2. Домашнее задание без стресса
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были успешны в их основной деятельности – учебе. На сегодняшний день это невозможно без качественного выполнения домашних заданий, которые зачастую приносят нам массу сложностей. Необходимо научиться относиться к домашним заданиям с большим оптимизмом, ведь они позволяют ребенку повысить свою успеваемость, поработав самостоятельно дома, и слово «самостоятельность» имеет здесь огромное значение! Домашнее задание – это персональная работа, на которую ребенок должен потратить свое время и силы, и это возможность для него научиться организовывать свою деятельность и работать без подсказок со стороны взрослых. К концу начальной школы ребенок должен выполнять свои домашние задания совершенно самостоятельно. Взрослый может присутствовать поблизости лишь для того, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы, помогая ему найти ответ самому, а не просто предоставлять всю необходимую информацию.
Как помочь ребенку правильно организовать работу?
• Определите, сколько времени вы собираетесь посвятить выполнению
домашнего задания:
Возраст Норма
6-7 лет 45 минут
10 лет 1-2 часа
11-12 лет 2-3 часа
• Если заданная работа больше обычного, разделите время ее выполнения на
несколько этапов, устроив небольшую переменку после первых 30-40 минут (и после
вторых, если потребуется).
• Будьте последовательны. Сообщите ребенку об установленном режиме работы
заранее и придерживайтесь его.
• Не следует выполнять самые сложные задания вместо ребенка, чтобы быстрее
закончить. Таким образом вы никогда не научите его справляться с нагрузками и
стрессом, которые всегда присутствуют в нашей жизни.
Как устанавливать порядок выполнения работ?
• Не забывайте, что часть
ответственности за это нужно возложить на ребенка – так он быстрее поймет, как
ему удобнее организовывать свой труд.
• Условно домашние задания можно разделить на четыре типа:
- чтение;
- запоминание или заучивание наизусть;
- применение знаний;
- творчество.
Лучше начать с того, с чем ребенок может справиться быстро и самостоятельно,
под минимальным присмотром, например, с упражнений, которые он понимает, или
чтения.
• На втором этапе выполнения домашних заданий вы уже можете помогать ребенку,
когда ему требуются объяснения. Будьте поблизости, если ребенку предстоит
длительная работа, поскольку здесь возникает риск отвлечься и сорвать другие
стадии выполнения домашнего задания. С такими заданиями нужно быть особенно
бдительными.
Как помочь ребенку заранее спланировать график выполнения самых сложных заданий на неделю?
• Задания, которые задают с
понедельника на четверг, можно разделить на вечера вторника и среды, не забывая
о том, что во вторник и среду появится еще дополнительная работа. Так же поступайте
и с другими заданиями, которые даются на несколько дней.
• Для заучивания стихотворения наизусть, подготовки к контрольной нужно
выделить особое время («только это, и ничего другого»). Например, час в субботу
после обеда.
• Научите ребенка не только сразу выполнять новые задания, но и уметь, если
необходимо, откладывать их на более поздний срок.
• Дайте ребенку «инструменты» для организации работы. Например, повесьте
маркерную доску в комнате, где он делает уроки, чтобы он мог записывать на ней
свои планы. Если все продумано и спланировано, не будет никаких причин для
беспокойства.
Как организовать выполнение домашнего задания на каникулах?
• В начале
школьных каникул вырабатывайте вместе план действий. Выделите дни, когда
ребенок будет только развлекаться, ходить на прогулки или отдыхать и дни, в
которых 1-2 часа должны быть посвящены выполнению заданий с указанием темы:
математика, русский язык и так далее.
• Не используйте дни школьных каникул для систематического репетиторства (за
исключением, ситуаций, когда есть серьезные сложности с обучением или
отставание от программы). Не заставляйте ребенка помимо заданных на дом уроков
зубрить правила и писать диктанты, чтобы он «лучше усвоил материал». Если
ребенку нужно подтянуться по какому-либо предмету, включите дополнительные
занятия в его план, но помните: первоочередная задача – дать ему несколько дней
настоящего хорошего отдыха.
Учитывайте, насколько развит ваш ребенок. Не давайте ему чрезмерной нагрузки, не давите на него. Помогая с уроками, подумайте, как бы вы себя чувствовали на месте вашего школьника? Присядьте рядом с ним, как бы сохраняя нейтралитет, а не строго следите из-за его плеча, верно ли он решает задачу. Позиция стоя – подавляющая, угрожающая, в то время как сидя рядом вы внушаете ему чувство большей уверенности, ощущение поддержки, помощи.
По направлению к самостоятельности
Пока ребенок маленький (6-7 лет), ваша помощь в подготовке домашних заданий заключается в том, чтобы помочь ему организовать работу, чтобы он не терял свое время и его труд был эффективным. К 8-ми годам вы можете подсказывать, «как лучше выучить», и проверять, все ли ребенок сделал правильно. Ваши исправления должны касаться как самих упражнений, так и методов его работы. Вскоре вы должны оставить ему пространство для самостоятельной работы. После перехода в среднюю школу и до ее окончания ребенок должен выполнять свои домашние задания полностью самостоятельно.
Приучите школьника выполнять задания в ваше отсутствие, чтобы он мог научиться самостоятельно следить за своей концентрацией и восстанавливать ее, если отвлечется. Научите его находить необходимую информацию, используя имеющиеся в доме источники: словари, справочники, полезные сайты в сети Интернет, при этом позаботьтесь о разумных ограничениях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.