Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.
2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду .
3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т'], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками.
4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога.
Домашнее задание № 10. Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности.
2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить
пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду1.
3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т'], дифференцировать
их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными
звуками.
4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением
голосом ударного слога.
5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим; закрепить
правило правописания большой буквы в собственных именах.
6. Учить читать и списывать простые предложения по образцу (понятие
о раздельном написании слов в предложении, точке в конце предложения,
употреблении большой буквы в начале предложения).
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Длинный звук — коротки
звук» (развитие слухового внимания).
Взрослый протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в
барабан (короткий звук), объясняет ребенку разницу в звучании. Ребенок
слушает и в дальнейшем определяет самостоятельно длительность звука, а
также по заданию (например, «воспроизведи "короткий" звук») выбирает сам
1музыкальный инструмент.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Что пропущено?» (развитие
слухового внимания).
Взрослый называет по порядку ряд цифр от 1 до 10 и при этом
пропускает какуюлибо цифру, например 5. Ребенок должен назвать
упрощенный элемент автоматизированного речевого ряда (аналогично игр
проводится на материале дней недели, месяцев и времен года).
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [Т].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в
отгадке:
Пушистая вата плывет кудато.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Т]:
— губки в свободном положении;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— кончик язычка стучит за верхними зубками;
— горлышко «молчит».
Символ звука: большой молоток стучит: ТТТТ...
(см. цветную
вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду
воздуху), твердый, глухой (горлышко «молчит»). Обозначение: синий кружок.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.Колеса поезда стучат: туктуктук...
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Т]»:
а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум...
З а д а н и е 6. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слогов, при
этом ударный слог выделять голосом и более сильным хлопком в ладоши:
тата; тото; ...; тату; туты...
З а д а н и е 7. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
таат, тоот...; ту..., ты ...
З а д а н и е 8. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив
голосом звук [Т]:
туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.
З а д а н и е 9. Выполнить задания (взрослый начинает слово, а ребенок
заканчивает слово всегда одинаково):
— договорить последний звук [Т] в словах: вин..., бин..., зон..., кус...,
мос..., лис..., сала..., жаке..., паке...;
— договорить последний слог ТА в словах: лопа..., конфе..., моне...,
пала..., газе..., воро..., котле...
З а д а н и е 10. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом:
автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт).
Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку и
синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)З а д а н и е 11. Отгадать загадки, назвать первый звук в словахотгадках:
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (Тыква)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется. (Топор)
З а д а н и е 12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звук [Т].
З а д а н и е 13. Выучить чистоговорки:
Татата — я везу кота.
Тутуту — помоги коту.
Тытыты — сметану съели всю коты.
Тотото — я иду в пальто.
З а д а н и е 14. Знакомство со звуком [Т'].
Символ звука:
часы тикают: тьтьть...
(см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый
кружок.
З а д а н и е 15. Фонетическое упражнение.
Часики тикают: тиктик...
З а д а н и е 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, ее
услышишь звук [Т']»:
ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...З а д а н и е 17. Договорить последний слог в словах:
ТЯ: Ви..., Ка..., Ми..., Нас..., Кос...; ТИ: пус..., мес..., вез..., пас.
З а д а н и е 18. Взрослый предлагает ребенку:
— назвать первый звук в словах: теплый, тигр, телефон...;
— назвать последний звук в словах: петь, гулять, шить... (Продолжить
ряды слов самостоятельно.)
З а д а н и е 19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Огромная кошка,
Вся шубка в полосках. (Тигр)
Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)
Сколько по ней не иди —
Будет бежать впереди. (Тень)
З а д а н и е 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названиях которых есть звук [Т'].
З а д а н и е 21. Выучить чистоговорки:
Тятятя — у меня дитя.
Титити — со мной не шути.
Тетете — чайник на плите.
Атьатьать — я иду гулять.
Етьетьеть — я буду петь.
Итьитьить — я хочу пить.
З а д а н и е 22. Дифференциация звуков [Т] — [Т'].Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[Т']»:
ть, ть, т, т, ть...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
татя, тоте, тутю...; тюту, ти...
Повторить за взрослым слоговой ряд, голосом и сильным хлопком
выделить ударный слог:
татя, тотё...
Договорить последний звук в слове ([Т] — [Т']):
самоле..., парашю..., гуля..., писа...
Попросить ребенка загнуть пальчик, если он услышит звук [Т] в словах:
тигр, туфли, телефон, трамвай, тело, туча.
Дидактическое упражнение «Договори словечко, назови первый звук в
слове»:
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные... (тетрадки).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил... (точку).
Дидактическое упражнение «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать
слова со звуками [Т] и [Т']).
Вспомнить загадки, картинки на звуки [Т] и [Т'].
Выучить скороговорку:Под деревом тетерев тетерева встретил:
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?»
Тетерев тетереву в ответ:
«Мои тетеревята — здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет!»
З а д а н и е 23. Упражнение для развития координации речи с
движениями:
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петькузабияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
С. Михалков
(Руки согнуты в локтях, ребенок имитирует езду на поезде.)
З а д а н и е 24. Знакомство с буквой Т.
Т трудилась целый день.
Забивала гвозди в пень.
О. Гофман
На что еще похожа буква Т?
Буква Т из пальцев: указательный палец правой руки поднятвертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над
ним.
Игры с буквой.
З а д а н и е 25. Анализ и сравнение слов Тим, Том (составление схем из
кружков, чтение, составление из букв разрезной азбуки).
Составление коротких предложений с помощью взрослого из разрезной
азбуки, чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Взрослый показывает сюжетную картинку и задает вопрос: «Кто тут?»
Ребенок читает:
Тут мама. Тут Том. Тут Тим. Тут Тома. Тут Тата.
Взрослый дает ребенку понятие о границах предложения, объясняет,
что первое слово в предложении, как и имена людей, пишется с большой
буквы, а в конце предложения ставится точка.