Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Астраханской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татаробашмаковская средняя общеобразовательная школа»
Проект по физике на тему:
«Домашние опыты по определению содержания примесей в мёде»
Направление: «В мире науки»
Автор работы: Рахимов Муслим, ученик 9Б класса. Руководитель: Кафаров Г.Ж., учитель физики МБОУ «Татаробашмаковская СОШ»
|
Астрахань – 2022
Мёд – это ценный комплекс питательных элементов, который так необходим человеческому организму. Он обладает уникальными целебными свойствами. Именно поэтому спрос на данную продукцию на рынках, как нашей страны, так и в других, высокий. Мы изучили статистику, в каких субъектах Российской Федерации производят мёд в большом количестве. Результаты оказались следующими: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Приморский и Алтайский края, а также Ростовская область выпускают 37,2% русского мёда. Также изготавливают этот товар в Индии, Китае, Украине и Австрии.
Пчелиный мёд является ценным продуктом, в нём содержится более 300 различных компонентов. Основными питательными веществами являются белки, углеводы, минеральные вещества, различные ферменты, также витамины и другие. Мёд содержит очень много сахарозы (глюкозы, фруктозы и других), богат витаминами С, Е, РР, группы В. При расщеплении глюкозы и фруктозы выделяется большое количество энергии, необходимой для жизненных процессов организма.
Различают довольно большое количество видов мёда: акациевый, цветочный, гречишный, клеверный, вересковой, лесной, малиновый, луговой, липовый и так далее.
Несмотря на все положительные характеристики мёда, стоит задуматься, является ли он натуральным или же в нём есть так называемые примеси (например, тростниковый сахар, мука, мел, древесные опилки), которые говорят нам о том, что это фальсификация.
Цель нашей работы была следующей: определить домашними опытами, есть ли в мёде, купленном в обычном магазине, дополнительные добавки.
Итак, ниже описаны опыты, проделанные нами для определения качества цветочного мёда.
Опыт №1
«Определение сахара в мёде с помощью нагревания»
Цель работы: выяснить, добавлен ли в мёд сахар.
Необходимые приборы:
- столовая ложечка;
- мёд;
- спиртовка
Ход работы
1. Помещаем на ложечку небольшое количество мёда.
Рис.1
2. Нагреваем мёд при помощи спиртовки (огня).
Рис.2
Рис.3
Вывод: если в мёд добавлен сахар, он будет гореть. Натуральный мёд при нагревании превращается в сироп.
Опыт №2
«Выявление крахмальной патоки с помощью нашатырного спирта»
Цель работы: определение крахмальной патоки в исследуемом образце нашатырным спиртом.
Приборы:
- ёмкость;
- мёд;
- нашатырный спирт
Ход работы
1. Положить мёд в ёмкость.
2. В медовый раствор капните 5-10 капель крепкого нашатырного спирта.
Рис.4
Вывод: может выпасть осадок бурого цвета. Сам раствор тоже побуреет. Такой эффект даёт крахмальная патока.
Опыт №3
«Определение патоки в мёде чистым спиртом»
Цель работы: выяснить, содержится ли в нашем мёде крахмальная патока.
Приборы:
- ёмкость;
- мёд;
- дистиллированная вода;
- 96% спирт
Ход работы
К одной части мёда, смешанного с тремя частями дистиллированной воды, прибавляют четвертной объём 96% спирта и взбалтывают.
Рис.5
В итоге образуется жидкость молочно-белого цвета. Если раствор натурального мёда не помутнеет, следовательно, можно сказать, что в исследуемом образце отсутствует наличие крахмальной патоки.
Опыт №4
«Обнаружение наличия подмеси крахмала йодом»
Цель работы: определение крахмала в мёде с помощью йода.
Необходимые приборы:
- небольшая ёмкость;
- мёд;
- дистиллированная вода;
- йод
Ход работы
Добавить к мёду, разбавленному с дистиллированной водой, несколько капель йода, продаваемого в аптеках.
Рис.6
Итог: если полученная смесь будет иметь синеватый оттенок, то это значит, что в наш образец был добавлен крахмал.
Опыт №5
«Определение наличия порошкообразного мела в мёде с помощью уксусной кислоты»
Цель работы: провести исследование и посмотреть, добавлен ли в мёд мел.
Приборы:
- мёд;
- небольшая ёмкость;
- дистиллированная вода;
- уксусная эссенция (75%)
Ход работы
Добавить в раствор мёда с водой немного уксусной кислоты.
Рис.7
Наличие мела в мёде вызовет вспенивание и шипение за счёт выделения углекислого газа.
Опыт №6
«Проверка мёда с помощью проволоки»
Цель работы: проверить мёд на примеси с помощью нагретой проволоки.
Приборы:
- мёд;
- небольшая ёмкость;
- проволока из нержавеющей стали;
- спиртовка
Ход работы
1. Выложить на ёмкость небольшое количество мёда.
2. Накалите проволоку на огне и погрузите в мёд.
Рис.8
3. Выньте ёё и посмотрите.
Рис.9
Вывод: если при вынесении проволока оказалось чистой, то всё хорошо, иначе, если на ней налипли какие-то частички, то это говорит о том, что в мёде присутствуют примеси, делающие его некачественным.
Опыт№7
«Избыток воды в мёде»
Цель работы: проверить, есть ли в мёде излишнее содержание воды.
Необходимые приборы:
- мёд;
- газета
Ход работы
Положите мёд на газету.
Рис.10
Итак, если мёд растечётся, а бумага вокруг него намокнет, значит, в нашем образце присутствует излишнее содержание воды.
Исходя из всех вышеуказанных опытов, мы делаем вывод: в цветочном мёде, на котором проводились домашние опыты, оказалось следующее – отсутствие излишнего сахара, крахмальные патоки отсутствуют, не добавлен мел, нет избыточного содержания воды, присутствуют иные примеси. Таким образом, данный мёд является фальсифицированным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.