Коррекционно-развивающие задачи.
1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.
2. Научить правильно произносить звук [Ж].
3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.
4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.
5. Развивать слухо-речевую память ребенка.
6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
7. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
Домашнее задание № 31. Звук и буква Ж
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения
логических задач.
2. Научить правильно произносить звук [Ж].
3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в
заданном слове.
4. Совершенствовать навыки аналитикосинтетической деятельности,
развивать звукослоговые представления ребенка.
5. Развивать слухоречевую память ребенка.
6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
7. Учить самостоятельно производить звукослоговой анализ слов.
З а д а н и е 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать,
подумать и решить следующие логические задачи:
— У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько
всего детей у мамы?
— У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько
всего котят родилось у Микки?
— Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему
перебраться через реку?
З а д а н и е 2. Знакомство со звуком [Ж].
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи
предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок.
(Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову
желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый
звук во всех этих словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Ж]:— губки округлены и слегка вытянуты вперед;
— широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
— теплая воздушная струя идет по центру язычка;
— горлышко «работает».
Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда
твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 3. Фонетическое упражнение.
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ж]»:
ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...
З а д а н и е 5. Повторить за взрослым серию слогов:
жажожужи, жижужажо...; ждаждождужды, ждождажды
жду...
З а д а н и е 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?
Эта..., гара..., чи..., черте..., мор...
З а д а н и е 7. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» —
упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в
новом слове).
Флаг — флажок, берег — ..., друг — ..., рог — ..., пирог — ...,
круг — ..., утюг — ...
З а д а н и е 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти
самое длинное и самое короткое слово.
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)
З а д а н и е 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку,
назови первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот)
З а д а н и е 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова
получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук — жук, баба — ..., мир — ..., мало — ..., пакет — ..., билет
— ..., пучок — ..., Веня — ...
З а д а н и е 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово
по звукам:
жук [ж у к], жаба [ж а б а].
З а д а н и е 12. Взрослый произносит ряд из 3—5 слов со звуком [Ж], а
ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.
З а д а н и е 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА: ра, кет...; ЖУ: равль, ки...; ЖИ: раф, вот...
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:
ЖИ: но..., лы...; ЖА: лы..., ко ...
З а д а н и е 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук
[Ж] стоит в начале слова и в середине слова.
З а д а н и е 15. Выучить чистоговорки:
Жажажа — мы видели ежа.
Жижижи — бегут ежи.
Жужужу — помоги ежу.
Жожожо — я еду на «Пежо».
З а д а н и е 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и
повторить их (по одному):
Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка Женя жует жвачку.Девочка Женя жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя
жует мятную жвачку. Маленькая девочка Женя жует мятную
вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
З а д а н и е 17. Придумать как можно больше предложений про Жору и
Женю, используя знакомые предлоги.
З а д а н и е 18. Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
О. Гофман
На что еще похожа буква Ж?
Сравнивание букв К и Ж:
Это — Ж,
А это — К,
Целый жук и полжука.
А. Шибаев
Игры с буквами.
З а д а н и е 19. Самостоятельный звукослоговой анализ слов. Чтение,
списывание, письмо под диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы.
Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук
и жаба.