Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.
2. Учить вслушиваться в шепот.
3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д'], дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.
5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов.
6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.
7. Учить анализировать слова: дом, Дима.
Домашнее задание № 7. Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д'].
Буква Д
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков.
2. Учить вслушиваться в шепот.
3.
Научить ребенка четко произносить звуки [Д],
[Д'],
дифференцировать их на слух и в произношении.
4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов.
5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд
из 3—4 элементов.
6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы.
7. Учить анализировать слова: дом, Дима.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»
(развитие слухового внимания).
Взрослый хлопает в ладоши, а ребенок, закрыв глаза, считает про себя,
сколько раз хлопнули, и затем поднимает соответствующую цифру.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Выполняй команды»
(развитие остроты слуха).
Взрослый произносит шепотом различные команды (например, поднять
руки вверх, спрятать руки за спину и т.д.), а ребенок слушает их внимательно
и выполняет.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [Д].
Отгадать загадку, назвать первый звук в словеотгадке.
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес —
И исчез. (Дым)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляциюзвука [Д]: когда мы произносим звук [Д], то:
— губки свободны;
— зубки сближены, но не сомкнуты;
— язычок стучит кончиком за верхними зубками;
— горлышко «работает».
Символ звука: дятел долбит дерево: ДДД... (см. цветную вклейку).
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху),
твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 4. Фонетическое упражнение.
Дятел долбит дерево: ДДДДДД... (произносить звук [Д] вслед за
взрослым громко, отрывисто).
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Д]»:
а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.
Взрослый просит ребенка загнуть пальчик, если тот услышит слово со
звуком [Д]. Сколько пальчиков загнули?
Дуб, корова, дорога, вода, усы, дом, лиса.
З а д а н и е 6. Взрослый предлагает ребенку повторить за ним серию
слогов:
дадоду, дыдуда; дадодуды, дудыдадо.
З а д а н и е 7. Взрослый предлагает ребенку добавить последний слог к
словам, назвать слово целиком:
ДА: пома..., награ..., побе..., пого..., коман..., секун...; ДЫ: похо...,
пара..., наря..., еле..., са..., пру...
З а д а н и е 8. Работа с картинками:
— из ряда картинок (5—10 предметов) выбрать те, в названии которых
нет звука [Д];
— четко перечислить картинки, в названии которых есть звук [Д],
провести игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;— выбрать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в начале слова;
— четко назвать картинки, в названии которых звук [Д] стоит в
середине слова.
З а д а н и е 9. Вспомнить слова со звуком [Д] (звук [Д] стоит в начале
слова, в середине слова).
З а д а н и е 10. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый
первый звук во всех этих словах?
Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...), дуб
(дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).
З а д а н и е 11. Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос
(упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех
словах?
Дом — домок — домочек — домище; дуб — ...; дым — ...; друг
— ...
З а д а н и е 12. Выучить чистоговорки:
Дадада — у меня вода.
Дыдыды — нет воды.
Дудуду — за водой пойду.
З а д а н и е 13. Знакомство со звуком [Д'].
Символ звука: маленький дятел долбит дерево: дьдь... (см. цветную
вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение:
зеленый кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 14. Фонетическое упражнение. Колокольчик звенит: динь
динь...
З а д а н и е 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Д']»:
дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...; Дима, Вика, Маша, дело, деньги.
З а д а н и е 16. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и
повторить серию слогов:дядедюди; дюдидяде.
З а д а н и е 17. Перечислить нарисованные предметы:
диван, одеяло, дерево, деньги.
Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Определить место звука [Д'] в предложенных словах, используя
карточку и зеленый кружок с колокольчиком.
З а д а н и е 18. Подобрать слова по первому слогу:
ДЕ: вочка, душка, ло...; ДИ: во, ма, на...
З а д а н и е 19. Дифференциация звуков [Д] — [Д'].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
дадя, дыди,... диды, дяда...
Назвать первый звук в именах детей:
Дима, Даша, Денис, Данила, Дуня, Дина.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия
которых начинаются на звуки [Д] и [Д'].
З а д а н и е 20. Дидактическое упражнение «Подари подарки Диме и
Даше» (дифференциация звуков [Д] — [Д'] с использованием картинок).
Подобрать слова со звуками [Д] и [Д'], определить место звуков в
словах (начало, середина слов), используя карточку, синий и зеленый кружки
с колокольчиками.
Изменить существительные по падежам. Это (кто?) — Даша, Дима, нет
(кого?) — ..., подарю подарок (кому?) — ..., вижу (кого?) — ..., горжусь
(кем?) — ..., говорю (о ком?) — ...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
Кто приходит,
Кто уходит, —
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Весной веселит,
Летом холодит,Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
К вечеру умирает,
Поутру оживает. (День)
Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет. (Дорога)
З а д а н и е 21. Выучить скороговорку и ответить на вопрос: «Какой звук
часто в ней слышится?» [Д].
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
З а д а н и е 22. Знакомство с буквой Д.
Д — с высокой крышей дом.
В этом доме мы живем.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Д?
Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки
опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак;
указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой
руки.
Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с
ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):
На поляне дом стоит,
Пальцы обеих рук соприкасаются, локти
Ну, а к дому путь закрыт.
Обе руки повернуты ладонями
разведены, — «крыша».
к груди, средние пальцы соприкасаются,
большие пальцы — вверх — «ворота».
Мы ворота открываем,
Ладони разворачиваются параллельно
В этот домик приглашаем.
«Крыша».
друг другу.Игры с буквой.
З а д а н и е 23. Звуковой анализ слов дом, Дима (составление схем слов
из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в
словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).
Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание
печатными буквами.
Перед написанием слова Дима взрослый объясняет ребенку следующее
правило: имена пишутся с большой буквы.