Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.
2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С'], дифференцировать их на слух и в произношении.
3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
4. Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.
5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.
6. Учить анализировать слова и предложения.
Домашнее задание № 25. Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от
других своей слоговой структурой.
2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С'], дифференцировать
их на слух и в произношении.
3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за
изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
4. Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.
5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество
слов.
6. Учить анализировать слова и предложения.
З а д а н и е 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд
слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому
составу:
совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка,
ветка — корова — клетка — сетка, каток — дом — моток —
поток.
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [С].
Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым
утрированно). Какой звук часто слышится в ней?
Везет Санька Соньку на санках.
Санки — скок, Саньку — с ног,
Сонька — бух в сугроб!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [С]:
— губки в улыбке;
— зубки сближены;— широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края
язычка прижаты к верхним зубам;
— холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
— горлышко «молчит».
Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... (см.
цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду
воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, ... (резкое отрывистое
произнесение звука вслед за взрослым).
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [С]»:
с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...; Соня, Саня, коса, кровать,
дом, колесо, молоко, лес...
З а д а н и е 5. Повторить за взрослым серию слогов:
сасосусы; асосусис; стастостусты; астостустист.
Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого
нибудь слога:
сасасо, сусусу...
З а д а н и е 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
саас, асса, соос, стааст, астста...
З а д а н и е 7. Закончить слово слогами:
СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...; СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве...,
ча....; СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...
З а д а н и е 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Белый камень во рту тает. (Сахар)
З а д а н и е 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии
которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на
слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.
З а д а н и е 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове).
При затруднении использовать карточку и синий кружок:
санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс,
нос, поясок.
З а д а н и е 11. Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии
которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:
самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница,
соусница, стакан, супница, салатница.
З а д а н и е 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов,
назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два
раза?
Листопад (падают листья), снегопад — ..., пылесос — ..., самокат
— ..., самолет — ..., садовод — ..., лесовод — ...
З а д а н и е 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с
каждым словом предложение».
Заменить первый звук в слове на звук [С]:
мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., дом — ..., лук
— ..., мода — ...
Заменить последний звук в слове на звук [С]:
бак — бас, Рим — ..., лев — ..., нож — ..., труд — ..., голод — ...
Заменить третий звук в слове на звук [С]:
лапка — ласка, марка — ..., парта — ..., сопка — ..., качка — ...,дочки — ...
З а д а н и е 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С].
Какое слово получится?
Тройка (стройка), наряд — ..., клад — ..., мех — ..., мешок — ...
З а д а н и е 15. Выучить чистоговорки:
Сасаса — вот летит оса.
Сусусу — не боюсь осу.
Сысысы — нет осы.
Сососо — у Сони колесо.
Асасас — я пью квас.
Ососос — у собаки нос.
Исисис — я ем рис.
Усусус — я ем мусс.
Аскааска — у Сони маска.
Оскаоска — у Сони соска.
Искаиска — у Сони миска.
Ускауска — у Сони блузка.
З а д а н и е 16. Знакомство со звуком [С].
Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... (см.
цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.
Обозначение: зеленый кружок.
З а д а н и е 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [С]»:
сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...; Сима, синий, липа, пила,
сидеть, гусь, елка...
З а д а н и е 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой
одинаковый звук во всех этих словах?
Синий, селедка, синица, сито, сетка.
З а д а н и е 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названиикоторых есть звук [С'], определить место звука [С'] в каждом из слов,
составить с каждым словом предложение.
З а д а н и е 20. Выучить чистоговорки:
Сясяся — мы видели гуся.
Сесесе — еду на гусе.
Сисиси — сено принеси.
Асьасьась — плывет карась.
З а д а н и е 21. Дифференциация звуков [С] — [С'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
сася, сяса, ..., асась, асьас...
Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С']):
гу..., но..., поя..., ло..., голо...
Повторить за взрослым серию слогов:
сасася, сясаса, сасяся, сясяса, сасяса, сясася.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С']):
санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе»
(подобрать слова со звуками [С] и [С']).
Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в
словообразовании (обратить внимание на появление звука [С'] в образованном
слове):
нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ..., колесо — ...,
сосна — ..., коса — ..., ананас — ...
Составить предложения со словом Сима (Соня).
Распространить
предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и
последнее слово в предложении. Например:
Соня пьет сок. Соня пьет томатный сок. Соня пьет свежий
томатный сок. Соня пьет вкусный свежий томатный сок.
Выучить скороговорки:У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы — не усы, не усищи, а усики.
З а д а н и е 22. Знакомство с предлогами с, со.
Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола,
взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу?
Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание
ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и
графическое изображение.
Назвать предлог в предложениях:
Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.
Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):
Я взял ... стола чашку. Мальчик несет сумку... книгами.
Составить предложение из слов:
Соня, земля, листья, поднимать, с; Сима, листья, земля, сухие,
поднимать, с; Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с; Соня,
скамейка, встала, со.
З а д а н и е 23. Знакомство с буквой С.
Букву С писать мне просто.
С как серп, кривой и острый.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква С?
Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки
образуют полуовал.
Игры с буквой.
З а д а н и е 24. Звукослоговой анализ слов, составление схем из
кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Сима, сок, стакан, стаканы.
Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов впредложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:
Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы.
Там сок.