Коррекционно-развивающие задачи.
1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.
2. В игре учить имитировать голоса животных и птиц.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б'] — [П'] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).
4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения согласных звуков.
5. Учить составлять предложения по опорным словам.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания (работа с предложением).
Домашнее задание № 14. Звуки [Б] — [П]; [Б'] — [П']
Коррекционноразвивающие задачи.
1. В игре учить ребенка узнавать животных и птиц по голосу.
2. В игре учить имитировать голоса животных и птиц.
3. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков: [Б] — [П],
[Б'] — [П'] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных
звуков).
4. Продолжать учить слоговому анализу и синтезу слов без стечения
согласных звуков.
5. Учить составлять предложения по опорным словам.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
7. Закреплять у ребенка знания элементарных правил правописания
(работа с предложением).
З а д а н и е 1. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу»
(развитие слухового внимания).
Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц
(например, «куку» — кукушка, «мяу» — кошка), а ребенок угадывает, чей
это голос.
З а д а н и е 2. Дидактические упражнения «Колхозный двор», «В лесу».
Аналогично заданию 1, но ребенок сам имитирует голоса животных и
птиц, а взрослый угадывает, чей это голос.
З а д а н и е 3. Дифференциация звуков [Б] — [П].
Назвать первый одинаковый звук в словах:
батон, булка, баранка...
Назвать одинаковый последний звук в словах:
суп, тулуп...
Сравнить артикуляцию звуков [П] и [Б] (найти общее и различие,
обратив внимание на «работу горлышка»); вспомнить характеристику звуков[П] и [Б], обозначение.
Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук
[П]»:
п, б, б, п...; ба, па, по, бу...; Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
паба, ба ...; бупу..., пу...
Повтори за взрослым серию слогов:
пабаба, бапапа, пабапа, бапаба, бабапа, папаба...
Дидактическое упражнение «Составь слово из слогов»:
пароход, барабан, парашют, бузина.
Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый
предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый
произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?
Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [П] и [Б]):
банка, панама, бутерброд, бутылка; павлин, пуговица, палка,
баран.
Из ряда нарисованных предметов выбрать со звуком [Б] ([П]) в
названиях.
Подобрать слова со звуками [П] и [Б].
Вспомнить загадки на звуки [П] и [Б] (см. темы № 12, 13).
Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П] на звук [Б] в словах.
Какие слова получились?
Почка — бочка, пар — ..., пот — ..., пой — ..., папа — ..., пашня
— ..., пас — ..., правый — ..., палка — ...
З а д а н и е 4. Дифференциация звуков [Б'] — [П'].
Назвать первый звук в словах:
бегемот, белка, бизон ([Б']).
Назвать первый звук в словах:Петя, первый, пила ([П']).
Сравнить артикуляцию звуков [П'] и [Б'], обратив внимание на «работу
горлышка», вспомнить характеристику и обозначение звуков.
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[Б']»:
бь, пь, пь, бь...; пя, бя, би, пи...; береза, белка, писать...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
пябя, пи...; бипи, бя ...
Повторить за взрослым ряд слогов:
пипиби, бибипи, бипиби, пибипи, пибиби, бипипи.
Из ряда картинок убрать лишнюю (по наличию в словах звуков [П'] и
[Б']), взрослый при этом картинки не называет:
белка, береза, петух, бегемот...
Вспомнить загадки на звуки [П'] и [Б'] (см. темы № 12, 13).
Вспомнить слова со звуками [Б'] и [П'], определить место звуков в этих
словах (в случае затруднения использовать карточку и зеленые кружки с
колокольчиком и без).
Взрослый предлагает ребенку заменить звук [П'] на звук [Б'] в слове.
Какое новое слово получилось? Составить предложения с этими словами.
Пить — ...
З а д а н и е 5. Дифференциация звуков [Б] — [П], [Б'] — [П'].
Назвать звонкие и глухие согласные звуки; назвать твердые и мягкие
согласные звуки.
Взрослый называет слово, а ребенок поднимает соответствующую букву
из этого слова (Б — П).
Выучить скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
З а д а н и е 6. Звукослоговой анализ слов баба, папа (выкладываниесхем слов из кружков, сравнение звукового состава слов, нахождение общего
и различия в схемах).
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Взрослый задает ребенку
вопрос: «Какие буквы надо заменить в слове папа, чтобы превратить слово
папа в слово баба?»
Чтение, списывание слов, предложений:
Тут папа. Тут баба.
Составление предложений по опорным словам (обратить внимание
ребенка на порядок слов в предложении и согласование членов предложения):
баба, вязать, носки; дрова, папа, рубить.