Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка выделять элемент ритмического рисунка ударением.
2. Развивать у ребенка динамический праксис.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Б], [Б'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Научить ребенка делить на слоги двух-трехсложные слова без стечения согласных.
5. Продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову.
6. Учить звуковому анализу слов.
Домашнее задание № 12. Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Научить ребенка выделять элемент ритмического рисунка ударением.
2. Развивать у ребенка динамический праксис.
3.
Научить ребенка четко произносить звуки [Б],
[Б'],
дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Научить ребенка делить на слоги двухтрехсложные слова без
стечения согласных.
5. Продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову.
6. Учить звуковому анализу слов.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Слушай и повтори» (развитие
слухового внимания).
Взрослый ударяет в барабан три раза: один раз сильно и два раза —
слабо (ритмический рисунок ! !!), а ребенок должен повторить, выделив силой
удара необходимый элемент. Затем ритмический рисунок может меняться,
например: !! !, !! ! и т.д.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Делай, как я» (развитие
координации движений рук).
Ребенок по образцу (сначала вместе со взрослым, а потом
самостоятельно) выполняет следующие движения руками одновременно:
правая рука — кулак, левая рука — ладонь и т. д.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [Б].
Взрослый произносит предложение (голосом выделяет звук [Б]) и
спрашивает у ребенка, какой звук часто в нем слышится:
У барана Бубы болят зубы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Б]:
— губки сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха;— горлышко «работает».
Символ звука:
стук большого барабана: ББББ...
(см. цветную
вклейку). Характеристика звука: звук согласный (губки создают преграду
воздух твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.
Мальчик упал с санок — бух! бух!
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если
услышишь звук [Б]»:
д, т, б, б...; да, ба, ду...; баран, корова, бык, забор, сорока...
З а д а н и е 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним ряд слогов,
голосом выделяя ударный:
бабабаба, быбубоба...
З а д а н и е 7. Договорить в словах последний слог:
БА: вер..., из..., гу..., тру..., стрель..., борь...;
БЫ: тру..., гу..., клум..., тум..., из...
З а д а н и е 8. Подобрать слова к первому слогу:
БА: тон, гаж, лет...; БУ: кет, мага, тылка, тон...;
БО: ря, бик...
З а д а н и е 9. Дидактическое упражнение «Веселый мяч».
Научить ребенка делить слова на слоги (ребенок проговаривает слово
по слогам и на каждый слог ударяет мячом о пол):
бусы, бананы, боты, заборы, быки...
З а д а н и е 10. Работа с картинками (при затруднении использовать
карточки и синий кружок с колокольчиком).
Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в начале слова.
Выбрать картинки, в названии которых звук [Б] стоит в середине слова.
З а д а н и е 11. Ребенку предлагается вспомнить слова со звуком [Б]
самостоятельно, определить место звука [Б] в словах.
З а д а н и е 12. Подобрать родственные слова к слову:баба — бабушка, бабуля...
З а д а н и е 13. Выучить чистоговорки:
Бабаба — новая труба.
Бубубу — взяли мы трубу.
Быбыбы — нет трубы.
З а д а н и е 14. Знакомство со звуком [Б'].
Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в
отгадке.
В дупле живет
Да орешки грызет. (Белка)
Символ звука: стук маленького барабана: бь, бь, бь... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение:
зеленый кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 15. Фонетическое упражнение.
Баран блеет: беее...
З а д а н и е 16. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Б']»:
бь, дь, ть, бь...; бя, бе, ди, те...; кошка, бегемот, бизон, корова,
обида...
З а д а н и е 17. Повторить за взрослым ряд слогов, голосом выделяя
ударный:
бябябябя; бябебюби...
З а д а н и е 18. Из ряда картинок выбрать только те, в названии которых
есть звук [Б'].
З а д а н и е 19. Дифференциация звуков [Б] — [Б'].
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[Б']»:
б, бь, б, бь, бь...; бя, ба, бы, бю...
Определить на слух лишнее слово в ряду ([Б] или [Б']):баран, бусы, бочка, бегемот; белый, белка, бык, бизон.
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Баран)
Стоят в поле сестрицы,
Платья белены,
Шапочки зелены. (Березы)
Без крыльев, а быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает. (Белка)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
З а д а н и е 20. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов,
в названии которых есть звуки [Б] и [Б'].
Подобрать слова со звуками [Б] и [Б'], разделить их на слоги. Составить
предложения с этими словами.
Сравнить слова, составить с каждым словом предложение:
быть — бить, были — били, забыть — забить.
Выучить скороговорки:
Все бобры добры для своих бобрят.
Баранбуян залез в бурьян.
З а д а н и е 21. Знакомство с буквой Б:
Б — большая бочка с краном,
Пьем из бочки утром рано.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Б?
Игры с буквой.
З а д а н и е 22. Звуковой анализ слов (составление схем слов из кружков,
анализ):баба, Бим.
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо
печатными буквами под диктовку.