Коррекционно-развивающие задачи.
1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых радов.
2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).
3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов.
4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.
5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
Домашнее задание № 8. Звук и буква Ы
Коррекционноразвивающие задачи.
1.
Уточнить с ребенком последовательность элементов
автоматизированных речевых радов.
2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко).
3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в
конце слов.
4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу.
5. Упражнять в образовании множественного числа существительных.
6. Учить анализировать и сравнивать слова.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Что за чем» (усвоение
последовательности элементов автоматизированного ряда).
Взрослый выкладывает ряд цифр от 1 до 10 и предлагает ребенку
ответить, какая цифра первая? последняя? перед цифрой 5? после 5? между 4
и 6? Сначала З а д а н и е выполняется с опорой на карточки, а затем — без них.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Тихо — громко».
Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко,
ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит
ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.
З а д а н и е 3. Знакомство со звуком [Ы].
Фонетические упражнения.
Медведь ревет: ыыыы... (произнести звук вслед за взрослым на плавном
длительном выдохе).
Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...;
пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы...
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию
звука [Ы]:
— губки не напряжены;— зубки разомкнуты;
— язычок отодвинут глубоко в ротик;
— горлышко «работает».
Взрослый объясняет ребенку, что звук [Ы] — гласный (язык, губы и
зубы не мешают свободному прохождению воздуха); знакомит ребенка с
символом звука [Ы]: пароход гудит: ЫЫЫ... (см. цветную вклейку), и
обозначением: красный кружок.
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если
услышишь звук [Ы]»:
а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...; сыр, мак, рог, дым,
топоры, сумка...
З а д а н и е 5. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда
нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом
выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец
слова), используя карточку и красный кружок.
З а д а н и е 6. Договорить последний слог в словах, назвать последний
звук в них:
ТЫ: кус..., мос..., бол..., ко...; ДЫ: са..., хо..., пло..., ря...
З а д а н и е 7. Вместе со взрослым закончить слово:
Мы... (ло), лы... (жи), сы... (нок).
З а д а н и е 8. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование
множественного числа имен существительных).
Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой
одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»
двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...
З а д а н и е 9. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в
названии которых есть звук [Ы].
З а д а н и е 10. Подобрать слова со звуком [Ы].З а д а н и е 11. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение
и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом
слове.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
Я. Аким
З а д а н и е 12. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].
З а д а н и е 13. Выучить считалку:
Атыбаты, шли солдаты,
Атыбаты, на базар,
Атыбаты, что купили?
Атыбаты, самовар,
Атыбаты, сколько стоит?
Атыбаты — три рубля.
Атыбаты, кто выходит?
Атыбаты — это я.
З а д а н и е 14. Знакомство с буквой Ы.
С палкой ходит буква Ы,
Ищет ягоды, грибы.
О. Гофман
На что похожа буква Ы?
Игры с буквой.
З а д а н и е 15. Анализ слов дом, дым: выкладывание схем слов из
кружков, выкладывание слов из букв разрезной азбуки, сравнение слов (общее
и различие), чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Договорить предложения, выбрав подходящее по смыслу слово:Из трубы идет... Строители построили новый... (дом, дым).