Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.
2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
3. Научить ребенка четко произносить звук [Э].
4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.
5. Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации.
6. Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
Домашнее задание № 24. Звук и буква Э
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных
по слоговой структуре.
2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить
задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
3. Научить ребенка четко произносить звук [Э].
4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой
структуры.
5. Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и
вопросительную интонации.
6. Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную
интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
З а д а н и е 1. Взрослый произносит ряд слов, а ребенок слушает
внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей
слоговой структуре:
мак — бак — так — банан; сом — ком — индюк — дом; лимон
— вагон — кот — бутон; мак — рак — веник — бак.
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Э].
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Э]:
— губки в улыбке;
— зубки сближены;— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка
приподнята;
— горлышко «работает».
Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»
(см. цветную вклейку). Характеристика звука [Э]: звук [Э] — гласный, его
можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
Обозначение: красный кружок.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Э]»:
э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
З а д а н и е 5. Повторить за взрослым серию слогов:
птэктэбдэгдэ; ктэбдэгдэптэ.
З а д а н и е 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию
звука [Э]):
автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
З а д а н и е 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла,
Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
З а д а н и е 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [Э].
З а д а н и е 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой
структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги.
Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с
каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг,
экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт,
элеватор.
З а д а н и е 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметыотвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы — на вопрос:
что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным
предметам.
Продолжить ряд:
Кто это? Это девочка, кошка, собака...
Что это? Это машина, стол, куртка...
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности
или неодушевленности предметов):
машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.
З а д а н и е 11. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
О. Гофман
На что еще похожа буква Э?
Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки
образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.
Игры с буквой.
З а д а н и е 12. Самостоятельный звукослоговой анализ слова Эдик:
составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки,
чтение, списывание.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и
повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью
взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на
письме (употребление точки и вопросительного знака).
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.