму одну из двух долей?

(Одна доля из двух.)

- Как назовем долю?

(Вторая.)

- Ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

(На четыре.)

Какая доля получилась?

(Четвертая)

- Как это записать? Сначала была вторая, теперь четвертая… Надо же различать доли при записи.

(Дети сначала предлагают свои варианты записи.)

 

На доске дети видят следующую запись: ½; ¼

 

- Что эта запись обозначает?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта»

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

 - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

-Давайте сравним доли ½ и ¼. Что вы можете о них сказать?

 

Дети отвечают на вопросы и обосновывают выбор ответа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сначала предлагают свои варианты записи.

 

 

 

 

 

Наглядно дети сравнивают доли и делают вывод.

 

3.2. Применение знаний и умений для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Учитель организует практическую работу с полосками бумаги. Образование и название долей.

-А теперь вы разделите одну полоску на две доли.

- Как сделаем?

(Перегнем полоску пополам.)

- Сколько таких долей во всей полоске?

(Две)

- Какие они между собой?

(Равные)

- Заштрихуйте часть.

- Как назовем долю?

(Одна вторая)

- Кто сможет написать название второй части?

(½)

- Что обозначает эта запись?

 (Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть)

Аналогично делят вторую полоску на 4 части (доли)

-Проверьте правильность выполнения у своего соседа.

 

Учитель предлагает выполнить творческое задание.

Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой? (1/2 )

 - А если мышек будет 4?

( ¼)

 - А на восемь мышек?

( 1/8)

 -  Сравните получившиеся доли.

(1/2  > 1/4  > 1/8)

 

- Объясните, почему вы так решили.

(Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля)

Дети работают с полосками бумаги, делят их на 2, 4 равные доли, применяя полученные знания. Предлагают варианты ответа на вопросы учителя. Выявляют соотношения между целым и частью целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку.

 

Дети применяют полученные знания в решении нестандартной задачи. Делают вывод.

4. Этап самоконтроля

4.1. Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности

Учитель предлагает выполнить задания по карточкам.

Для слабых обучающихся. Указать какая доля закрашена красным цветом.

Для сильных обучающихся.

Дети выполняют задания. Оценивают уровень своих знаний.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности

Учитель предлагает обсудить реализован ли план работы на уроке.

- Вспомните, какие цели мы ставили?

-Что такое доля?

-Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

-Где в жизни вам может пригодиться знание долей?

Анализируют цель и план работы на уроке, делают вывод.

5.2. Рефлексия способов деятельности

Учитель предлагает обучающимся выполнить тест и оценить свою работу.

Тест

-Рассмотрите, прямоугольник разделён на равные части. Отметьте номерами прямоугольники:

1) Какая из долей меньше 1/3 или 1/6?

2) Какая из долей меньше: 1/3 или половина этого прямоугольника?

3) Какая доля больше: 1/6 или ¼?

4) Укажите прямоугольник, который разделён на 2 доли.

Проверка:

 

 

 

 


              4             2              3              1

Оцените работу:

Нет ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Вернёмся к м/ф «Апельсин»

-На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

Отвечают на вопросы, выбирают правильный ответ из ряда предложенных, отмечают знания и умения, на основе которых была решена учебная задача, получены новые знания. Оценивают уровень своих знаний.

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Учитель предлагает обучающимся оценить степень удовлетворённости от проделанной работы на уроке.

 

Оцените свой уровень. Выберите дольку апельсина.

Оранжевый: Всё хорошо понимаю.

Жёлтый: В целом понимаю, но испытываю трудности.

Зелёный: Не всё понимаю, испытываю серьёзные трудности.

На основе заданных параметров дают оценку проделанной работе, указывают что удалось, что вызвало затруднения.