Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.
2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [И] — [Ы].
4. Познакомить ребенка с правилом: звук [И] обеспечивает мягкость предыдущего согласного звука.
5. Учить анализировать и составлять всевозможные слова из ранее изученных букв.
Домашнее задание № 9. Звуки и буквы Ы — И
Коррекционноразвивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.
2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.
3. Учить слухопроизносительной дифференциации звуков [И] — [Ы].
4. Познакомить ребенка с правилом: звук [И] обеспечивает мягкость
предыдущего согласного звука.
5. Учить анализировать и составлять всевозможные слова из ранее
изученных букв.
З а д а н и е 1. Дидактическое упражнение «Сравни песенки» (развитие
слухового внимания).
Взрослый воспроизводит на бубне два различных ритма, а ребенок
определяет, одинаково они звучали или поразному.
З а д а н и е 2. Дидактическое упражнение «Повтори за мной» (развитие
слухового внимания и подготовка к усвоению слоговой структуры слов).
Взрослый отбивает на барабане простой ритм (!!, !!!, !!!!), ребенок
внимательно слушает, а затем воспроизводит этот ритм.
З а д а н и е 3. Дифференциация звуков [Ы] — [И].
Фонетические упражнения.
Песенка ослика: ииииииии...; мишка ревет: ыыыы... (на плавном
длительном выдохе).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук
[И]»:
и, ы, и, ы, ы...; им, ым, ды, ди...; мышка, мишка, Дима, дыня...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
мыми, ды...; имым...
Взрослый предлагает ребенку сравнить пары слов, понаблюдать за
изменением твердости — мягкости согласного звука, который стоит передзвуками [И] — [Ы]; объясняет ребенку правило: звук [И] придает мягкость
предыдущему согласному; просит составить с этими словами предложения:
быть — бить; выть — вить; забыть — забить; мыла — Мила.
Рассмотреть с ребенком ряд картинок (5—10), выполнить задания:
— игры «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
— выбрать картинки на звук [И] ([Ы]), выделить звук голосом,
определить место звука в слове, используя карточку и красный кружок.
Вспомнить названия наклеенных в тетрадь картинок на звуки [И], [Ы].
Вспомнить слова со звуком [И], [Ы].
З а д а н и е 4. Дидактическое упражнение «Назови лишнее слово».
Взрослый произносит ряд слов, ребенок слушает внимательно и называет
лишнее слово в ряду.
И: дыня, рис, Рита, кит; Ы: дым, сыр, пыль, липа.
Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в
словообразовании).
сапог — сапоги, топор — топоры, кулак — ..., стол — ...
Определить последний звук в образованных словах.
З а д а н и е 5. Дидактическое упражнение «Большие — маленькие»
(упражнение в словообразовании):
сады — садики, зонты — ..., мосты — ..., коты — ..., банты — ...,
носы — ..., кусты — ..., кроты — ..., усы — ...
Назвать последние звуки в каждой паре слов.
Прочитать ребенку стихотворение, предложить сравнить слова мышка
— мишка на слух.
В маленькую книжку
Не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы —
Нарисуем мышку.
Е. Григорьева, И. ГамазковаВыучить считалку.
Тынцыбрынцы, бубенцы,
Раззвонились, удальцы.
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон!
З а д а н и е 6. Дифференциация букв И — Ы.
Повторение шуточных стихов про буквы, игры с буквами.
Взрослый называет слова, а ребенок поднимает или пишет букву И или
Ы из этого слова:
Дима, дым; мишка, мышка; Мила, мыло.
З а д а н и е 7. Составление из знакомых букв разрезной азбуки слов.
Анализ этих слов, чтение, списывание печатными буквами:
мама, Дима, дама, Ида, ум, дом, дым.
Ответить, какие из этих слов надо написать с большой буквы и почему?